(О чем рассказала телепрограмма 1963 года.)
Телевидение - дальновиднние - это своеобразный "ламповый интернет" середины XX века. В нем умещались: политика и развлечения, искусство и новости, кино и мультики, путешествия и погода. Навигатором и поисковиком в этом "ламповом интернете" 1960-х -80-х была вездесущая телепрограмма. Эта небольшая газетка была в каждом доме.
Ее расчерчивали цветными карандашами: синий -передачи для дедушки, красный - мамины любимые программы, зелёным подчёркнуты мультфильмы и детские передачи. Тираж телепрограммы мог соревноваться с самыми популярными изданиями. В Кировской области он превышал тираж областной партийной газеты!
Люблю читать старые программы телепередач, и не только потому, что это чтение возвращает меня в пору беззаботного советского детства, а ещё и потому, что в каждой строчке зашифрована история уникального явления XX в. - телевидения.
Далеко не все знают, что заголовок многих телепрограмм "Смотрите на ваших голубых экранах" тесно связан с технологией производства первых марок телевизоров. При включении кинескоп светился мягким голубым светом. Он долго нагревался и комната заполнялась голубым свечением. Это стало своеобразным символом телевидения и даже брендом. Именно поэтому самая популярнаяэстрадно - музыкальная передача в СССР "Голубой огонек" получила свое название, которое закрепилось за ней до современности, и пережила уже десятки моделей телевизоров.
Читая программу 1963 года , замечаешь нечто странное. Вы заметили? Телевизор нельзя было смотреть с утра до вечера. Передачи начинались днём в 12.00, иногда вечером в 19.00. В некоторые дни передач совсем не было - профилактика! А ведь это 1963 год! Не какие то 30-е на заре истории ТВ! Все дело в том , что до 1967 года в Кировской области не было вещания центрального телевидения! Все передачи и прямые трансляции создавались творческим коллективом региональной студии.
Вот заголовки кировских телепередач: "Последние известия"- новости. "Неделя" - итоговая аналитическая программа. Тематическое вещание: "Пионерский объектив". Для колхозников передача - лозунг: "Скоту сытую и теплую зимовку".
Телевизионный фельетон: "За ушко, да на экран!" - бичевавший безхозяйственность и неповоротливость отдельных организаций и их руководителей. Особо популярными с появлением "ПТС" - передвижных комплексов для прямого эфира с 1962 года приобрели трансляции спортивных соревнований со стадиона "Динамо".
Погодите, погодите, скажет внимательный читатель. Как же не было московских телепередач, если в программе есть документальные и художественные фильмы? Да , фильмы в программе есть. Это результат сотрудничества Кировского телевидения с облкинопрокатом. Эта организация представляла киноленты для трансляции в эфире Кировской телестудии. Зрители смотрели советские и даже китайские кинокартины, кино стран соцлагеря, видовые фильмы и записанные на плёнку концерты. Постепенно в телецентре сформировалась своя фильмотека, что давало возможность планировать кинопоказы на месяцы вперёд.
Например, в сентябре 1963 года, телезрители посмотрели художественные фильмы "Два бойца", "Крейсер "Варяг", "Вакантное место", "Младшая жена"...весьма разнообразные по жанрам и тематике.
Был в программировании и своеобразный интерактив! Телепрограмму на субботу 28 сентября 1963 года составили исключительно по заявкам телезрителей! То есть можно было даже принять участие в формировании субботнего телевизионного вечера!
В 1960-е в эфире Кировской телестудии нашли свое место и своеобразные "мыльные оперы" - это телеспектакли на актуальные темы по пьессам кировских писателей. Некоторые постановки шли по нескольку вечеров. Актеры в телестудии играли вживую, в прямом эфире. Записывать студийные передачи на первый видеомагнитофон стали только в 1967 году. Поэтому телеспектакли того времени, до нас не дошли.
Излюбленным жанром "лампового интернета" были интервью в прямом эфире. Сейчас бы их назвали "подкастами" . Искусствоведы, историки, медики, и другие специалисты делились своими знаниями с телезрителями. Большой популярностью пользовались интервью с артистами и спортсменами. Ни один за наменитый гость, посетивший город Киров, не миновал студии кировского телевидения.
Здесь на фото запечатлён момент эфира передачи посвященной участникам XXI розыгрыша приза имени С.М.Кирова по конькобежному спорту. Крайняя слева - трехкратная чемпионка мира по конькобежному спорту, уроженка города Кирова, Мария Исакова.
При всем этом картина дня могла бы быть однобокой, если бы не киножурнала и передачи, присылаемые из Москвы в Киров. Киножурнал "Новости дня" доставлялся в Киров на самолёте, его встречал специальный сотрудник телецентра и доставлял на студию. Так кировчане узнавали новости Советского Союза и о событиях за рубежом. Первые выпуски супер-популярного "Голубого огонька" тоже доставляли в Киров на самолёте и до 1967 года крутили в записи. С кинопленки.
И вот здесь у многих возникает резонный вопрос: Кинопленка -предмет физический. Понятно как это работает в кинотеатре: с проектора на экран! А как кино показать по телевизору? Ведь кинопленку надо бы сначала оцифровать! Превратить в электро-магнитные волны?! Для этого на телевидение было особое помещение, называлось очень длинным словом - телек но проекционная аппаратная. Здесь кинопроекторы были соединены системой зеркал с объективами телекамер. И изображение с кинопленки транслировалось в прямой эфир! На трансляции кинопленки было задействовано две телекамеры. Пока одна была в эфире, на другой готовилась следующая кинопленка. Через телекамеру сигнал проходил на режиссерский пульт, синхронизировался со звуковой дорожкой, отправлялся в цех передатчиков, оттуда на телевышку и с высоты около 200 метров разлетелся по просторам Кировской области.
Алексей Фоминых, режиссер телевидения , автор программ по истории и краеведению.