Найти тему
Это Было Интересно

За что "Сталин приказал расстрелять" конструктора танка Т-34

В Интернете ходит множество историй, утверждающих, что Сталин казнил конструктора танка Т-34. Интересно, что при советской власти никто никогда не слышал об этом так называемом «создателе» легендарной машины. Но теперь некоторые утверждают, что Сталин приказал его расстрелять.

Долгое время я считал, что за создание Т-34 отвечал острослов Михаил Кошкин. Но, согласно некоторым ревизионистским версиям, это не так - видимо, «все уже было придумано раньше». История гласит, что основу лучшего среднего танка Второй мировой войны заложил вовсе не Кошкин, осиротевший крестьянский мальчик с 3 годами школьного образования. Вместо него его якобы разработал Афанасий Фирсов, зажиточный человек и выпускник университета в Швейцарии.

Афанасий Фирсов (слева), Михаил Кошкин (справа)
Афанасий Фирсов (слева), Михаил Кошкин (справа)

Действительно, Афанасий Фирсов существовал. В начале 1930-х годов он возглавлял конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода и участвовал в разработке ранних советских легких танков. В то время он едва избежал тюремного заключения, но в дальнейшем ему повезло меньше. Давайте посмотрим глубже.

Фирсов происходил из богатой купеческой семьи из Бердянска, владевшей несколькими доходными владениями. Он получил инженерное образование в Германии и Цюрихе в Швейцарии и даже несколько лет проработал на заводе Sulzer в Швейцарии. Во время Первой мировой войны он вернулся в Россию, разрабатывал мощные дизельные двигатели для подводных лодок и помогал в строительстве минных тральщиков. Очевидно, что это был опытный и хорошо образованный инженер.

В первые годы советской власти такие специалисты были крайне необходимы. До революции инженеров не хватало, а после революции многие из них бежали. В одной из моих любимых книг детства, «Старая крепость», затрагивается эта тема: молодые люди приходили на заводы работать, но после бегства инженеров не оставалось никаких технических знаний и опыта. Все приходилось изобретать с нуля.

Что же делал в этот период Фирсов, опытный инженер и специалист по вооружениям? Сначала, после революции, он оставил работу на заводе и пять лет руководил техническими школами при областном комитете. Казалось, инженер со швейцарским образованием не был заинтересован в работе на новый «красный» режим.

-2

Но в 1927 году Фирсов неожиданно принял советскую власть и поступил на Николаевский судостроительный завод имени Марти. Однако его блестящая работа над дизельными двигателями привела к обвинению во вредительстве в рамках контрреволюционного заговора.

В обвинительном заключении, хранящемся в Николаевском областном архиве, фигурировали семнадцать арестованных, среди которых были дворяне, бывшие царские офицеры и купеческие отпрыски - все враждебно настроенные к советской власти люди. Интересно, что многие из обвиняемых ранее работали вместе в швейцарской компании Sulzer.

В чем конкретно обвинялся Фирсов? Умышленное сдерживание производства судовых дизельных двигателей:

«Несмотря на то что он знал, что дизели можно производить с помощью имеющихся инструментов, он настаивал на заказе оборудования за рубежом, что приводило к задержкам в производстве», - говорится в обвинительном заключении.

Скорее всего, речь идет о коррупции. Фирсов, известный специалист по морским дизелям, построивший множество двигателей для царского правительства, не смог изготовить ни одной рабочей машины для Советского Союза. В результате советскому правительству пришлось срочно закупать дизельные двигатели за границей по завышенным ценам. Фирсов курировал эти закупки. А у кого они покупали дизели? Вы угадали - у старых соратников Фирсова по заводу «Зульцер»!

Т34
Т34

Чувствуете, как взлетает якобы блестящая карьера инженера, только чтобы быть «невинно» раздавленным сталинским режимом? Давайте копнем глубже. В печально известном николаевском деле нескольким людям грозили серьезные тюремные сроки. Однако Афанасий Фирсов каким-то образом избежал сурового приговора, выйдя на свободу с первого раза, хотя и был вынужден переехать из Николаева в более спокойный город... Ленинград.

Оказавшись там, Фирсов продолжил работу с дизельными двигателями на ленинградском заводе «Русский дизель». Однако под его руководством завод вдруг стал с трудом выпускать привычную судовую технику. Вновь возникла группа лиц, глубоко возмущенных советской властью, и последовало очередное дело о вредительстве. К 1930 году Фирсов был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Но помните, что Советскому Союзу отчаянно не хватало квалифицированных инженеров. Квалифицированной рабочей силы почти не было, а сотни вновь созданных заводов требовали все больше и больше технического персонала. Уже в середине 1930-х годов Василий Грабин, выдающийся советский артиллерийский конструктор, отмечал, что инженерные задачи часто приходилось поручать людям, которые изначально были потолочными рабочими - людям без формального инженерного образования, но имеющим хотя бы небольшой опыт работы на заводе.

Учитывая острую нужду, Фирсов получил второй шанс. В сентябре 1931 года, менее чем через год после вынесения приговора, ОГПУ отменило наказание и направило его на работу на Харьковский паровозостроительный завод. Это была не самая приятная работа - строить паровозы. Фирсов был направлен на работу в одно из первых в Советском Союзе серьезных конструкторских бюро по проектированию танков, что было очень ответственно. До этого у СССР не было опыта разработки бронетехники тяжелее простых бронеавтомобилей на модифицированных автомобильных шасси.

БТ7
БТ7

Примечательно, что Фирсова сразу же поставили во главе танкового конструкторского бюро, что, как покажет история, было дорогостоящей ошибкой. Некоторые историки-ревизионисты утверждают, что Фирсов был идейным вдохновителем создания советских легких танков БТ-5 и БТ-7. Однако это далеко от истины.

Начнем с того, что сами танки не были идеальным вариантом. Эти быстрые легкие танки были основаны на ошибочных идеях быстрого завоевания, которые отстаивал маршал Тухачевский и которые включали в себя вторжения в Польшу и Индию. Однако в реальных боях эти танки были склонны к возгоранию и в итоге оказались неэффективными.

Более того, танки БТ даже не были советской разработкой. Это были американские танки, созданные конструктором Уолтером Кристи. Советы получили их путем легальных закупок и тайных методов, обходя санкции. За эти танки Тухачевский необъяснимым образом наградил Фирсова орденом Трудового Красного Знамени.

К 1936 году стало ясно, что саботаж проник в процесс разработки. Из почти 700 танков БТ-7, поставленных на вооружение, более половины были забракованы из-за дефектов коробок передач. Управление военной приемки бронетанковых войск приостановило приемку готовых танков до тех пор, пока не будут устранены недостатки конструкции. БТ-7 получил печально известное прозвище «танк-диверсант».

В результате Фирсов был снят с руководящей должности в КБ. Испытатель танков Евгений Кульчицкий даже рассказывал устойчивую историю о серии БТ - анекдот о том, что танки ломались, не успев проехать мимо заводского свинарника. Многие из готовых танков даже не успевали покинуть завод, как выходили из строя.

-5

Отсюда и возникла легенда о Фирсове как «создателе» Т-34. Миф был популяризирован Василием Никитичем Васильевым, ветераном и уважаемым инженером-танкистом. В своих воспоминаниях Васильев утверждал, что официальная история о роли Михаила Кошкина в создании Т-34 была выдумкой, призванной стереть наследие Фирсова - якобы Фирсов уже разработал предварительный вариант Т-34 за несколько лет до его серийного производства. Васильев утверждал, что Кошкин просто «обнаружил» чертежи Фирсова и присвоил себе его заслуги.

Этот рассказ был бы интригующим, если бы не сомнительная биография самого Васильева. Его мемуары, написанные в Канаде, отражают его жизнь после бегства из Советского Союза после Второй мировой войны. Будучи молодым инженером, Васильев действительно работал на линии по производству Т-34, но после войны он оказался на нацистском танковом заводе. К 1945 году он сдался союзным войскам и нашел убежище в Канаде, вероятно, опасаясь мести со стороны советских властей.

Учитывая историю Васильева и тот факт, что его утверждения были опубликованы за рубежом спустя десятилетия после событий, его достоверность вызывает сомнения. Официальная история Т-34 хорошо документирована - танк был разработан и поставлен на вооружение до войны, задолго после того, как Фирсов и его команда были отстранены от участия в ней.

В 1937 году Фирсов был снова арестован. На этот раз была раскрыта целая паутина ответственности, в которой оказались замешаны все - от военных инспекторов до руководителей завода - в скандале с поставкой некачественных танков в армию.

Судебный процесс проводился не гражданским судом, а Военной коллегией Верховного суда СССР, то есть инженеров судили офицеры - те самые люди, которые впоследствии отправятся на войну на этих танках. Ситуация напоминала печально известную чистку маршала Тухачевского. Инженеры были приговорены к расстрелу, причем приказ о расстреле подписал, в частности, сам Сталин.

Сталин
Сталин

После смерти Сталина, в хрущевскую эпоху, Фирсов был посмертно реабилитирован в 1956 году, как и многие другие, кто вышел из моды во время чисток, часто заклейменные как троцкисты. Был ли этот инженер со швейцарским образованием действительно невинной жертвой, зависит от каждого конкретного случая.

Я предложу еще одно воспоминание, на этот раз неоспоримое, из первых рук. Прославленный советский генерал-танкист Михаил Катуков писал о своем первом сражении с нацистами. Официально его подразделение должно было получить новые танки Т-34. Однако из-за таких деятелей, как Фирсов, с завода им поставили только 33 легких танка БТ-5. Сколько из них уцелело в короткой стычке? Ни один - все они сгорели. Только благодаря храбрости советских танковых экипажей удалось остановить продвижение противника. И это в самом начале войны, задолго до того, как немцы развернули свою самую грозную бронетехнику.

Итак, это история двух танков: танка, сконструированного сыном богатого купца, который провалился в грязь, и танка, построенного сыном крестьянина, который одержал победу под Прохоровкой, в самом крупном танковом сражении в истории. Но для некоторых, особенно в либеральных кругах, сохраняется только одна версия: «Сталин приказал расстрелять».

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц