Вечера, пользуясь случаем, заглянул в Центр искусств Москва, расположенный в стилобате Храма Христа спасителя. Там действительно есть на что посмотреть, над чем подумать, сейчас выставлены работы Рерихов. Но я не об этом...
В галерее, в центре коридора (неизменно) стоит очень выразительная скульптура несуразной девочки балерины в «золотистых одеждах». Это «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (фр. Petite Danseuse de Quatorze Ans) — скульптура работы Эдгара Дега, начатая им в 1879 году и завершённая двумя годами позднее.
Четырнадцатилетняя танцовщица — это реальный подросток Мари ван Гётем из бедной семьи, средняя из трёх сестёр. Отец девочки был портным, а мать зарабатывала стиркой.
Перед созданием скульптуры автор рисует свою модель в 17 видах и в итоге ставит её в четвёртую балетную позицию. Дега до этого никогда не занимался скульптурой и решил сделать её из воска — мягкого и хрупкого материала, который наиболее реалистично передаёт все черты, которые художник хотел вложить в свою скульптуру.
Самая удивительная идея Дега — одеть танцовщицу в настоящую одежду: пачка была настоящей, каркас был покрыт жёлтым воском.
«Четырнадцатилетняя танцовщица» находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал:
«Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе — слишком большая ответственность — этот материал вечен».
Оригинал хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне (США). Судьба самой Мари доподлинно неизвестна, но вряд ли она была счастливой. Балетную школу, где занималась девочка, вскоре закрыли, а несколько её родственников, включая старшую сестру Антуанетту, оказались на каторге.