Найти тему
ShadowTavern

Красота малобюджетной научной фантастики

Оглавление

Золотой век престижного телевидения (1999–2023, покойся с миром) подошёл к завершению, оставив после себя длинный список дорогих сериалов, которые стали стандартом качества. Однако, как и всё хорошее, эпоха высоких бюджетов заканчивается. И, хотя это может звучать как повод для разочарования, на самом деле здесь есть пространство для оптимизма. Простота часто порождает настоящие шедевры, и научная фантастика - не исключение.

Казалось бы, жанр особенно зависит от внушительных спецэффектов и масштабных декораций. Но если оглянуться на историю кино, можно найти множество примеров, когда ограниченные бюджеты служили началом чему-то действительно выдающемуся. Такие проекты доказывают, что фантастика способна очаровывать не только зрелищностью, но и идеями.

Привет! И добро пожаловать на канал ShadowTavern. Усаживайтесь поудобнее и наслаждайтесь чтением!

===========

Джинн из бутылки

Один из ярких примеров победы малого бюджета — так называемые "бутылочные эпизоды", действие которых разворачивается в одном помещении - дешевые и готовые прийти на помощь, когда не хватает денег на дорогие съемки, прямо как "джинн из бутылки". Хотя этот термин часто связывают с создателями Звёздного пути, сопродюсер оригинального сериала Роберт Джастман утверждал, что они использовали другие определения — "планетарные шоу" и "корабельные шоу", чтобы разделять более дорогие эпизоды с локациями на поверхности планет, и более скромные истории, которые происходили исключительно на борту "Энтерпрайза".

Сериал "Звездный путь"
Сериал "Звездный путь"

Как бы то ни было, первые пять сериалов франшизы Звёздного пути активно использовали этот приём. В эпоху, когда американским телешоу требовалось выпускать по 20-30 и более эпизодов в год, бутылочные эпизоды были буквально спасением. Ограниченный бюджет вынуждал сценаристов сосредотачиваться на диалогах и характерах, что нередко раскрывало неожиданные, порой тёмные грани знакомых персонажей.

Однако "бутылочные эпизоды" — не исключительно приём Звёздного пути. Почти каждый долгоживущий сериал, начиная с 1960-х и до 2010-х годов, прибегал к этому методу. Небольшой актёрский состав, минимализм декораций и съёмок в студии, а также фокус на развитии персонажей — вот что делает такие эпизоды столь удачными.

Сериал "Пространство", SyFy, Amazon
Сериал "Пространство", SyFy, Amazon

Фильмы, которые цепляют за живое

Малобюджетные полнометражные фильмы также могут быть отличным примером экспериментов с напряжением и драмой. Они часто напоминают полнометражные версии бутылочных эпизодов: минимум персонажей, одна локация, сценарий, ориентированный на диалоги. Два выдающихся примера — режиссёрские дебюты Дункана Джонса (Луна 2112) и Алекса Гарленда (Из машины). Это не случайно: многие голливудские режиссёры сначала снимают впечатляющие малобюджетные фильмы, прежде чем им доверяют более масштабные проекты.

Луна 2112, Дункан Джонс
Луна 2112, Дункан Джонс

Оба фильма ограничены небольшим числом персонажей, находящихся в замкнутом пространстве. Луна заслуживает отдельного внимания: на экране всего один персонаж — Сэм Белл, общающийся лишь с голосом компьютера и периодическими видеозвонками.

На этом фоне четыре персонажа в Из машины, запертые в большом доме, кажутся целой толпой. Тем не менее, оба фильма глубоко погружаются в научно-фантастические вопросы: Из машины исследует работу теста Тьюринга, а Луна сосредоточена на проблеме капиталистической эксплуатации технологии клонирования. Оба фильма мрачные и заставляют задуматься — будь то страх перед искусственным интеллектом или крупными корпорациями. И хотя их тональность не определяет качество, эти истории остаются с нами навсегда уже после первого просмотра.

Ограниченный бюджет лишь усиливает эти фильмы: они предельно сосредоточены, полны великолепной актёрской игры, а минимальные спецэффекты используются экономно и весьма эффектно.

На краю

1998 год примечателен тем, что в течение нескольких месяцев на экраны вышли два фильма об угрозе столкновения Земли с астероидом: Армагеддон Майкла Бэя с бюджетом в 140 миллионов долларов и Столкновение с бездной Мими Ледер с более скромным, хотя все еще внушительным бюджетом в 80 миллионов долларов. Армагеддон занял первые строчки в прокате и собрал больше денег, но Столкновение с бездной, став шестым по кассовым сборам, не только окупилось, но и, возможно, в итоге оказалось лучшим фильмом.

-4

Армагеддон — типичное для Бэя кино, где акцент сделан на зрелищности в ущерб всему остальному. Столкновение с бездной, напротив, одно из самых достоверных произведений в жанре научной фантастики. Бюджетные ограничения не позволили фильму тратить слишком много времени на масштабные визуальные эффекты. Однако, это привело к тому, что, сцены проигрывают в зрелищности, сам момент столкновения с астероидом ощущается гораздо реальнее и сильнее, поскольку зритель переживает его вместе с героями на Земле.

-5

Женщина, обнимающая своего отца на пляже перед надвигающейся приливной волной, подросток с младшим братом на руках, и астронавты, прощающиеся с близкими перед тем, как пожертвовать собой, чтобы предотвратить катастрофу. Эти моменты с человеческим лицом, даже при минимальной проработке персонажей, имеют большее эмоциональное воздействие, чем любые зрелищные взрывы и дорогие спецэффекты.

Персонажи важнее спецэффектов

Такой подход хорошо демонстрирует один из самых известных и впечатляющих малобюджетных телевизионных фильмов, который технически относится к жанру научной фантастики, хотя при просмотре этого не ощущается. Нити (Threads) — 112-минутный фильм BBC, вышедший в 1984 году.

-6

Он представляет собой мрачную и натуралистичную картину жизни в Великобритании после начала третьей мировой войны и удара ядерной бомбы по Шеффилду.

-7

Годом ранее (1983) на ту же тему в США вышел фильм На следующий день режиссёра Николаса Мейера. Известно, что этот фильм оказал столь сильное влияние, что президент Рональд Рейган пересмотрел свою политику в отношении ядерного оружия. Оба фильма заслуженно считаются шедеврами, однако Нити, созданные с минимальным бюджетом, кажутся ещё более мрачными, чем и без того тревожный На следующий день.

Ограниченный бюджет фильма делает его более реалистичным и близким к зрителю. Здесь нет необходимости в крупных спецэффектах и драматичных сценах взрывов. Если бы их создали и показали в типично-голливудском стиле, это отвлекло бы от личной истории, разворачивающейся перед зрителями. Вместо этого мы наблюдаем все события глазами персонажей: взрывы видны на горизонте, грохочут над ними, пока герои прячутся в подвале, или охватывают их пламенем. Переживать события именно так, с их точки зрения, оказывается гораздо страшнее, чем видеть её масштабно и отстранённо.

"Красный карлик" и "Доктор Кто": взлёты и падения

Целые научно-фантастические сериалы, особенно на BBC, создавались с ограниченными средствами. Красный карлик — яркий пример шоу, где бюджетные рамки стали частью его особого обаяния.

-8

Его ультрабюджетная природа имеет свою привлекательность. Большинство сюжетов сосредоточены на их неуклюжих взаимодействиях персонажей, которые условностями сюжета изолированы в мрачной обстановке и вынуждены общаться исключительно друг с другом, а минималистичные декорации и ещё более скромные визуальные эффекты только усиливают чувство отчуждения от остального мира.

-9

Королём малобюджетных телешоу на протяжении десятилетий остаётся Доктор Кто. Иногда это оборачивалось неудачами. Классические сезоны часто замахивались на куда большее, чем им позволяли финансы, а костюмеры и дизайнеры порой явно не учитывали ограниченность ресурсов. Да, выглядело причудливо. Однако в последующие годы Доктор Кто стал более осторожно подходить к бюджетным ограничениям при написании сценариев. Хотя были случаи, когда недостаток финансирования становился очевиден, в те времена рождались действительно гениальные эпизоды.

-10

Что касается современного Доктора Кто, то несмотря на значительно увеличенный бюджет благодаря партнёрству с Disney, трудно однозначно сказать, насколько это изменило качество сериала. Нет, безусловно с одной стороны, увеличение средств позволило создать впечатляющие декорации и спецэффекты. Но, с другой, мы все хорошо запомнили именно минималистичные, которые акцентировались на сюжете и персонажах. Актерская игра и диалоги в последнем сезоне это просто кошмар и издевательство над франшизой.

Это, конечно, не означает, что высокобюджетная научная фантастика не имеет права на существование. Когда в центре внимания находится крепкая история, хороший бюджет может привести к созданию визуально потрясающих и увлекательных фильмов, которые невозможно было бы реализовать в таком масштабе без значительных вложений.

-11

Когда сценаристы и кинематографисты учитывают бюджет при создании фильма или сериала, ограниченные средства могут привести к появлению чего-то действительно уникального. На наших экранах есть место для разнообразия, и мир кино был бы скучен, если бы все фильмы и сериалы выглядели одинаково. Поэтому стоит отдать должное тем захватывающим историям, которые можно рассказать с малым бюджетом. И точно никогда не следует думать, что высокий бюджет автоматически гарантирует успех.

Какие примеры низкобюджетной, но дико увлекательной фантастики можете вспомнить вы? Буду очень рад вашим комментариям!

===========

На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)

И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!

И до встречи в следующем выпуске! Пока!