Найти тему

Возникновение искусства и религиозных верований

   




Учебники по всемирной истории

§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований

1. Как была найдена пещерная живопись.

 Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Алыпамйра в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.

Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Мамонт. Рисунок из Каповой пещеры на Урале.
Мамонт. Рисунок из Каповой пещеры на Урале.

Рука. Рисунок первобытного человека на стене пещеры.
Рука. Рисунок первобытного человека на стене пещеры.

Самка бизона. Рисунок на стене пещеры Альтамира.
Самка бизона. Рисунок на стене пещеры Альтамира.

Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.

2. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставил рога бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.

Лошадь. Рисунок из пещеры Ляско.
Лошадь. Рисунок из пещеры Ляско.

Сцена с раненым бизоном и охотником. Рисунок первобытного времени.
Сцена с раненым бизоном и охотником. Рисунок первобытного времени.

питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисованное на песке животное.

Древняя могила, раскопанная археологами.
Древняя могила, раскопанная археологами.

   




Учебники по всемирной истории

§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований

1. Как была найдена пещерная живопись.

 Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Алыпамйра в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.

Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Мамонт. Рисунок из Каповой пещеры на Урале.

Рука. Рисунок первобытного че ловека на стене пещеры.

Самка бизона. Рисунок в пещере Альтамира.

Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.

2. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рис. на с. 19). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставил рога бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.

Лошадь. Рисунок из пещеры Ляско.

Сцена с раненым бизоном и охотником. Рисунок первобытного времени.

Существуют и другие загадки. Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей.

Вот к каким выводам приходят учёные.

3. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рис. на с. 24).

Древняя могила, раскопанная археологами.

4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрёт.

Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.