Найти тему
ТЕЛЕВИЗИОНЕР

Проводник в "ламповый интернет" 1960-х

(О чем рассказала телепрограмма 1963 года.)

Телевидение - дальновиднние - это своеобразный "ламповый интернет" середины XX века. В нем умещались: политика и развлечения, искусство и новости, кино и мультики, путешествия и погода. Навигатором и поисковиком в этом "ламповом интернете" 1960-х -80-х была вездесущая телепрограмма. Эта небольшая газетка была в каждом доме.

Ее расчерчивали цветными карандашами: синий -передачи для дедушки, красный - мамины любимые программы, зелёным подчёркнуты мультфильмы и детские передачи. Тираж телепрограммы мог соревноваться с самыми популярными изданиями. В Кировской области он превышал тираж областной партийной газеты!

Программа передач Кировского телерадиокомитета 1963 г.
Программа передач Кировского телерадиокомитета 1963 г.

Люблю читать старые программы телепередач, и не только потому, что это чтение возвращает меня в пору беззаботного советского детства, а ещё и потому, что в каждой строчке зашифрована история уникального явления XX в. - телевидения.

Заголовок телепрограммы 60-х
Заголовок телепрограммы 60-х

Далеко не все знают, что заголовок многих телепрограмм "Смотрите на ваших голубых экранах" тесно связан с технологией производства первых марок телевизоров. При включении кинескоп светился мягким голубым светом. Он долго нагревался и комната заполнялась голубым свечением. Это стало своеобразным символом телевидения и даже брендом. Именно поэтому самая популярнаяэстрадно - музыкальная передача в СССР "Голубой огонек" получила свое название, которое закрепилось за ней до современности, и пережила уже десятки моделей телевизоров.

-4

Читая программу 1963 года , замечаешь нечто странное. Вы заметили? Телевизор нельзя было смотреть с утра до вечера. Передачи начинались днём в 12.00, иногда вечером в 19.00. В некоторые дни передач совсем не было - профилактика! А ведь это 1963 год! Не какие то 30-е на заре истории ТВ! Все дело в том , что до 1967 года в Кировской области не было вещания центрального телевидения! Все передачи и прямые трансляции создавались творческим коллективом региональной студии.

-5

Вот заголовки кировских телепередач: "Последние известия"- новости. "Неделя" - итоговая аналитическая программа. Тематическое вещание: "Пионерский объектив". Для колхозников передача - лозунг: "Скоту сытую и теплую зимовку".

Анонс телепередачи для механизаторов.
Анонс телепередачи для механизаторов.

Телевизионный фельетон: "За ушко, да на экран!" - бичевавший безхозяйственность и неповоротливость отдельных организаций и их руководителей. Особо популярными с появлением "ПТС" - передвижных комплексов для прямого эфира с 1962 года приобрели трансляции спортивных соревнований со стадиона "Динамо".

-7

Погодите, погодите, скажет внимательный читатель. Как же не было московских телепередач, если в программе есть документальные и художественные фильмы? Да , фильмы в программе есть. Это результат сотрудничества Кировского телевидения с облкинопрокатом. Эта организация представляла киноленты для трансляции в эфире Кировской телестудии. Зрители смотрели советские и даже китайские кинокартины, кино стран соцлагеря, видовые фильмы и записанные на плёнку концерты. Постепенно в телецентре сформировалась своя фильмотека, что давало возможность планировать кинопоказы на месяцы вперёд.

-8

Например, в сентябре 1963 года, телезрители посмотрели художественные фильмы "Два бойца", "Крейсер "Варяг", "Вакантное место", "Младшая жена"...весьма разнообразные по жанрам и тематике.

-9

Был в программировании и своеобразный интерактив! Телепрограмму на субботу 28 сентября 1963 года составили исключительно по заявкам телезрителей! То есть можно было даже принять участие в формировании субботнего телевизионного вечера!

Сцена из телеспектакля в эфире Кировского телевидения.
Сцена из телеспектакля в эфире Кировского телевидения.

В 1960-е в эфире Кировской телестудии нашли свое место и своеобразные "мыльные оперы" - это телеспектакли на актуальные темы по пьессам кировских писателей. Некоторые постановки шли по нескольку вечеров. Актеры в телестудии играли вживую, в прямом эфире. Записывать студийные передачи на первый видеомагнитофон стали только в 1967 году. Поэтому телеспектакли того времени, до нас не дошли.

Перед эфиром идёт репетиция телеспектакля. Фото из газеты "Программа телепередач" 1960-е г.г.
Перед эфиром идёт репетиция телеспектакля. Фото из газеты "Программа телепередач" 1960-е г.г.

Излюбленным жанром "лампового интернета" были интервью в прямом эфире. Сейчас бы их назвали "подкастами" . Искусствоведы, историки, медики, и другие специалисты делились своими знаниями с телезрителями. Большой популярностью пользовались интервью с артистами и спортсменами. Ни один за наменитый гость, посетивший город Киров, не миновал студии кировского телевидения.

-12

Здесь на фото запечатлён момент эфира передачи посвященной участникам XXI розыгрыша приза имени С.М.Кирова по конькобежному спорту. Крайняя слева - трехкратная чемпионка мира по конькобежному спорту, уроженка города Кирова, Мария Исакова.

-13

При всем этом картина дня могла бы быть однобокой, если бы не киножурнала и передачи, присылаемые из Москвы в Киров. Киножурнал "Новости дня" доставлялся в Киров на самолёте, его встречал специальный сотрудник телецентра и доставлял на студию. Так кировчане узнавали новости Советского Союза и о событиях за рубежом. Первые выпуски супер-популярного "Голубого огонька" тоже доставляли в Киров на самолёте и до 1967 года крутили в записи. С кинопленки.

Ремонт телекамеры 1959 г.
Ремонт телекамеры 1959 г.

И вот здесь у многих возникает резонный вопрос: Кинопленка -предмет физический. Понятно как это работает в кинотеатре: с проектора на экран! А как кино показать по телевизору? Ведь кинопленку надо бы сначала оцифровать! Превратить в электро-магнитные волны?! Для этого на телевидение было особое помещение, называлось очень длинным словом - телек но проекционная аппаратная. Здесь кинопроекторы были соединены системой зеркал с объективами телекамер. И изображение с кинопленки транслировалось в прямой эфир! На трансляции кинопленки было задействовано две телекамеры. Пока одна была в эфире, на другой готовилась следующая кинопленка. Через телекамеру сигнал проходил на режиссерский пульт, синхронизировался со звуковой дорожкой, отправлялся в цех передатчиков, оттуда на телевышку и с высоты около 200 метров разлетелся по просторам Кировской области.

Алексей Фоминых, режиссер телевидения , автор программ по истории и краеведению.