Найти в Дзене
Силумин

Девочка в «золотистых одеждах»

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», Эдгар Дега, галерея Центр искусств Москва (стилобат храма Христа Спасителя).
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», Эдгар Дега, галерея Центр искусств Москва (стилобат храма Христа Спасителя).

Вечера, пользуясь случаем, заглянул в Центр искусств Москва, расположенный в стилобате Храма Христа спасителя. Там действительно есть на что посмотреть, над чем подумать, сейчас выставлены работы Рерихов. Но я не об этом...

В галерее, в центре коридора (неизменно) стоит очень выразительная скульптура несуразной девочки балерины в «золотистых одеждах». Это «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (фр. Petite Danseuse de Quatorze Ans) — скульптура работы Эдгара Дега, начатая им в 1879 году и завершённая двумя годами позднее. 

Четырнадцатилетняя танцовщица — это реальный подросток Мари ван Гётем из бедной семьи, средняя из трёх сестёр. Отец девочки был портным, а мать зарабатывала стиркой. 

Перед созданием скульптуры автор рисует свою модель в 17 видах и в итоге ставит её в четвёртую балетную позицию. Дега до этого никогда не занимался скульптурой и решил сделать её из воска — мягкого и хрупкого материала, который наиболее реалистично передаёт все черты, которые художник хотел вложить в свою скульптуру. 

Самая удивительная идея Дега — одеть танцовщицу в настоящую одежду: пачка была настоящей, каркас был покрыт жёлтым воском. 

«Четырнадцатилетняя танцовщица» находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал:

«Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе — слишком большая ответственность — этот материал вечен». 

Оригинал хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне (США). Судьба самой Мари доподлинно неизвестна, но вряд ли она была счастливой. Балетную школу, где занималась девочка, вскоре закрыли, а несколько её родственников, включая старшую сестру Антуанетту, оказались на каторге.