Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Арнольд Бёклин и его зловещее полотно «Чума»

Death Delivery Service и другие лайфхаки апокалипсиса, или Почему средневековый дракон — это новый черный Если бы Арнольд Бёклин жил в наше время, его бы наверняка забанили в Instagram за нарушение «эстетики позитива». Его «Чума» — это как «Секс в большом городе», только вместо Кэрри Брэдшоу — всадница-скелет на летучей мыши, а вместо коктейлей — облако смертельного дыма. Но обо всем по порядку. В 1898 году, когда мир умилялся изобретению аспирина и первому киноцелую, Бёклин взял кисть и заявил: «А давайте-ка я вам напомню, что все умрем». Так родилась «Чума» — полотно, где Смерть, словно курьер срочной доставки, мчится по улицам средневекового города, не оставляя шанса на «отзыв заказа». Художник, конечно, не уточнил, есть ли у её дракона-байка функция «трек номера», но жители картины явно не успели прочитать уведомление: одни застыли в бытовой рутине, другие прячутся в домах, как мы в соцсетях во время новостей о крипте. Главный лайфхак Бёклина? Даже в разгар апокалипсиса кто-то обяз
Оглавление

Death Delivery Service и другие лайфхаки апокалипсиса, или Почему средневековый дракон — это новый черный

Если бы Арнольд Бёклин жил в наше время, его бы наверняка забанили в Instagram за нарушение «эстетики позитива». Его «Чума» — это как «Секс в большом городе», только вместо Кэрри Брэдшоу — всадница-скелет на летучей мыши, а вместо коктейлей — облако смертельного дыма. Но обо всем по порядку.

Арнольд Бёклин создал свою знаменитую картину «Чума» в 1898 году. Это произведение выполнено в технике масляной живописи на холсте, его размеры составляют 149,5 на 104,5 сантиметра. В настоящее время картина находится в Художественном музее в Базеле.
Арнольд Бёклин создал свою знаменитую картину «Чума» в 1898 году. Это произведение выполнено в технике масляной живописи на холсте, его размеры составляют 149,5 на 104,5 сантиметра. В настоящее время картина находится в Художественном музее в Базеле.

Смерть с доставкой на дом: Uber Eats по-бёклински

В 1898 году, когда мир умилялся изобретению аспирина и первому киноцелую, Бёклин взял кисть и заявил: «А давайте-ка я вам напомню, что все умрем». Так родилась «Чума» — полотно, где Смерть, словно курьер срочной доставки, мчится по улицам средневекового города, не оставляя шанса на «отзыв заказа».

Художник, конечно, не уточнил, есть ли у её дракона-байка функция «трек номера», но жители картины явно не успели прочитать уведомление: одни застыли в бытовой рутине, другие прячутся в домах, как мы в соцсетях во время новостей о крипте. Главный лайфхак Бёклина? Даже в разгар апокалипсиса кто-то обязательно уронит красный платок — единственный поп-акцент на полотне. «Это не кровь, это просто Gucci», — наверняка подумала бы местная модница.

Палитра Бёклина: хроматический детокс и мода на разложение

Если Pantone выпустит цвет «бёклинский зеленый», его описание будет гласить: «оттенок увядшего салата, пропитанный экзистенциальной тоской». Художник мастерски смешал гнилостные тона с черно-коричневой гаммой, словно говоря: «Смерть — она вне сезона, но всегда в тренде».

Единственный яркий элемент — алый платок на трупе — не просто символ крови. Это явный намек: даже в самые мрачные времена найдется место для драмы à la «Игра престолов». Историки гадают, предсказал ли Бёклин газовые атаки Первой мировой, но мы-то знаем: он просто хотел, чтобы у зрителей был повод для хоррора в стиле «Очень страшного кино».

Смерть как инфлюенсер: почему Чуме не нужен TikTok

«Царица Чумы» на картине — это блогер апокалипсиса, который не кричит «Подписывайтесь!», а просто… существует. Её дракон не изрыгает пламя, а выпускает дым, словно гигантский вейп. «Смерть беспристрастна, как алгоритм», — написал бы Бёклин в Twitter, если бы не умер за 15 лет до его изобретения.

Любопытно, что лица жертв размыты — будто их заретушировали за нарушение авторских прав. Может, Бёклин намекал: в эпоху массовых кризисов мы все — статисты в тикток-мемах о конце света?

Пророчество или дежавю?

Искусствоведы спорят: то ли Бёклин предвидел мировые войны, то ли просто пересматривал свои старые эскизы за бокалом абсента. Но факт остается фактом: «Чума» — это «Черный лебедь» XIX века. Художник, как истинный гуру тайм-менеджмента, показал: смерть не опаздывает. Она приходит ровно тогда, когда вы только собрались «начать жизнь с понедельника».

Эпилог: Как смотреть на «Чуму» и не впасть в депрессию (спойлер: никак)

Сегодня картина висит в Базеле, напоминая туристам: «Фото в Stories — вечно, жизнь — нет». Но в этом и есть её магия. Бёклин не запугивает, а стучится в дверь с вопросом: «А вы успели выключить утюг?».

Так что, если вам вдруг захотелось написать мрачный шедевр — не спешите. Лучше закажите пиццу, включите Netflix и помните: даже Чума когда-нибудь закончится. Но до тех пор… swipe up для вечной подписки на экзистенциальный кризис.

P.S. Автор статьи рекомендует после прочтения посмотреть видео с котиками. На всякий случай.

Материалы по теме