Кто-то в комментах рвался в бой и требовал статью о генетике. Тему эту обойти никак не удастся, и я вовсе не собиралась этого делать, но поскольку в генетике я не специалист, работа над данным материалом заняла несколько больше времени, чем я планировала, а затем нужно было ещё её показать людям, которые в этом действительно разбираются, чтобы не было похоже на вести с дивана. Спойлер: в Ирландии чрезвычайно распространена гаплогруппа R1b, как и вообще на Британских островах. Это особенность популяций человека в этом регионе. На этом всё; об эрбинах в этой статье не будет - кто ждал, могут со спокойной совестью дальше не читать. О гаплогруппах будет, но в других материалах: это не так важно, как кажется.
Сначала материальная часть, для тех, кто давно учился или играл на уроках биологии в «Танки». Те, кто всё это и так знает, пролистывает до текст вниз до карты. Те, кто считает что национальность генетически обусловлена, прочитайте на всякий случай: должно помочь. Если в процессе чтения самого материала по генетике населения Ирландии, возникнут вопросы, сначала посмотрите материальную часть.
Вся биохимия человека — то, что он вообще человек, а не рыба или шимпанзе, как должны протекать биохимические реакции в его теле, какие микроорганизмы и паразиты могут в нём поселиться, чем он будет болеть, от чего умрёт (не имеется ввиду насильственная смерть и случайное стечение обстоятельств) или умрёт не от этого, но с этим, в общем, всё биологическое в нас — записано в генах.
Все гены находятся в хромосомах. У нас их 46. Из них 22 парные, это аутосомы. Последняя, 23 пара, определяет гендер. У женщин 23 пара состоит из хромосом одного типа — X, у мужчин — одна Х хромосома, одна Y хромосома. Без хотя бы одной Х хромосомы эмбрион не выживает, без Y хромосомы c одинокой Х развитие идёт только по женскому типу, но полноценно не завершается.
Эмбрион наследует 23 хромосомы, по одной из каждой пары, от матери, и 23 от отца, и никак иначе. После оплодотворения двойной набор восстанавливается.
У каждого человека, в первом приближении, только 2 экземпляра одного гена, но это не значит, что разновидностей одного гена всего две. Как это понять? Вы пришли в обувной магазин. Там витрина с различными моделями кроссовок. Примерить Вы можете всего два, левый и правый, хоть из одной пары, хоть из разных, а всего моделей сотня. Вот все эти разновидности одноимённой обуви (в примере — кроссовки) — так называемые аллельные гены. На ногах конкретного человека — только пара из всего разнообразия, и не факт, что одной модели, чаще наоборот. Какие-то расхватывают, какие-то просто берут, какие-то залёживаются, и залежалый товар уходит в утиль. Это давление отбора. Есть ещё туфли, босоножки, сланцы — это другие гены, и у них свои серии аллелей. Всего у человека порядка 100000 «типов» генов с неопределённым количеством разновидностей (у каких-то разновидностей не может быть, у каких-то 2-3, у каких-то — дурная бесконечность). У каждого человека только два экземпляра гена каждого типа, итого 200000.
Каждый ген кодирует один белок. Допустим, при перезаписи были переставлены местами две соседние буквы и текст всё-ещё читается. Это и есть новые аллели одного гена. Если по инструкции-гену собирают фермент — как прочиталось, так и собралось, если с ошибками, весь конвейер, в котором этот фермент встроен, начнёт работать по-другому. Серьёзная поломка — конвейер встал, и больше говорить не о ком. Спасает то, что у человека пара генов каждого аллеля. Второй работает за двоих, и никто ни о чём не догадывается. Но ген с дефектом передаётся дальше в поколениях, и однажды два одиночества встречаются — папа и мама передают чаду по гену с одинаковым дефектом и начинают задавать окружающим и друг другу нелепые вопросы. У них-то всё в порядке было? Дефекты бывают самые разные, и как правило это не дефекты в прямом смысле слова, а особенности, например, цвет глаз, волос, кожи, волосы на козелке в ухе или облысение, то есть признаки иногда неприятные, иногда — замечательные, но от чего точно никто не умер.
Далеко не все гены проявляются. Ген, как программа, читается с головы, и если в html — файле забыли поставить значок < в начале тега <html>, ошибка 404 гарантирована, дальше можете код не писать. Из 100000 типов генов сегодня точно известно, что читается 23000, остальные заткнулись — на время или навсегда. Не исключено, что в веках когда-то буквы переставятся, как было, и родители сильно удивятся — тут у гена нет «рабочей» пары, и его увидят во всей красе, сразу, как произошло. Вероятность — примерно как прилёт метеорита на голову родителям, которые задумали произвести чадо. Никаких способов выбросить этот генетический мусор нет, и в нём продолжают копиться ошибки — но, в противоположность «рабочим генам» это не приводит ни к особенностям, которые нравятся или огорчают, ни к болезням или смерти (не дай Бог)! Давление отбора на них не действует. Поэтому их обожают генетики популяций и криминалисты, а врачам они безразличны.
Скорость накопления ошибок — мутаций известна, количество человеческих поколений тоже меняется не в разы за заданное столетие, так что в принципе, когда случилось, понять можно. Резонно полагать, что, если люди живут компактно, никуда не выезжая, частота конкретной мутации в конкретном месте будет выше, чем в других. Если построить карту частот мутаций, то можно будет вычислить места, откуда, куда и когда расселялась популяция. Только анализировать придётся огромные массивы данных, что требует соответствующих вычислительных мощностей, да и чисто инструментально вопрос в том, что нужно полностью прочитать генетический код конкретного человека, а это дорогое удовольствие, и здесь речь о многих сотнях людей-доноров.
Идут на такие расходы только потому, что происхождение конкретной персоны из конкретной популяции повышает шанс найти для неё донора органов или вовремя обнаружить болезнь, которая на ранних стадиях лечится, а потом - нет, точно знать о непереносимости каких-то веществ или лекарственных препаратов, а также просчитать риски появления безнадёжно больного потомства. И касается это только очень богатых стран. Ирландия относится к таким, и есть у них на интерес к генетике особая причина — в стране широко распространены шесть тяжёлых генетических аномалий, одна из них, например, непереносимость молочного сахара младенцем. Так что, медицинская генетика на достаточно высоком уровне, а государство дозрело до ответственного решения — профинансировать широкомасштабные генетические исследования, чтобы выявить родственные популяции на острове и близлежащих территориях. Американцы, у которых 30% белого населения и почти половина конгресса — лица ирландской национальности, тоже захотели быть в деле и отдали все свои наработки по Европе. В общем, построили отличную карту популяций, и результаты опубликованы.
Статья основана на отчёте ирлнадской научно-исследовательской программы «Создание ирландского атласа ДНК» - полностью отчёт тут: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
В открытой печати вышла статья с обзором результатов: Gilbert, E., O’Reilly, S., Merrigan, M. et al. The Irish DNA Atlas: Revealing Fine-Scale Population Structure and History within Ireland. Sci Rep 7, 17199 (2017). https://doi.org/10.1038/s41598-017-17124-4
Журнал рецензируется достаточно серьёзно, и диванных генетиков туда не допускают. Методы у научного сообщества не вызывают протеста, а выводы не противоречат современному состоянию науки и здравому смыслу.
Что удалось установить.
- Коренное население Ирландии принадлежит к 7 популяциям, 6 из них — в республике Ирландия и одна — в Северной Ирландии (Ольстере). Шесть популяций в Ирландии в целом повторяют историческое деление на пятины: чётко обособлен Лейнстер, видно Миде (середину) и Коннахт. В Манстере картина сложнее: там прослеживается две «южно-ирландские» популяции. Одна из них — потомки дейша. Кто это такие, есть у меня на канале тут: https://dzen.ru/media/id/66716b67e1e46a550245a57c/66eff3ece5af255ef47c6aa9
Анализ, который ранее делали по гаплогруппам, «видел» только часть коннахтской популяции, связанную с возвышением клана О'Ниал, и Эоганахтов в Манстере, всё остальное казалось плюс-минус однородным. Всё это лишний раз подчёркивает, что, вместо того, чтобы таскать вишенки с торта, серьёзные люди делят и съедают весь торт, и только потом составляют о нём своё мнение.
- Популяционная структура хорошо видит политику «плантации» в Ирландии — создание поселений и завоз мигрантов в областях, где законы Ирландии не действовали. Это и «дублинские» ирландцы (смешанное население, происхождение которого на острове уже не установить — не викинги, не англичане, не норманцы, именно ирландцы, приехавшие откуда-то из глубинки), и «понаехавшие», точнее, «понавезённые» англичанами в основном из Шотландии в Северную Ирландию. Отчасти туда же попадают и потомки галлогласов (наёмников иберно-норвежского происхождения) и население Дал Риады — на карте оно видно отдельной группой, по обе стороны Северного пролива. Интересно, что именно в Ольстере — большая беда с отцовстом: в английских семьях встречается ирландский гаплотип и наоборот (доноры ДНК об этом не знали). Вообще, население северной Англии и Шотландии успешно завезли и закрепили именно в Ольстере, в республике номер не прошёл.
- Важно, что Ольстер не только отделён от Ирландии политически, но и репродуктивно — популяции не смешиваются уже несколько столетий, хотя от обретения полной независимости Ирландией и ста лет ещё не прошло.
- Видит ли карта следы более древних миграций? Да, в Мунстере есть потомки выходцев из Южного Уэльса. Снова привет от дэйша. А что же викинги? Их тоже видно! Если сравнивать население Ирландии и Британии с популяциями стран Европы, окажется, что ирландцы на 50% сходны с жителями севера Франции (без Бретани), зато жители Англии имеют 20% общего генома с германцами. На генотип популяций Англии сильно влияли популяции бельгийского и скандинавского происхождения, а французские популяции ближе в Великобритании в основном к населению Уэльса и Корнуэльса. Заметно, что в англичан больше вложились даны, а в ирландцев — норвежцы, причём из юго-западной Норвегии. Вопрос по французам. Сразу просится скоропалительный вывод о норманском нашествии в Ирландию. Но здесь — большое «но». Нормандцы очень компактно были расселены, и не везде они были, а французский — условно «галльский» генотип есть у всех семи ирландских популяционных групп примерно в равных долях. Авторы справедливо сделали вывод о том, что это просто вклад «старой Европы» и в генотип галлов (которые не знали, что они галлы и тем более, что они — кельты), и в генотип островных популяций.
Почему это так? В качестве одной из опорных точек в сравнении генотипов ирландцев, жителей Британии и европейцев, были выбраны генотипы трёх мужчин из бронзового века Ирландии, которых, по счастью, похоронили как есть, второпях, не по процедуре. Так вот, у них те же самые аллельные гены, которые общие для ирландцев и французов, в тех же самых пропорциях. В остальном — только скандинавского шлейфа нет. Есть свои, тоже европейские. Важно, что «галльский шлейф» — тот же самый, вид сбоку. А покойники, между тем, старше первых галлов на полторы тысячи лет, как минимум.
- Если где и было вавилонское столпотворение, да и осталось — на Оркнейских островах, где жили все, кто мог туда добраться, и загадочным образом на популяционном уровне сохранили свои особенности до сих пор. Кстати, о плавильных котлах как об одном из ходульных нарративов прошлого и нынешнего века. Это не работает, а если случается, то нужно смотреть, почему.
А где же наследили Ирландцы? Во-первых, в Дал Риаде, по обоим берегам пролива. Во вторых — странненькая популяция вроде как валлийцев, но и в Ирландии встречающаяся на самом юге (об этом я уже упомянула). Скорее всего, экспаты и репатрианты раннего средневековья. Хотя ирландцы и считаются одним из самых многочисленных разделённых народов, по натуре они домоседы и рано или поздно возвращаются на родину.
А к генотипу людей бронзового века я обязательно вернусь — это отдельная и очень интересная тема. Там о гаплогруппах будет точно.