Роман с камнем.
Мир драгоценностей завораживает и опьяняет. Редкий по красо-
те камень, искусно ограненный и оправленный в драгоценный металл,
подчеркивает исключительные качества его владельца. Драгоценный
камень уникальный по красоте, цвету, форме обладает информацией,
которая задает мелодию, ритм, программу поведения. Благородные
металлы и драгоценные камни, соединенные фантазией ювелира в еди-
ное целое, дают возможность почувствовать их обладателям свою
избранность. Но завести "роман с камнем" - дело тонкое.
Драгоценности... потрясающие... таинственные... ослепитель-
ные... роскошные... экстравагантные... поразительные. Эти эпите-
ты зачаровывают почти так же, как и сами драгоценности.
Драгоценные камни ассоциируются с самыми экзотическими местами: алмазные копи в Африке, разработки изумрудов в Колумбии, сапфиры Таиланда, рубины Бирмы, Цейлон, Бразилия...
Завораживает одна лишь мысль о том, что из недр земли являются на свет столь дивные и прекрасные творения природы, как изумруд, алмаз, рубин...
В эпоху фараона Тутанхамона, а позднее - у римлян, этрусков,
греков, при дворе Людовика XIV, драгоценности играли значительную
роль в жизни царствующих особ и знати. Они сопровождали в могилу
своего обладателя, ими гордились, их покупали и продавали, похи-
щали и растрачивали на них огромные состояния.
Долгие века людей ослепляет блеск драгоценностей. Они явля-
ются своеобразной "визитной карточкой" людей весьма состоятель-
ных, честолюбивых и красивых. Кто из видевших великолепную Элиза-
бет Тэйлор в ее поразительных бриллиантах не был потрясен ее кра-
сотой - и красотой ее украшений?
Знаменитые обладатели дивных драгоценностей не забываемы: Мерле Оберон, герцогиня Виндзорская, индийские магараджи, императрицы, королевы и принцессы со старинных портретов... Люди уходят, шедевры ювелирного искусства остаются, передаются по наследству, составляя фамильную гордость,
распространяя шлейф былой славы их знаменитых владельцев на сто-
летия, совершенствуя собственную легенду.
Даже просто красивые женщины в чудесных украшениях оставляют
неизгладимый след в памяти людей, умеющих видеть и ценить прек-
расное. Великолепие их внешности и щедрость самой природы оттеня-
ют драгоценности , подчеркивают и заставляют сиять еще ярче...
Красота для красоты...
Начало этого великого колдовства уходит корнями в глубокую
древность... Кажется, ничто так не поразило людские умы, как отк-
рытие в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона. Толпы людей рину-
лись в музеи, чтобы увидеть своими глазами эти сокровища. И по
сей день интерес к ним не иссяк. Открытие египетской гробницы по-
ложило начало новому направлению в моде на украшения: в ювелирном
деле воцарились "древнеегипетские" мотивы.
Ювелирные изделия начала столетия выглядели обворожительно.
Разумеется, аристократическим особам принадлежали самые дивные из
них. Крупные и чистейшие камни в филигранных оправах, ожерелья,
колье, корсажи, тиары принадлежали людям известным. Их имена сим-
волизируют ушедший мир, словно погрузившийся в пучину моря вместе
со злополучным "Титаником". Асторы, Вайднессы и Тейеры, жители
Бостона и Филадельфии, Парижа и Лондона, Нью-Йорка и Лос-Анджеле-
са отплыли первым рейсом, увозя с собой саквояжи, полные лучших
парижских туалетов, ларцы с изумительными драгоценностями...
Украшения тех времен были спокойнее и "сдержаннее" большинства сов-
ременных из-за особенностей огранки камней. Но сами камни были
крупными, чистыми и весьма выразительными.
Мода и дизайн ювелирных украшений идут рука об руку. В 30-е
и 40-е годы особое значение приобрел стиль. Мир парижской "высо-
кой моды" заворожил весь свет и стал прерогативой самых состоя-
тельных людей планеты. Драгоценности потеряли былую "самостоя-
тельность", подчиняясь веяниям моды-капризницы. Например, мода на
низкие декольте привела к появлению крупных и эффектных ожерелий
и колье. Модельеры и ювелиры работали сообща. К тому времени уже
сформировались основные ювелирные фирмы мира, и каждой был присущ
собственный неповторимый стиль.
Вплоть до 50-х годов XIX века, украшения в некотором смысле
"направляли" моду. Создание ювелирных украшений считалось "высо-
ким искусством". Начиная с 30-х годов XX века наступает "период
модерна". Некоторые дизайнеры начинают "непочтительно" относиться
к драгоценностям. Они создают украшения, которые смотрятся как
подделка: вьют веревки из жемчуга и драгоценных камней. Коко Ша-
нель, например, обожала имитации собственных драгоценностей.
Именно она создала дивные копии своих известных браслетов: резных
запястий из оникса с инкрустациями в виде золотых мальтийских
крестов, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом.
Традиционно, в области "высокой моды" на драгоценности, тон
задавала Франция. Девять десятых всех лучших ювелирных фирм мира
исторически остаются французскими ( Ван Клиф, Картье, Мабуссан,
Буавен, Бельперон, Бушерон, Лалик...).
Но есть, разумеется, много выдающихся ювелиров и среди представителей других наций (Булгари, Вуччелатти, Эспри, Гэррард, Тиффани, Уинстон, Уэбб и так далее).
Вторая мировая война внесла коррективы в ювелирное дело.
Изысканные драгоценные камни из экзотических стран стали недос-
тупны и ювелиры начали использовать полудрагоценные камни и брон-
зу вместо традиционного золота. Фирма "Ван Клиф и Арпел" особенно
известна своими поразительными изделиями из полудрагоценных кам-
ней: кораллов, бирюзы, аметистов... Симен Шеппс, Фалько ди Вердю-
ра, а позднее Дэвид Уэбб также с успехом применяли полудрагоцен-
ные камни.
А Палома Пикассо творила чудеса с аквамаринами, оливи-
нами, кунзитами, танзанитами, богатейшая цветовая гамма которых
позволяла использовать их в качестве альтернативы рубинам, сапфи-
рам, изумрудам и бриллиантам.
В 40-50-е годы вновь наступает эпоха блеска, роскоши и бла-
гополучия. Женщины блистали удивительными украшениями от извест-
нейших ювелирных фирм и бесценными фамильными драгоценностями под
стать их громким именам: Барбара Хаттон, Марджори Мериуезер Пост,
Флоренс Голд, Элизабет Тэйлор, Лапа Тернер и Полетт Годдар.
Наиболее именитыми покупателями по-прежнему остались члены королевс-
ких фамилий, состоятельные европейцы и американцы. Но ювелирные
украшения также пользовались спросом у индийцев. Такие фирмы, как
"Ван Клиф и Арпел" и "Картье", виртуозно овладели искусством из-
готовления украшений с индийскими мотивами: "нагрудники" из от-
борных изумрудов, гигантские колье из рубинов. Камни таких разме-
ров, чистоты и цветов трудно отыскать.
В наши дни эти изделия можно встретить лишь на аукционах и в антикварных магазинах.
Сразу после войны резко возросло число покупателей из Соединенных Штатов Америки. Европейцы в этом отношении стали скромнее.
В последние же годы изысканные ювелирные изделия приобретают в
основном состоятельные люди из Японии, Арабских Эмиратов, Италии,
Германии, некоторых государств Азии и Африки, ну и, разумеется,
США.
Именно на 40-50-е годы пришелся пик любви к драгоценностям.
Дизайнеры создавали поразительные вещи для знаменитостей, которые
не боялись и не стеснялись появляться в них в свете. У голливудс-
ких кинозвезд появилось новое хобби - коллекционировать драгоцен-
ности. Люди отождествляли внешний лоск и блеск со значительностью
своих персон. Непременным атрибутом этого блеска был, разумеется,
блеск драгоценных камней.
В 60-е годы настала эпоха Кеннеди - эпоха шарма и элегантности. К тому времени сформировалась американская аристократия с присущими ей стилем и красотой. Неотъемлемой частью этого аристократического мира являлись, разумеется, драгоценности. Традицию 60-х в области украшений отличают смелость и экстравагантность. Вновь возникает спрос на весьма эффектные драгоценности. Среди покупателей в то время - также немало арабов. Их страсть к драгоценностям потрясает воображение.
МонтеКарло, Париж, Тегеран, Женева, Нью-Йорк, Рим, Гонконг, Джед-
да... Эти города неизменно привлекают богатых людей - воистину
это Мекка для желающих приобрести великолепные вещи. Разумеется,
есть и менее значительные рынки сбыта шикарных ювелирных изделий
- это Сент-Моритц, Палм-Бич, Канны... Там можно и поныне
стоять и любоваться сверкающими витринами и не менее
блестящими покупателями...
70-е годы продолжают ту же традицию. А потом настают блиста-
тельные 80-е... Великие времена. Создаются огромные состояния,
возникает мир необычайной роскоши и красоты. Разработаны новые
способы огранки камней, заставляющие порой и не такие уж выдающи-
еся камни ослеплять нас своим великолепием. Приобретают значение
нетрадиционные цвета. Розовые, голубые и красные бриллианты всег-
да были в цене. Теперь же в моду входят разнообразные оттенки
желтого, коричневого... Спросом пользуются и бриллианты цвета
шампанского, коньячные - именно они приносят производителям ги-
гантскую прибыль.
Громадные суммы... Легко поддаться искушению и решить, что
суть проблемы именно в этом. Но это отнюдь не так. Драгоценности
- это нечто совершенно поразительное. Это романтика, магия. Разве
не волшебство, когда женщина рассматривает поочередно пятьдесят
браслетов, сотни камней и вдруг восхищенно ахает при виде одно-
го-единственного? Это тот самый, единственный в мире шедевр, который не заметил никто... никто, кроме нее, одной-единственной...
Это - и смертельная битва между двумя покупателями во время аукциона, когда цены взлетают до небес... Это - жажда обладания тем, что никогда больше уже не встретится на вашем жизненном пути... Покупателем движет любовь -
нет, не жадность, не алчность, не страсть к обладанию, а именно
любовь - любовь к камню, к оправе, к шедевру ювелирного мастерс-
тва... Это всепоглощающе.
Во все времена камни покупались, продавались, выменивались, похищались... их желали, словно прекрасную женщину, обладания ими добивались те, кому Судьбой предназначено было ими завладеть.
Страсть эту можно хотя бы отчасти постичь, лишь наблюдая за ходом
аукциона. Над всеми здесь властвует страсть, безумие, неудержимое
стремление завладеть... Все драгоценности сперва передаются из
рук в руки - тут и наивные люди, и весьма опытные, тут и дилеры,
и сами будущие владельцы... Их примеряют, рассматривают, изучают
при помощи лупы, их держат в теплых ладонях или надевают на похо-
лодевшие от волнения пальцы, ими вполголоса восхищаются... и вот
начинается бой. Наступает долгожданный день. Перехватывает дыха-
ние.. .взлетают вверх руки... нолувздох-полустон... огонь в гла-
зах... по телефонным проводам с разных концов планеты доносятся
разноязыкие говоры... где-то - истерический вскрик... это зна-
чит... нет, не может быть... желанная вещь ускользает навеки. Ею
завладевает опытный делец, который продаст ее за бешеные деньги.
У него, возможно, уже есть покупатель среди многочисленной клиен-
туры... мужчина или женщина, для которых это вопрос жизни и смер-
ти. Это - отчаяние, это - страсть... это и то и другое вместе...
Никогда прежде это не было так очевидно, как во время аукциона
<Сотби>, на который были выставлены фамильные драгоценности гер-
цогини Виндзорской. Состоялся этот аукцион в Женеве в 1987 году,
и на нем присутствовало 2675 человек.
Взволнованные аукционеры сжимали в руках телефонные трубки. Изделия, поначалу оптимистически оцененные в 4-6 тыс. долларов, начинали свой путь к новому владельцу по цене 400 тыс... нет, уже 600 тыс... 800... миллион... Глазаслепит,ушам своимне веришь... Мутится разум... Продано было всего 305 предметов на общую сумму в 50 218 887 фунтов стерлингов. Некоторые вещицы очень милы, кое-что на первый взгляд весьма прозаично - мужские запонки, а вот сережки в виде морских раковинок от Симен Шеппс были проданы по цене, в девятнадцать раз превышающей их реальную стоимость. Аметисты покупались по цене самых лучших бриллиантов. Покупатели словно все посходили с ума...
Эффект подобных распродаж издавна известен. Даже когда в мировой
экономике наблюдаются периоды спада, цены на украшения во время
аукционов неизменно остаются очень высокими. Аукционный зал те-
перь редко является в полном смысле <домом торговли>. Это совер-
шенно особое место, где можно приобрести поистине великолепную
вещь по весьма высокой цене. Огромное преимущество аукционов -
помимо того, что они предлагают зачарованным знатокам ювелирного
искусства истинные шедевры, - состоит в широчайшей сети покупате-
лей по всему свету. Каталоги рассылаются во все страны мира,
предлагая покупателям, например, драгоценности индийской махара-
ни. И ювелирные изделия благодаря аукционам стали в наши дни бо-
лее доступными.
Но когда на смену 80-м годам пришли 90-е, времена переменились.
Мировая экономика пошатнулась, обострились социальные проблемы:
безработица, насилие, расовые и классовые противоречия породили
людей злых, бедных, бездомных, больных, напуганных... Проблемы,
подтачивавшие цивилизацию на протяжении веков, особенно рельефно
обозначились в последнее десятилетие XX века. И проблемы эти, по
крайней мере на сегодня, кажутся неразрешимыми. Всеобъемлющий
страх наложил отпечаток и на украшения. Изменились до неузнавае-
мости и стиль и мода. В мире господствует стиль <панк> - иными
словами, <низкий стиль>.
В начале 90-х даже всемирно известный дом моды Шанель испытывает ощутимое влияние стиля <гранж>, стиля уличных бродяг. <Высокая мода> и соответствующий стиль также <сменили имидж>. Настало царство искусственных мехов. Натуральные меха практически исчезают с подиумов и улиц - ведь аристократический блеск уже не в чести, - а появление
драгоценных мехов может произвести эффект разорвавшейся бомбы и
вызвать не вполне предсказуемую цепную реакцию среди <проблемных>
слоев населения.
В южноамериканских странах женщины скромно носят свои драгоценности в бумажных пакетах и надевают их, лишь войдя в столь же тщательно закамуфлированные роскошные ночные клубы... В Италии самые модные и аристократические дамы надевают простые суконные пальто или непритязательные плащики, под которыми, однако, скрываются дивные украшения и элегантные платья. Во многих странах (если не в большинстве) женщины теперь носят свои драгоценности <потихоньку> - либо у себя дома, либо в гостях у друзей...
В арабских странах они скрывают блеск драгоценностей под паранд-
жой. Все окутано дымкой тайны и строжайшей секретности.
Но романтика и очарование не уходят... Возможно, все это даже еще более
очаровательно и романтично. Драгоценности по-прежнему покупают и
продают, носят и выставляют на аукционы, тысячи пар глаз жадно
пожирают их взглядами... И страсть эта воистину бессмертна.
Сквозь века и времена пронесло человечество любовь к драгоценнос-
тям. Зачаровывают и их история, происхождение, имена предыдущих
владельцев и мечты, воплощением которых они являются... Прикос-
нуться к редким и прекрасным драгоценностям - значит хотя бы на
мгновение войти в мир, куда сознательно или бессознательно стре-
мится каждый: в мир красоты и элегантности, в мир царственных
особ...
Это путешествие в мир дивных иллюзий. Владеть драгоцен-
ностями, прикасаться к ним, даже просто смотреть на них - это
волшебно. И даже сегодня, невзирая на груз острейших социальных
проблем, невозможно остаться равнодушными при виде сверкающих
камней. Красота их потрясает воображение.
Роман человечества с драгоценными камнями вечен, как само челове-
чество. Это нечто неподдающееся логике, над этой страстью не
властно ни время, ни войны, ни экономические кризисы... Со времен
фараона Тутанхамона и до нынешнего дня драгоценности были мечтой,
для кого-то несбыточной, для кого-то до боли мгновенной... Драго-
ценности - это романтика, это мода, это искусство, но прежде все-
го это - магия, это - любовь. И цена их - отнюдь не главное. Дра-
гоценные камни - это прежде всего бесценный дар самой Природы.
Дар Божий.
ЕВФ. 1998 г. Статья была опубликована в журнала " Аэрофлот".