Перед выступлением президента Ирана Масуда Пезешкиана в ООН вряд ли кто-нибудь ожидал услышать от него что-то новое. Однако недавно вступивший в свою должность Пезекшиан неожиданно для всех предстал этаким "голубем мира", заявив:
"Мы готовы сесть с европейцами и американцами за стол переговоров по поводу конфликта на Украине. Мы его никогда не одобряли".
Призвав "наслаждаться жизнью вместо того, чтобы воевать" и "создать Землю, на которой все будут жить счастливо", Пезекшиан выразил уверенность в том, что иранцы и американцы "могут быть братьями". И что самое удивительное, он заявил о готовности "сложить оружие перед Израилем" (правда, только в том случае, если Израиль поступит так же).
Такие высказывания можно расценить как попытку Пезешкиана отмежеваться от России и наладить отношения с Западом. Его предшественник, Ибрагим Раиси, погибший в авиакатастрофе, не стремился к переговорам с Западом и укреплял связи с Россией. Новый президент, которого относят к либералам, по всей видимости, хочет возобновить контакты с США. В Иране стать президентом без благословения верховного руководителя Али Хаменеи невозможно, следовательно, стремление к "оттепели" на западном фронте поддерживает и рахбар, считают персоведы.
Стоит отметить, что причины для этого есть. Иран заинтересован в ослаблении санкционного давления, которое подточило экономику страны. Недовольство уровнем жизни в обществе растет, и для его улучшения необходимы технологии и инвестиции. Ослабление санкций может быть достигнуто через восстановление "ядерной сделки", что потребует дипломатического сближения с Западом, подразумевающего дистанцирование от России.
Означает ли это, что Иран при новом президенте действительно может пойти на ухудшение отношений с Россией? По мнению американского издания The Atlantic, маловероятно, что Тегеран пойдет на предательство России. Несмотря на стремление к разрядке с Западом, иранские либералы "не готовы жертвовать отношениями с Россией и Китаем". Американские аналитики напомнили слова Пезешкиана, сказанные сразу после избрания: "Эти ребята (Запад) ввели против нас санкции, а эти ребята (Россия и Китай) нас выручили".
Новое возвышение экс-главы МИД Джавада Зарифа – одного из антироссийских политиков Ирана, публично критикующего зависимость от РФ и КНР, тоже не следует воспринимать как свидетельство антироссийского настроя Пезешкиана. Оно всего лишь указывает на желание возобновить "ядерную сделку", одним из авторов которой был Джавад Зариф.
Серьёзно осложнить ситуацию может Дональд Трамп. В случае его победы на выборах надежды Тегерана на разрядку станут равны нулю. Поэтому до выборов в США Пезешкиан может лишь прощупывать почву, надеясь на победу Камалы Харрис. Однако и с ней всё не так просто. Харрис обещала поддерживать Израиль, а одновременная поддержка Израиля и разморозка отношений с Ираном – задача практически невыполнимая.
Иранские власти часто подозревают в фанатичности и принятии решений исходя из мистических мотивов. Им приписывают готовность использовать ядерное оружие ради халифата или действовать вопреки здравому смыслу. Однако на практике эти "фанатики" на протяжении десятилетий выбирают хотя и не всегда удачные, но рациональные пути во внешней политике. И предательство России со стороны Ирана кажется маловероятным, поскольку это было бы иррационально, несвоевременно и наивно – не в иранском стиле. Поэтому, несмотря на все заявления в ООН, это остается спекуляцией, в которую не верят даже американцы. А ещё следует понимать, что Израиль вновь совершил расправу над людьми, причём ровно после призыва Ирана к миру. Протянутая рука была отвергнута.