Найти тему
Наталия Ефимова

Венскую оперу настигла постановка Кирилла Серебренникова

Иногда решаюсь говорить о том, чего своими глазами не видела, в этот раз уж очень впечатлила красота описания свидетелей зрелища. Только ради нее погрузилась и решила поделиться.

Любители музыки сделали маленькую подборку немецкоязычных СМИ, которые живо осветили премьеру оперы "Дон Карлос" в Венской государственной опере. А я, понятно, отреагировала на фамилию постановщика.

Kurier: "Дон Карлос" в Государственной опере - такого еще не было. Уникальная премьера Верди в Вене: освистывание режиссера и предложение мира от дирижера.

Все началось с того, что при поднятии занавеса, еще до первой ноты из оркестровой ямы, с галерки раздался возглас: "Прекрасно!" Мы знали, что это было произнесено с цинизмом, потому что многие в зале рассмеялись. Закончилось всё освистыванием режиссера Кирилла Серебренникова, что, похоже, не слишком его обеспокоило, как он и ожидал, учитывая его трактовку.

А между тем, в конце третьего акта, непосредственно перед великой арией Элизабет "Tu che le vanita", раздался такой яростный протест, что дирижер Филипп Жордан прибег к жесту, которого, вероятно, еще никогда еще не видели в Венской государственной опере: он взял белую ткань, проткнул ее своей палочкой и помахал ею в сторону зрительного зала, предлагая мир. Белая ткань - как призыв к капитуляции".

***

Эта оценка, мелькнувшая вместе с коротким видео в соцсети, вызвала поток комментариев, где главную скрипку играл человек с ником S. M. Вокруг него и завертелось самое интересное:

- Отличный спектакль, смотрел и слушал вчера в Вене. Серебренников хорошо щёлкнул по носу чопорную публику венской оперы. А спектакль завораживает в процессе (сценография и видео космические) и заставляет подумать после. (S.M)

- Ни разу не завораживает.

- То, что я был на спектакле дало мне не только возможность увидеть спектакль живыми глазами и услышать музыку и пение живыми ушами, но и взаимодействовать с публикой, видеть, слышать и обсуждать с ними лично реакцию. Там основная претензия австрийцев (очень пожилых, в основном, хочу заметить) в том, что это вообще современная постановка. А у них в почёте нафталин традиционно-претрадиционно. Мол, пришёл тут новый режиссёр и сразу давай не классическую постановку делать. (S. M.)

- В Венской опере всегда было много не нафталина - это к вопросу, что публика к такому не приучена

- Дело не в том, что постановка современная или провокативная ( хотя провокативность уже тоже нафталин / сколько можно), а в том, что и новая, и провокативная должны быть талантливы и тогда это принимается публикой, несмотря на ее вкусы. А вот г-на Серебряникова фея не поцеловала, и все, что он делает, откровенно скучно.

- Ну кому как. Я считаю, что в театре Серебренников иногда делает интересные вещи (S. M.)

- Какое убогое сознание надо иметь, чтоб смотреть и хвалить поделки этого бездаря, вечно пытающегося выехать на конъюнктуре?

- Эта постановка - событие в культурной жизни Вены. Букают в венской опере на любой премьере. А вот аплодисментов было гораздо больше. В Париже я на спектакле не был, судить не могу. Фильм тоже не смотрел. Я вообще считаю, что Серебренников в кино слаб. Я полагаю, что Вы прекрасно понимаете, о чём речь, но на всякий случай уточню: в смысле, что Вы не видели и не слышали спектакль. Получается "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Это как минимум не очень разумно (S. M.)

- ... Пастернаком вашим мы с 50-х годов наелись - и пареным, и варёным, и под соусом из провалившегося везде Киры (видимо, так назвали постановщика). Кончилось ваше время, без бюджетных вливаний, как в РФ, новиопский принц Кира кончился. Ты не переживай. Сходи к Музеумкартье, со стороны Марияхикельштрасе, там второе окно слева второй этаж - ты ему поклонись. Я там жил, когда в Вене гостил и ел круассаны, посещая Оперу и демонстрируя высокий уровень потребления, в т.ч. культурного (ты наверное на это отчаянно намекал). Там и до Оперы недалеко! "Событие в культурной жизни Вены" - Мужик, мы в век гиперинформации живём, все гуглится, все онлайн. Это "событие" ничто для Вены.

***

Издание о новостях культуры и музыки:

"Ожесточенное освистывание нового спектакля Государственной оперы "Дон Карло"

Что за идея для начала сезона! "Дон Карлос" Верди стал первой премьерой нового сезона в Венской государственной опере и заставил публику встать со своих мест - правда, в основном для того, чтобы ее освистать. Интерпретация Кириллом Серебренниковым пьесы о власти, свободе и потерянной любви заставила многих гостей премьеры потерять самообладание во время спектакля. Этому не смогли помешать даже выдающийся состав певцов и блистательный Филипп Жордан в оркестровой яме".

***

Рецензия критика под псевдонимом Sadko:

"Вена (Государственная опера): Джузеппе Верди, "Дон Карло" (четырехактная, итальянская; миланская версия 1884 года)

... И вот сегодня Кирилл Серебренников, отвечающий за режиссуру, сценографию и костюмы, представил свой взгляд на эту оперу, и поскольку я один из немногих, кому нравится его "Парсифаль", ждал сегодняшнего вечера, как говорится, с открытым сердцем. Но если говорить коротко: на мой взгляд, "Дон Карлос" Серебренникова - это полный провал.

В музыкальном плане спектакль был добротным, но блестящим было только одно выступление, и это Роберто Тальявини, который, обладая очень звучным голосом во всех регистрах и в то же время стильным пением (без кривляний, которыми эта роль может соблазнить), представил на сцене впечатляющего короля Филиппа; похоже, он один из лучших басов современности. (...) На подиуме стоял Филипп Жордан, который удовлетворительно дирижировал оркестром, не извлекая из партитуры особой музыкальной красоты. Хор, на мой взгляд, сегодня звучал не совсем на своем обычном уровне.

Нельзя отрицать, что постановка была тщательно проработана: как сообщает Государственная опера на своем сайте, Серебренников изучил множество источников по историческому костюму XVI века, прежде чем мастерские Государственной оперы провели целый год, восстанавливая костюмы в соответствии с оригиналом, при этом, по словам оперного театра, "были проведены эксперименты с почти исчезнувшими техниками ткачества, шитья, вышивки, отделки и окраски".

Однако тот, кто считает, что целью постановки было придать постановке исторический характер, ошибается: костюмы представлены в современном контексте, как честно выразились в Государственной опере. Это фактически означает, что вы получаете квазиконцертное представление, где многие певцы одеты в сегодняшнюю повседневную одежду (тот факт, что на халате Позы написано "Liberta", не может быть превзойден по банальности), а исторические костюмы время от времени надеваются, но часто они представлены только на заднем плане или на видеоэкране, что придает всему этому удивительно музейный и смертельно скучный вид.

Что касается видеоэкрана, то на нем периодически показывают краткие биографии реальных ролевых моделей героев оперы, что крайне неуместно. Однако главная проблема постановки заключается не в сочетании исторических костюмов с современными (из этого можно было бы сделать что-то стоящее!) и не в использовании видеоэкрана, а в отсутствии фантазии, с которой все это было реализовано, и в том, что почти все межличностные аспекты этой оперы оказываются совершенно плоскими (а ведь между героями «Дона Карло», в частности, происходит столько всего, что можно было бы проработать!).

Реакция зрителей показалась мне более интересной, чем неинтересная постановка: во время первых двух актов звучали дружные и в то же время редкие промежуточные аплодисменты, лишь изредка "бу", но в конце второго акта (т.е. перед началом антракта) раздались многочисленные "бу", которые составили явное большинство по сравнению с "браво", прозвучавшими на галерке.

После антракта, между третьим и четвертым ... актами, между многими противниками постановки и немногими ее сторонниками развернулась словесная баталия, длившаяся от одной до двух минут, в то время как несколько рабочих на сцене убирали мантии с людей, выведенных хором и застывших перед Великим Инквизитором. Сначала раздалось несколько "бу", потом робкие аплодисменты, затем наступило короткое молчание, потом - определенно с венским юмором - многочисленные междометия (вероятно, адресованные рабочим сцены), такие как "Вы уже закончили?","Нужно ли еще что-то делать?", перемежающиеся смехом и криками "Тише", "Хватит!", и еще некоторыми другими (от обеих "фракций"), которых я не смог расслышать.

Как бы то ни было, сдерживаемый гнев вырвался наружу в конце спектакля, после угасания последней ноты, а затем, когда Серебренников вышел на сцену со своей труппой, раздался настоящий ураган освистывания, сопровождаемый очень немногими хлопками на галерке; и, конечно, я тоже присоединился к освистыванию в конце спектакля.

Так что пусть никто не говорит, что в опере ничего не происходило.

В целом, я должен поздравить венскую публику: 1) В отличие, например, от печально известной премьеры "Макбета" в 2009 году, сегодня ни разу оперу не освистали во время музыки, а только в перерывах и в конце. 2) Очень приятно, что не всякая дрянь, представленная в Государственной опере, находит отклик. Венская оперная публика не позволяет себя обмануть".

***

Ну, что сказать? Если Sadko справедливо оценил увиденное - птичку оперу жалко.

За что так с Верди?

Но постановщик радовался и такой реакции, как и предсказывали авторы рецензий. В Венской опере отметился!

-2
-3

Маленький гвоздь в крышку ... от тех, кому приходится петь в предлагаемых контрактом условиях:

---------------

На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen

Чтоб не теряться в случае чего.