Продолжение. Начало статьи тут
Возвращаемся непосредственно к истории "попаданцев" Сергея и Андрея в бесконечном дне 8 мая 1949 г. Какие-то неведомые даже британским ученым Высшие Силы, Всемирный Разум, Энергетические поля, для простоты в народе именуемые Бог, или то, что вообще не поддаются идентификации и дефиниции, отправили наших героев в прошлое почти на сорок лет назад. Недоволен прошлым своей страны, которое ты знаешь по разным самиздатам, "гулагам" и "огонькам"? А вот тебе оно в натуре и в полный рост.
Бесконечный день воскресенье 8 мая 1949 г. в небольшом шахтерском поселке на Донбассе, откуда оба наши герои родом. Череда одних и тех же событий. Гибель в шахте "Пьяная" навалооткатчика Федьки. Отъезд немецких военнопленных на родину. Просмотр фильма "Встреча на Эльбе" с последующим собранием коллектива шахт по поводу повышения добычи угля. Воскресник по закладке городского парка. Ограбление кассы шахтоуправления с убийством бандитами участкового Ребенко. Арест чекистами Кирилла Пшеничного, отца "попаданца Сергея". Вот такая хронология событий этого дня с утра и до вечера.
И в этот пространственно-временной континуум и вброшены наши герои. Проходит 8 мая, а на следующие сутки все повторяется вновь. И какой выход? Как вернуться нашим героям в свое время? Как им быть в этом своеобразном квесте, какие задания правильно выполнить, чтобы перейти хотя бы в 9 мая? Что от них требуют эти самые Высшие Силы, забросившие их в прошлое?
Первый день у них проходит как ознакомительный. Андрей идет устраиваться на работу, он человек деятельный и решил, что надо для начала как-то устраиваться в новой старой жизни. Приходит к начальнику шахтоуправления Тюкину. Шикарнейшая роль в исполнении замечательного советского актера театра и кино Виктора Смирнова. Мощнейшая фактура, необыкновенный темперамент, яркое мужское обаяние. С кем можно сравнить Смирнова? Ну разве что только с Борисом Андреевым.
Как говорится - какой типаж! Шахтер, инвалид войны, в тяжелейших условиях тянущий восстановление донбасских шахт. Шахты разрушены, кадров, особенно инженерно-технических нет, а промышленность требует уголь - "кровь индустрии". И приходят правительственные телеграммы с повышенными плановыми заданиями, которые выполнить невозможно, но и не выполнить тоже нельзя.
Была у т. Сталина такая метода. К примеру, во время войны дает задание директору авиазавода в месяц выпускать 200 штурмовиков Ил-2. А завод еле-еле 50 выпускает. А штурмовики "нужны Красной армии как воздух, как хлеб". И попробуй не выпусти 200. тут же в НКВД заберут как саботажника и вредителя. И директор себя загоняет, всех загоняет, но только 100 получилось выпустить. Ждет ареста. а ему приходит орден и благодарность от Верховного. Потому как т. Сталин и сам знал, что 200 не выпустить, но если найти внутренние резервы и поднапрячься, то больше 50 можно.
И происходит первый конфликт между будущим и прошлым. Андрей предлагает закрыть шахту старую, аварийную шахту "Пьяная", из-за на аварии на которой через 30 лет Андрея посадят. Высвободившихся шахтеров отправить на восстановление другой шахты и через месяц все потери от прекращения добычи на "Пьяной" будут перекрыты. И Тюкин был бы согласен, если бы не правительственное задание. Закрытие "Пьяной" не позволит его выполнить.
Неразрешимая дилемма - или думать о людях, или думать о плане. Но план то он вообще-то тоже для людей. Лишний уголек- это еще и лишнее тепло в дома людей. Кто прав? Андрей, который смотрит из будущего, или Тюкин, который живет в своей реальности? И ведь каждый прав по своему. И будь Андрей на месте Тюкина, и останови "Пьяную", его через сутки увез бы местный опер МГБ Коля в "черной марусе", а "Пьяная" продолжила бы работу. Ничего бы не изменилось. Только хороший специалист бы сгинул как вредитель.
У каждого времени свои законы. Можно, конечно, попытаться исправить отдельные исторические ошибки, встать грудью поперек потока реки Хронос, но только на одно мгновение, и тебя уже снесло и понесло вместе со всеми.
А в это же время психолог-лингвист, кандидат наук Сергей спускается в ад. Нам не показывают каким образом Сергей устроился на работу навалооткатчиком. В общем "и в забой отправился парень молодой". На ту самую шахту "Пьяную"
Для московского интеллигента, кандидата наук с очень актуальной для шахтерской работы в частности и практической жизни в целом темой диссертации «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевых актов», этот самый забой показался настоящим адом. Наш Орфей спустился в ад. И чуть не отдал богу душу слегка помахав лопатой на погрузке угля. Вот он в перекур сидит и еле выживает.
А в том аду и настоящие черти водятся. Им все ни по чем. Тут в комментариях к предыдущей части статьи один из читателей высказал мнение, что в фильме люди 1949 г. показаны какими-то угрюмыми и мрачными роботами, задавленными тоталитарным режимом. По моему, он фильм просто не смотрел, а если смотрел, то не понял. Какие роботы?!
Это же настоящие черти, которым в самом аду весело и привычно. Вот они какие донецкие шахтеры. В адских условиях, лежа в выработке, рубят еще дореволюционными обушками уголек, никаких отбойников, шахта старая, необорудованная, но уголь давать надо. А потом, закусывая из тормозков, весело рассказывают мужские скабрезные случаи их жизни и ржут во весь голос.
И кандидат наук Сергей начинает что-то понимать про этих людей, которые за десять лет перед войной построили то, на что другим странам понадобилось сто лет. Потом прошли фронт, поломали хребет фашистскому зверю. Столько видели горя, что Сергей даже теоретически себе не представит со всею своей лингво-психологией. Подняли из руин страну, восстановив шахты и заводы, те самые, в строительстве которых Сергей будет укорять отца - мол не нужно было все это делать. И вот эти "ненужные" люди продолжают славить т. Сталина и весело смеяться, вместо того, чтобы как Сергей тихо дохнуть от непосильной работы.
И поэтому вопрос - у кого больше промыты мозги - у этих "ненужных" тоталитарной пропагандой, или у Сергея - уже либеральной пропагандой? И что может предложить Сергей для того, чтобы жизнь была другой? Демократические выборы, независимые СМИ и разделение властей с ответственной властью и судебным контролем? Вот так прямо в 1949 г. и начать?
Но пока что Сергей про эти "общечеловеческие ценности" еще не слышал. всего-то 1987 г. И потому он решает ничего не делать. Он же читал Брэдбери - нельзя в прошлом даже бабочку раздавить, а то неизвестно в какое будущее вернешься. И не надо ничего делать, надо сидеть тихо, пережидать, годить, вдруг повезет и произойдет чудо.
Но вот Андрей не таков. Он все-таки не лингвист-психолог, он горный инженер, он жизнь знает. "Бредбери, Бредбери. Причем тут Бредбери? Здесь Россия!"
Ключевая фраза в этом фильме. Тут Россия и никакие Бредбери с их "общечеловеческими" ценностями тут не пляшут. Дело надо делать, не ждать, что сами по себе потекут молочные реки в кисельных берегах.
В итоге Андрей остается работать инженером на шахте, чтобы каждый день спасать Федьку от гибели на "Пьяной", милиционера Ребенко от бандитской пули, убеждать Тюкина закрыть "Пьяную". Он первый понял, что ведь зачем-то их забросили сюда, что они должны что-то сделать, чтобы их вернули обратно. Измениться самим или изменить других.
А Сергей сбегает. Садится в поезд и отправляется в путешествие по стране, надеясь, что вот пока он в поезде едет с Донбасса на Дальний Восток, никого себе не трогая, то может и повезет вернуться.
Андрей делает на стене отметки сколько раз в одно и то же время он пытался споткнуться о проволоку, чтобы вернуться обратно. Почти сто отметок. Больше трех месяцев.
Сергей возвращается из путешествия. Везде одно и то же. Страна на стройке. Эти самые "совки" зачем-то строят железные дороги, заводы, фабрики, шахты. Не видит Сергей никакого просвета. Он, может быть, и рад бы им все сказать - дурачки, зачем вы все это строите, только мать вашу - природу портите, ведь через тридцать лет мне жить не захочется от всего этого вами построенного. Но нельзя. Он Бредбери читал. Ничего нельзя трогать, а то хуже будет.
А Андрей за все это время стал почти богом - казнит и милует, спасает и предотвращает. Но все равно каждое утро все сначала. Устал каждый день совершать подвиг. Ничего не меняется. Жизнь как шла, так и идет. "Совки" почему-то хотят построить рай на земле. Для начала райский сад.
В свой выходной день, после того, как отработали на шахтах, с веселыми песнями, шутками, танцами сажают на пустыре деревья в будущем городском парке. И ворота в рай уже поставили. Маленький Андрей стоит перед ними.
Через тридцать с лишним лет от этих райских ворот в светлое будущее останется только две боковины. Именно в через них пройдут в начале фильма Сергей и Андрей, чтобы попасть в прошлое.
А пока что эти "ненужные" или, как называет их Сергей, бессмысленные фантомы, строят светлое будущее. И во время этого воскресника у Сергея наступает просветление и осознание. Но об этом в следующей части. Не ругайтесь, следующая часть будет последней.