Найти в Дзене
Extreme Sound

Трагическая история, стоящая за альбомом Mastodon "Emperor Of Sand"

Альбом Mastodon "Emperor Of Sand", вышедший в 2017 году, продолжил прогрессивную тему, начатую в "Crack The Skye". Но за тяжестью музыки скрывалась настоящая семейная трагедия.

Представьте себе одинокую фигуру посреди бескрайней пустыни. Человек не знает, куда идти, пути назад нет. Вокруг него кружатся песчаные вихри, пока он не исчезает из виду, становясь частью пейзажа, песчинкой среди бесконечных дюн. Солнце в зените, нет ни воды, ни тени. Внезапно на горизонте появляется движение. Фигура приближается. По коже бегут мурашки, мороз пробирает даже под палящим солнцем. "Бежать!", — мелькает мысль. Но куда? Пустыня простирается до самого горизонта, сливаясь с небом. Тень становится все ближе…

"Наши песни всегда полны загадок, на наших пластинках герои вечно что-то или кого-то ищут. Это как в запутанных снах: где я, черт возьми?"

журналист Philip Wilding

Гитарист Mastodon Билл Келлихер тоже далеко от дома. Он прилетел из Атланты в Великобританию, и сейчас мы беседуем с ним на четвертом этаже офиса его звукозаписывающей компании в Лондоне. Из высоких окон открывается вид на фешенебельные кварталы Кенсингтон Хай-стрит. Рядом с ним сидит Бранн Дэйлор, барабанщик и один из трех вокалистов Mastodon. Они подшучивают друг над другом с той непринужденностью, которая свойственна некоторым американцам. Оба выросли недалеко от Рочестера, штат Нью-Йорк, и, сами того не зная, часто бывали в одних и тех же музыкальных магазинах. Сейчас они живут в нескольких кварталах друг от друга в пригороде Атланты.

Они приехали, чтобы рассказать о своем седьмом альбоме "Emperor Of Sand", о его концепции, предыстории, о зловещей фигуре, преследующей героя альбома как в реальной жизни, так и во снах.

"Это метафора, что-то вроде Мрачного Жнеца", — говорит Дэйлор. "От этого парня, Императора, ничего хорошего не жди".

Это концептуальный альбом (не первый в дискографии группы), главный герой которого бежит от смертной казни, потерянный, одинокий и голодный, по пустынным землям. За ним по пятам следует судьба страшнее смерти. Пока все это звучит как чистой воды фантазия, очень в духе Mastodon. Но, как говорит Келлихер: "Все это выросло из реальной трагедии".

Пока группа писала и записывала "Emperor Of Sand", мать Келлихера умирала от рака. Он вспоминает, как сидел у ее постели, пока она спала. Накормив ее и подержав за руку, он надевал наушники, подключал гитару к компьютеру и сочинял музыку, сидя рядом. Жизнь его матери угасала, и в эти тяжелые для него дни музыка рождалась из боли утраты. "Мне нужно было чем-то себя занять, чтобы не сойти с ума", — говорит он. — "Чтобы не реветь без остановки".

В Великобритании есть социальная реклама, где пациент с онкологией показан потерянным и беспомощным посреди ледяной тундры. Ветер треплет его одежду, снег слепит глаза, и тут к нему подходит медсестра и возвращает к жизни. Учитывая ситуацию Келлихера и судьбу его матери, нетрудно провести параллель между замерзшим миром и раскаленными песками безжизненной пустыни.

"Именно так я себя чувствовал, когда потерял маму из-за рака", — говорит Келлихер. "Она блуждала в лабиринтах собственного разума. Если и можно извлечь какой-то смысл из текстов и музыки альбома, то он будет таким: "Живите настоящим моментом, потому что вы никогда не знаете, что будет завтра". Когда вам выносят смертный приговор, вы начинаете искать что-то, спрашивать: "Что я могу сделать? Где найти лекарство? К каким врачам обратиться?". Моя мама каждый день читала медицинские справочники, изучала этикетки на пузырьках с таблетками, и я понимал, что она умрет. Я говорил ей: "Оставь все это, не думай об этом, живи настоящим". Мы зацикливаемся на мелочах, не зная, когда придет наш час".

Старая поговорка гласит, что искусство рождается из страданий. Смерть матери Келлихера стала той искрой, которая разожгла творческий огонь Mastodon. В "Emperor Of Sand" группа создала альбом, который не только укрепил их статус легенд, но и показал то уникальное место, которое они занимают в современной музыке. Загадочный и драйвовый, с ярким, почти осязаемым звучанием, он полон мелодичности, но при этом грохочет и лязгает, как старый паровоз, берущий крутой подъем. Он полон сюрпризов - это очень по-мастодонски.

Прошло 17 лет с тех пор, как Бранн и Билл уехали из Виктора, штат Нью-Йорк, в Атланту, чтобы основать Mastodon вместе с басистом Троем Сандерсом и гитаристом Брентом Хайндсом. Два года спустя вышел их дебютный альбом "Remission". Хотя ему не хватало утонченности и изящества более поздних работ, его ярость невозможно было игнорировать. Альбом положил начало увлечению группы историей Человека-слона Джозефа Меррика и помог создать некоторые фирменные "фишки", которые Mastodon используют и по сей день.

"Мы постоянно развиваемся", — говорит Келлихер, — "но это происходит подсознательно. Мы живые люди, мы становимся старше, получаем новый опыт. Если сравнить наш первый альбом с этим, то покажется, что это две совершенно разные группы, потому что мы стали совершенно другими людьми. Я был совсем другим 20 лет назад, даже 10 лет назад. Взрослеть — это естественно, наши вкусы тоже меняются".

В период между первым и последним альбомами они пели о таблетках, алкоголе, небе, Моби Дике, колониях берез, Кровавой горе. Они играли прогрессив, рок, метал, оттачивая свое мастерство. Летом 2014 года вышел альбом "Once More 'Round The Sun", в котором экспериментальный дух и многослойные аранжировки сочетались с более цельным и слаженным подходом к написанию песен. Группа всегда эволюционировала, но теперь Mastodon стали еще более острыми и сфокусированными, и им не было равных.

"На последних концертах я видел, как девушки в первых рядах поют наши песни! Никогда бы не подумал, что доживу до этого", — смеется Келлихер. "А еще дети подходят и говорят: "Это мой папа поставил мне вашу музыку". Я в шоке: "Твой папа? Сколько тебе лет?! Сколько лет мне?!"

"Но я считаю, что каждый новый альбом должен быть лучше предыдущего, мы должны двигаться вперед, пробовать новое, а не топтаться на месте. Мне нравится то, что мы делаем сейчас, мне нравятся песни, которые мы пишем".

Двигаясь вперед, Mastodon все же решили сделать небольшой шаг назад и пригласили для работы над "Emperor Of Sand" продюсера Брендана О’Брайана (Pearl Jam, Rage Against The Machine), который продюсировал "Crack The Skye" в 2009 году.

"Сначала мы думали о Тони Висконти", — рассказывает Дэйлор. "Нам очень понравился новый альбом Боуи, он напомнил миру, насколько Висконти крут. Я поехал в Нью-Йорк, чтобы встретиться с ним, но в итоге ничего не вышло. И я не был уверен, чего хотят остальные ребята из группы. Поедем ли мы в Нью-Йорк записывать альбом? Мне это казалось не лучшей идеей. У Билла была очень тяжелая ситуация в семье, у Троя тоже были свои проблемы, у меня все было не очень гладко, Брент мотался туда-сюда со своей группой GTO…".

"А Брендан из Атланты", — добавляет Келлихер. "Нам нужен был человек, которому мы могли доверять. Мы хотели записываться в студии The Quarry в Кеннесо. До нее нужно было ехать, но мы могли ночевать дома. Нам нужна была эта база, чтобы нормально работать".

"Думаю, для нас было важно иметь дело со знакомым человеком, и не будем забывать, что это же Брендан О’Брайан!", — говорит Дэйлор. "К тому же, он понимает эту тонкую грань между прогом, цепляющими мелодиями, металлом… Он сказал нам: "Ребята, да вы пишете поп-музыку! Как будто кучка сумасшедших пишет поп-песни!".

С момента последней совместной работы с Бренданом прошло больше шести лет, но им, очевидно, удалось легко возобновить сотрудничество. Дэйлор вспоминает: "Честно говоря, мы как будто и не расставались: "Привет, Брендан!".

"Как будто встретил старого друга", — подтверждает Келлихер. "Давай запишем вместе отличный альбом!". Он был в восторге от этой идеи и работал с нами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это было именно то, что нужно группе в тот момент.

"Я чувствовал бóльшую близость с Бренданом во время работы над этим альбомом, возможно, потому, что переживал тогда не лучшие времена. "Crack The Skye" — это в основном Брент, его риффы, его песни, которые мы все помогали ему довести до ума. Так что, естественно, это было больше его видение, его и Брендана. На этот раз все было наоборот. Я чувствовал себя ближе к процессу, не то чтобы я управлял кораблем, но я высказывал свое мнение, делился идеями с Бренданом. Это было здорово".

"Кроме того, он умеет быстро принимать решения", — говорит Дэйлор. "Даже когда дело касается того, где пообедать! Он очень спонтанный: "Ты сказал, что у тебя есть идея для вокала? Спой, отлично, оставляем, работает, сводим!". Необязательно, чтобы все было идеально, главное — энергия, и он мастерски ее улавливает. Во время работы над "Crack The Skye" он вдруг сказал: "Давай добавим перкуссию". Я ответил: "Я не играю на перкуссии". Но потом пришлось...".

Басист и вокалист Трой Сандерс говорил, что "Emperor Of Sand" — это "связующее звено между всеми нашими альбомами. Мы шли к этому 17 лет, но в то же время это прямая реакция на события последних двух лет. Мы черпаем вдохновение в реальной жизни". Дэйлор считает, что главный герой альбома и умирает, и спасается в конце истории. Будь то аллегория на разрушительную силу рака, одиночества и страданий, вызванных неизлечимой болезнью, или просто история о потерянной душе, пытающейся найти свой путь в бескрайних песках, преследуемая смертью, посыл ясен: Mastodon движутся вперед, развиваясь все дальше и дальше.

Mastodon "Remission": Южный гром перед бурей "Левиафана"
Extreme Sound26 сентября 2024