Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эссе по работе З. Фрейда “Положение о двух принципах психической деятельности”

В самом начале влечение стремиться к разрядке, к получению удовольствия, причем в получение сиюминутного удовлетворения без ожидания. Влечение - это психический репрезентант соматического возбуждения.

Ребенок сталкивается с чувством голода, который например выражается болью в животе, обильным слюноотделением и хочет, чтобы здесь и сейчас полилось теплое молоко, которое наполнит его и принесет удовлетворение - хорошая иллюстрация влечения. Условный малыш получал уже молоко, получал опыт удовольствия и, когда возникает неудовольствие (например мама не была рядышком, не поняла, что он хочет), то ребенок чувствует потребность в незамедлительном удовлетворении своего желания, поскольку терпеть неудовольствие невозможно. Со временем малыш сталкивается с реальностью, что невозможно чувствовать беспрерывно удовлетворение, так появляется принцип реальности, который диктует ребенку, что нужно подождать пока мама сварит кашу, пока дойдет до него и т.д.

Можно сделать вывод, что именно в переносимой фрустрации и зарождается мысль, мышление, которое приводит ребенка к пониманию и нахождению в дальнейшем Другого, сначала через парциальные объекты, а затем через целые. В этом моменте очень важно, чтобы опыт получения удовольствия преобладал над опытом получения не удовольствия, чтобы была сформирована возможность ждать, помнить прошлый опыт.

Стоит отметить, что принцип удовольствия не исчезает, а начинает существовать в фантазиях, в галлюцинаторным удовлетворении желания. Пока ребенок ждёт маму, которая должна его покормить, он может в фантазиях представлять, как он сейчас поест, как хорошо ему будет и ,на время фантазирования о получаемом удовольствие, снижается чувство неудовольствия.

Если думать о принципе реальности, то это является отсроченным принципом удовольствия с некоторыми изменениями. Все тот же малыш в конечном итоге получил удовольствие от каши, которую сварила ему мама, но ему пришлось подождать, возможно он хотел молоко, но наелся кашей, в конечном итоге он сыт, чувство голода исчезло и ребенок чувствует удовлетворение.

Также на принцип реальности влияет воспитание, социум, чувство неудовольствия от удовлетворения желания. Например ребенок в Эдиповом периоде начинает интересоваться гениталиями, ему хочется рассматривать свои гениталии, гениталии противоположного пола, трогать и исследовать . Однако допустим родитель заметив подобный интерес ребенка начинает его стыдить, говорить о том, что так нельзя, что ведет к большой тревоге и страху, и тогда удовлетворение от прикасания к своим гениталиям несет еще и огромное неудовольствие, что может привести, как к вытеснению, так и к неудачному вытеснению. Исходя из данного примера хочется разграничить, что объяснение родителями неуместности трогания гениталий при других, однако уместности наедине - это процесс воспитания, той самой реальности с которой приходиться считаться. А добавление к этому негативных аффектов, например в виде стыда и ругания за интерес к гениталиям других, может еще затормозить процесс психосексуального развития, где интерес к другому будет сопровождаться страхом, тревогой и стыдом, что может повлиять на переход от аутосексуальности к генитальной сексуальности.

Если все тот же ребенок был лишен огромного опыта удовольствия в самом начале своей жизни, то терпеть не удовольствие может быть невозможно для него, он попросту будет не выдерживать реальность. Чтобы выдерживать реальность необходимо обладать рядом факторов:

  • наличие мазохизма;
  • наличие хорошего первичного нарциссизма;
  • наличие опыта истинного удовольствия.

Отсюда можно сделать вывод, что аддикции, психоз, пребывание в постоянном фантазировании - это уход от реальности, где выдерживание отсрочки удовольствия достаточно сложно. Это выражается, как непосредственно в пребывании в галлюцинаторным удовлетворении желаний, так и в моторной разрядке, которая помогает снять напряжение.

Подводя итог, хочется отметить, что необходимо обладать достаточно здоровым психическим аппаратом, крепким Я, наличием Сверх Я, чтобы принимать принцип реальность и выдерживать влечения, которые требуют немедленной разрядки. Исходя из приведенного примера с малышом и матерью, которая удовлетворяет его влечения, при этом не уходя в крайности, как к стремлению, чтобы у малыша во рту всегда была грудь, так и к отсутствию этой груди практически всегда, можно сделать вывод, что качество первоначальных взаимоотношениях в диаде мать-дитя имеет огромное значение для того, будет ли способен ребенок выдерживать реальность, и что будет с его влечениями. Стоит также отметить, что влияние отца имеет также весомый вклад, поскольку его отношения с матерью также влияют на создания переносимых фрустраций, когда мать находиться с отцом, а не только с ребенком.

Автор: Петрова Екатерина Андреевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru