В мире искусства есть произведения, которые привлекают внимание не только своей красотой, но и глубокой символикой. Одним из таких шедевров является картина Пабло Пикассо «Любительница абсента», написанная в 1901 году. Это полотно вызывает множество вопросов и заставляет задуматься о тайнах человеческой души.
На картине изображена молодая женщина, погружённая в свои мысли. Она сидит в тёмном зале ресторана и держит в руках бокал с абсентом. Лицо её выражает безразличие ко всему происходящему вокруг, а тело словно стало монолитом, который мерно покачивается в такт приходящим и уходящим мыслям.
Что скрывает эта загадочная женщина? О чём она думает? Может быть, она переживает трудные времена и пытается найти утешение в алкоголе? Или же она просто устала от суеты и хочет побыть наедине с собой?
Пикассо был известен своими экспериментами с формой и цветом, но на этой картине он также обращается к теме одиночества и отчуждения. Женщина на полотне кажется оторванной от мира, она словно живёт в своём внутреннем мире, который скрыт от посторонних глаз.
Некоторые искусствоведы считают, что «Любительница абсента» — это аллегория на тему смерти. Абсент, который часто ассоциируется с депрессией и меланхолией, может символизировать конец жизни. Женщина, сидящая в тёмном зале, может быть олицетворением смерти, которая приходит неожиданно и забирает с собой всё живое.
Однако другие исследователи считают, что картина имеет более позитивный смысл. Абсент, который в то время считался модным напитком, мог символизировать свободу и независимость. Женщина, сидящая в одиночестве, могла быть воплощением силы духа и способности противостоять трудностям.
Как бы то ни было, «Любительница абсента» остаётся одним из самых загадочных произведений Пикассо. Она заставляет нас задуматься о том, что скрывается за внешним безразличием и одиночеством, и напоминает нам о том, что каждый человек — это тайна, которую не всегда удаётся разгадать.
Абсент, который стоит на столе, словно открывает дверь в мир забвения, где исчезают тревоги, болезни и страх. Хотя алкоголь не решает проблем — утром, когда приходит похмелье, все трудности возвращаются, — он позволяет героине на время отключиться от реальности.
Картина была написана под влиянием творчества Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане и Эдгара Дега.
В начале XX века во французском искусстве был популярен интерес к «порочным» персонажам. У Пикассо было много предшественников в этом направлении, особенно стоит отметить Тулуз-Лотрека. Во многих работах художников звучит тема абсента — напитка, который стал своеобразным символом Парижа рубежа веков. Крепкая полынная настойка, прозванная «зеленой феей», наделялась особыми свойствами. Считалось, что те, кто увлекался абсентом, страдали не от простого алкоголизма, а от особой, «возвышенной» его формы, которая погружала их в мир галлюцинаций и фантазий.
Тематически Пикассо пока находится в русле «мейнстрима» эпохи. Однако в его образах уже заметен обостренный драматизм. В этой картине особенно выделяется гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.
Картина «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, была написана позже, осенью 1901 года. Она также известна под названием «Аперитив». Современное название было дано ей по записи в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d'absinthe). Именно у Канвейлера её купил наш соотечественник Сергей Иванович Щукин.
Сергей Иванович познакомился с Пикассо ещё в 1905 или 1906 году, но не сразу принял его творчество. Впервые он приобрёл картину художника в 1909 году, а к 1914 году в его коллекции было уже 51 произведение мастера. Пожалуй, ни одному другому частному коллекционеру не удалось собрать столько работ. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 году, было разделено между Эрмитажем и ГМИИ.
Если вы хотите узнать больше о творчестве Пабло Пикассо и других великих художников, посетите музей или художественную галерею. Там вы сможете насладиться их работами и погрузиться в мир искусства.
О нём
Криспиниано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Пикассо — это фамилия, под которой известен великий художник. Она имеет итальянские корни: его прадед по материнской линии, Томмасо, переехал в Испанию из города Сори, расположенного в провинции Генуя, в начале XIX века.
Дом, где родился Пикассо, находится на площади Мерсед в Малаге. Сегодня там расположен музей художника и фонд, названный в его честь.
Рисовать Пикассо начал с раннего детства, и его первым учителем стал отец — Хосе Руис Бласко, учитель рисования. Вскоре юный художник достиг больших успехов в своем увлечении. В восемь лет он написал свою первую серьезную картину маслом под названием «Пикадор», которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
В 1891 году отец Пикассо получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и семья переехала на север Испании. В 1894-1895 годах Пикассо учился в местной школе искусств.
Затем семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Несмотря на юный возраст — всего четырнадцать лет — он успешно сдал вступительные экзамены на конкурсной основе. Сначала он подписывался своим именем по отцу, Ruiz Blasco, но позже выбрал фамилию матери — Picasso.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Однако его пребывание в Мадриде было посвящено изучению коллекции музея Прадо, а не учёбе в академии, которая показалась ему слишком традиционной и скучной.
В июне 1898 года Пикассо вернулся в Барселону и вступил в художественное общество Els Quatre Gats, названное в честь богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его две первые персональные выставки. В Барселоне он подружился с Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его картин.
В детстве, когда мать укладывала его спать, она рассказывала ему сказки, которые придумывала, основываясь на эмоциях, пережитых за день. Пикассо говорил, что эти сказки вдохновили его на творчество, в котором он также использовал эмоции, вызванные одним днём.
В 1900 году Пикассо вместе со своим другом, художником Касагемасом, отправился в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там он познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была полна трудностей, и самоубийство Касагемаса в 1901 году глубоко потрясло молодого художника.
В начале 1902 года Пикассо начал писать в стиле, который впоследствии стал известен как «голубой период». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, а также образы нищеты, меланхолии и печали. В этот период он рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток, изображая их страдания. Его палитра была наполнена оттенками синего цвета.
Произведением переходного периода от «голубого» к «розовому» является картина «Девочка на шаре».
В 1904 году Пикассо поселился в Париже, где нашел пристанище в знаменитом общежитии для бедных художников Бато-Лавуар. Начинается «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменяются образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому цветам, а его персонажами стали бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты. Картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных и романтической жизни странствующих комедиантов.
От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо перешёл к анализу формы. Он сознательно деформировал и разрушал натуру, интерпретировал систему Сезанна и увлёкся африканской скульптурой, что привело его к созданию нового жанра. Вместе с Жоржем Браком, с которым он познакомился в 1907 году, Пикассо стал родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.
В мае 1907 года, когда Пикассо посетил парижский Этнографический музей, его внимание привлекли маски народов Африки, Океании и Полинезии. Он был поражён их необычностью. Магический взгляд на предмет отражает его суть, то, чем он отличается от других духовно, а не как выглядит внешне. Изображённый таким образом человек превращается в идола, а его лицо служит ритуальной маской.