Ирина: - Сегодня расскажем про речевой режим с сенсорными алаликами. Речевой режим – это не режим речи ребенка. Это правило поведения родителей с детьми, которые занимаются коррекцией сенсорной алалии. Речевой режим используется на начальном этапе. Это не навсегда, а то иногда пугаются, что всю жизнь с ребенком так разговаривать придется. Ни в коем разе, только на самом начальном этапе. Итак, с чего начнем?
Режим тишины
Мария: - Начнем, наверное, с тишины. Тишина – это не значит, что у вас дома должно стать абсолютно тихо. Под тишиной в речевом режиме мы подразумеваем то, что не должно быть никакого телевизора, не должно быть музыки, не должно звучать постоянных каких-то телефонов, громких разговоров, музыкальных игрушек. Создайте ребенку щадящий звуковой режим. Тогда ребёнок сможет услышать то, что вы говорите. Потому что ключевое при сенсорной алалии это то, что ребёнок не понимает обращенную речь. Если дома много шума, то выделить из этого шума то, что говорят люди, когда ты их ещё и не понимаешь, ребёнку очень тяжело. Поэтому пощадите, пожалуйста, своего ребёнка и создайте ему дома тихий, комфортный режим.
Ирина: - Самое забавное, что больше всего напрягает детей с сенсорной алалией - это говорящие люди. То есть дикторы телевидения, радио и тому подобные вещи. А вот шум мимо проезжающих машин по автотрассе и толпы байкеров совершенно его не задевают. Поэтому, да, стараемся отключить все возможные приборы, аппараты, технику. Создаем режим тишины.
Мария: - Представьте, что вы находитесь в помещении, где много людей, например, которые говорят на китайском языке, и вам ничего не понятно. Люди говорят на китайском, параллельно включен телевизор, и какая-то передача на китайском языке, где-то звучит музыка, и всё это на языке, который тебе непонятен. Часто из-за этого дети закрывают уши.
Послушание
Ирина: - Так, хорошо. Второе очень важное дело – послушание. Еще в самых-самых ранних методиках, в направлениях мысли логопедов конца 19 века было написано самое первое правило – воспитание ребенка. Воспитание не в плане этикета, каким ножом какую рыбу кушать, а именно послушание. Если ребёнок не будет слушаться маму, обучение фактически становится невозможным. Дело в том, что ребёнок с сенсорной алалией лучше всего понимает кого-то одного. Чаще всего это мама, поскольку мама проводит с ним гораздо больше времени, чем остальные члены семьи, в большинстве случаев. Хотя в последнее время немножечко поменялась структура семейного времени. После ковида с его дистанционной работой, сейчас многие папы тоже стали работать из дома, и появились варианты, что ребенок понимает одинаково хорошо и маму, и папу. Тем не менее, нам нужно, чтобы ребенок занимался и слушался с кем-то одним. Прямо скажем, сформировать послушание сенсорного алалика довольно сложно, поскольку мы, как обычные люди, привыкли заниматься воспитанием с помощью слов. Ну как ты не понимаешь, хорошие девочки себя так не ведут. Правильно? Мы ведь так делаем. Здесь придется действовать немножечко иными способами. Возможно, нужно будет пользоваться больше жестами, интонацией. «Ай-яй-яй» - это мы поругали. «Вау, молодец» - похвалили. И вот двигая ребёнка от того, что «ай-яй-яй», к тому, что «молодец», у ребёнка улучшается поведение, он становится более послушным, ему нравится слушать маму, а это означает, что в коррекционной работе он будет её слушать. То, что она уже не просто просит выполнять какие-то команды, просьбы, поручения, а обучает его словам, и он уже привык ее слушать. Поэтому послушание основополагающая вещь для того, чтобы добиться результата в коррекционной работе.
Мария: - Да, не зря в нашем плане первым написано «воспитание и послушание». Без этого просто невозможно. Даже если родители пропускают этот пункт во время начала наших занятий, то мы все равно к этому возвращаемся, иначе коррекционная работа становится невозможной. Потому что регулярно будут возникать ситуации, когда ребенку что-то будет не нравиться. Поэтому обратите на это внимание. Ребенок точно должен знать, что если мама что-то сказала, значит, так и происходит. Ребенок должен вас научиться слышать. И в первую очередь именно из подобных моментов. Нет, нельзя. Да, можно. Похвалили. Ребенок четко знает, когда вы его хвалите, и четко знает, что такое нет. Также это, безусловно, вопрос безопасности ребенка, когда вы с ним гуляете на улице, и ребенок четко знает, что говорит ему мама, он слышит мамин голос и выделяет его из остальных голосов.
Ирина: - Марья Владимировна, спасибо, совершенно забыла, что от послушания ребенка будет зависеть его здоровье и иногда даже жизнь, потому что периодически родители рассказывают страшненькие истории, например о ребенке, сенсорике (непослушный по определению, так как он не понимает, что ему говорят). Парковка. Мама говорит: «дай ручку», а он бежит и веселится, ему, прикольно, а у мамы седые волосы появляются, потому что там машины иногда задом ездят. Это мне одна мама рассказывала, реально страшно было.
Мария: - Почему я так акцентирую, на этом внимание? Потому что регулярно с этим сталкиваюсь. И однажды была такая ситуация: на улице я видела ребенка, который явно не понимал что ему говорят, потому что когда он побежал под машину – бабушка, которая кричала ему остановиться, а в конце произнесла: «ну да, видимо его скоро собьют». На самом деле страшно это слушать. Поэтому первое, чему мы учим ребёнка, это слушаться маму, папу, того, с кем ребенок занимается. Я даже часто в домашнем задании пишу: «Первое! Воспитание и послушание». Чтобы родители не пропустили эти пункты.
Ирина: - Ещё один нюанс к этому моменту. Периодически, не скажу, что очень часто, но периодически бывают такие ситуации, что ребенок маму воспринимает не как взрослого человека, а как обслуживающий персонал. А вот слушается и уважает он папу. Но папа на работе, и мама совершает не очень умную вещь. Она говорит, я все папе расскажу, папа придет тебя поругает. Тем самым вы еще хуже роняете свой авторитет. Вообще слушаться не будет. Поэтому ни в коем случае таким образом детям не объясняем и не делаем. То есть, когда папа приходит с работы, мы не жалуемся на ребенка чтобы папа его поругал, а делаем наоборот. Папа поделился своим авторитетом с мамой когда ребенок будет еще ее слушаться вплоть до того что Договариваемся с папой чтобы он показал ребенку, (не объяснил, а действиями показал), что мама попросила, и папа изобразил, как он ее хорошо слушается, пошел и выполнил. Если есть старшие дети, то же самое, договоритесь, что они образцово-показательно сделают демонстрацию для сенсорного алалика, как нужно слушаться маму. Тогда ребенок воспримет ее авторитет и мы можем продолжать дальше работать.
Мария: - Да, очень часто у родителей возникает вопрос, как это сделать. Об этом мы подробно расскажем в отдельной статье, в которой будет написано про то, как формировать поведение ребёнка, чтобы он научился слушаться и как вообще с ним взаимодействовать. А мы продолжим дальше по речевому режиму для детей с сенсорной алалией.
Короткие фразы
Ирина: - В силу специфики восприятия человеческой речи, сенсорикам лучше всего говорить (отдавать команды, давать инструкции) одним словом, не пытаться объяснять ему: «Ой ты посмотри какая пушистенькая хорошенькая кисонька, давай ее погладим». Нет. «Киса!». И несколько раз повторили. Пока он её гладит, вы ему повторяете: «Киса!». Так оно гораздо быстрее усвоится. Если вы будете много-много-много-много красивых слов говорить: «Посмотри, какая лошадка. Какие у неё тонкие изящные ножки». Бесполезно. Он всё равно ничего из этого не поймёт. Поэтому на начальном этапе общаемся с ребёнком одним словом. Максимум двумя.
Слова в неизменной форме
Ирина: - Следующее, опять же из-за неспособности выделять существенные признаки в словах, пока слова не стали его родными, стараемся говорить с ребенком каждое слово в одной и той же неизменной форме, с одной и той же интонацией, в одной и той же ситуации, одним и тем же тембром голоса. Именно поэтому мы всегда говорим, что с ребёнком с сенсорной алалией занимается один член семьи. чтобы у ребёнка не было разницы между «кииса» и «киса-киса». У них даже тембр голоса влияет на то, что одно и то же слово в разном исполнении (разными членами семьи) ребенок может как понять, так и не понять. Поэтому иногда приходится доходить до того, что мы собственные фразы коверкаем так, что стыдно за русский язык. Мы не можем сказать ребёнку «покажи корову». Мы говорим либо «покажи, где корова», либо просто «покажи корова», «дай корова». Вот так вот некрасиво звучит. Для нас некрасиво. Для ребёнка это звучит совершенно нормально, потому что он знает, что такое корова.
Мария: - Но не бойтесь, это ненадолго.
Ирина: - Да, потому что именно так мы развиваем понимание. Появилось слово, в дальнейшем мы изучаем его различные формы. Спустя некоторое время слово во всех своих формах становится для ребенка родным и понятным.
Мария: - На самом деле это именно так. Приведу пример. Буквально сегодня мама одной маленькой принцессы рассказывала, как они сидели всей семьей, прибежала кошка, а девочка там очень любит кошек. Мама говорит: «Какая красивая, милая кисонька прибежала, дети, смотрите все». Все дети смотрят, а наша девочка даже не повернулась, хотя это ее страсть. Мама повторила еще раз - ноль эмоций. И как только я сказала: «Ой, киса» - малышка тут же повернулась и стала активно искать кошку.
Ирина: - Вот-вот-вот, именно так оно и происходит.
Мария: - Суффиксы мы тоже не прибавляем к словам, потому что как только вы его прибавите «кисонька»...
Ирина: - Не всегда… Периодически попадаются случаи, когда ребенок с сенсорной алалией короткие слова не воспринимает. Такое впечатление, как будто его слух включается чуть позже. То есть ты ему говоришь «нос», а он не услышал. Но ты ему говоришь носик, и он такой «сик». Именно у них бывает, что первый слог выпадает. Поэтому иногда нам приходится очень сильно хитрить и выкручиваться, потому что короткое слово он не может услышать, а длинное слово он не может выговорить. Поэтому сидим и каждый раз придумываем варианты.
Мария: - Да, какие-то слова ребёнок действительно именно так и воспринимает. Я сейчас хотела сказать о том, что для ребёнка киса и кисонька порой это два разных слова.
Ирина: - Это два разных предмета. Не просто два разных слова, это реально два разных предмета. Я первый раз с этим столкнулась, когда мама моего самого первого ребенка с сенсорной алалией сказала: «Ирина Петровна, у меня проблемы. Я не понимаю, что происходит. Вы же знаете, что он прекрасно знает, что такое вода. Мы столько раз с ним это изучали. Он у вас здесь на картинках показывает и в море вода, и в луже вода, и в чайнике вода. Везде найдет эту воду, даже на картинках. Я уж молчу про то, чтобы в стакане. Но я ему говорю: «хочешь водички?» А он на меня смотрит голубыми глазками, и я вижу полное непонимание. Я говорю, всё правильно, потому что для него вода и водички – это разные предметы. «Хочешь водЫ?» – «будешь водУ?». У ребёнка в голове обезьянка с тарелками, потому что реально каждое измененное окончание это новое понятие, это новый предмет. Мы выделяем смыслы корневые, что корень «вод» обозначает жидкость, в которой можно купаться, мыться и пить, а для него слово это целостная оболочка, поэтому «вода» и «воду» вообще не совпадают ни в одном месте.
Мария: - Например, если вы дома всегда говорили «водичка» и ребёнок привык к этому слову, то на занятии вы так и оставляете это слово. Не нужно менять все слова, которые вы использовали дома, потому ребёнок их уже знает.
Ирина: - Да, иногда именно поэтому приходится использовать слова не в именительном падеже, а в каком-нибудь другом, по необходимости. Если ребенку сначала формировали понятие «обними маму», «поцелуй маму», то «где мама?» он не показывает. Но стоит только сказать «где маму?» – сразу всё, нашёл её. Потому что в другой форме усвоилось это слово. Но это временно.
Не занимаемся, а живём
Мария: - Давайте теперь расскажем о следующем. То, что я тоже очень люблю – не заниматься, а жить. Будет гораздо лучше, если ваш ребёнок не будет догадываться о том, что вы занимаетесь. Он будет просто жить свою детскую жизнь.
Ирина: - Но, тем не менее, в обязательном порядке нужно каждый день заниматься на одном и том же месте в одно и то же время. Организации рабочего пространства и времени мы обсудим отдельно. Для речевого режима сейчас самое главное. Небольшой кусочек времени, с учетом возрастных особенностей ребенка, с учетом его психологических особенностей, проводите занятие за столом. Это радикальное отличие от моторных алаликов, с которым можно заниматься везде где попало. Сенсорикам нужно заниматься немножечко за столом, а вот все остальное время мы стараемся заниматься везде, где только поймали.
Предмет в руках ребенка
Ирина: - Это связано со следующим пунктом, который гласит, что лучше изучать предмет в руках. Из-за того как устроены в голове нейронные связи сенсорного алалика - лучше усваиваются у них слова, которые обозначают предмет, находящийся в руке или же действие, которое совершает его тело. За столом это все не освоишь, поэтому помидор нужно держать, нужно кусать, нужно посолить. Беги нужно осваивать только на бегу. Не получится на картинке с ребенком за столом учить эти слова. Поэтому заниматься придется везде, где можно создать такие условия. В парке, на детской площадке (катись, крутись и т.д.), в магазине фрукты, овощи изучать. Да, придется заниматься везде.
Мария: - Да, таким образом ребенок запомнит все темы, и то, что вы проходите сидя за столом, или наоборот, то, что вы проходите на улице, все это очень взаимосвязано. То есть, по сути, вы выполняете то же самое, но в разных ситуациях. Например, изучили на улице, «беги» и «стой», «беги» и «стой». Потом вы сели за стол и взяли, например, фигурки домашних животных и изобразили как они бегут. И тоже мы им говорим «беги, беги, беги, стой» и так далее. И тогда уже ребенку будет понятно. Потому что если вы это сделаете, например, только на картинке, покажете ему «беги» - ребенок не поймет, что это значит.
Ирина: - Кстати, сенсорные алалики – самые честные дети на свете. Если нарисованы непонятные штуки, они ее так и назовут «непонятная штука». Это мы можем догадаться, что Мишутка моет лапы, а для него какой-то хомяк в ночной сорочке стоит возле крана с водой. Он так и расскажет, потому что у них совершенно незамутненное восприятие изображений.
Мария: - Да, о том, как правильно заниматься за столом, как это организовать, как поставить стол, вы также сможете посмотреть в наших видео или прочитать в статьях по организации рабочего места и пространства.
Говорим, глядя в лицо
Мария: - Ну что, а мы приступим к следующему пункту. Говорить ребёнку, глядя в лицо. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. Когда мы произносим какие-то слова – мы опускаемся на уровень глаз ребёнка, стараемся артикулировать красиво, чтобы ему гораздо легче было запомнить произнесенные слова и фразы.
Ирина: - Объективно. Ребёнок смотрит на вас снизу вверх. Попробуйте сами сесть на корточки и попросить кого-нибудь с вами поговорить. Я всё время смеюсь над этим. Я попробовала. Знаете, что видит малыш, когда взрослые говорят с высоты своего роста? Ребёнок видит ноздри.
Мария: - Поэтому, чтобы ребёнок видел ваш рот, и у него была возможность обращать внимание на артикуляцию, слышать, зрительно смотреть, вам необходимо быть с ним на одном уровне.
Ирина: - На уровне своего лица. Так, сюда же стоит сказать следующее. Один из принципов коррекционной педагогики, не только с сенсорными алаликами, но и со всеми остальными речевыми нарушениями, использование сохранных анализаторов. Я очень люблю умные слова, извините. Что это означает? Это означает что, если ребенок плохо слышит, значит задействуем глазки. Если ребенок плохо видит, задействуем ушки. С сенсорными алаликамии стараемся точно так же задействовать все что есть. В силу того, что слуховое внимание, слуховое восприятие у ребенка не очень хорошо развито, потому что для него эта информация менее значима, чем все остальное, стараемся действительно показывать, утрированно произносить артикулемы, а в некоторых случаях даже позволяем ребенку трогать свое лицо, чтобы он понял, что звук «П» вот такой, что звук теплый и пушистый. Иногда родители спрашивают, а что делать, если он на меня не смотрит? А он не смотрит, потому что он не знает, что такое «смотри». Это мы знаем, что смотреть нужно глазками. А для него это пустой звук. И все наши попытки ребенка взять за лицо и развернуть его к маме кончаются тем, что он изо всех сил начинает смотреть в другую сторону. Выяснила для себя такую замечательную штуку. Если вы хотите, чтобы ребенок куда-то посмотрел, возьмите его ручки, направьте в нужную сторону. Хотите, чтобы он посмотрел на вас, возьмите его ручки, поднесите к своим щечкам. И он автоматом посмотрит, где там его мама находится. И увидит то, что вам нужно. Дальше. Звуки. На самом деле у сенсорных алаликов нет больших сложностей со звукопроизношением. У них чаще всего звукопроизношение нарушается так же, как у любого другого обычного ребенка. По возрасту шипящих не хватает, все нормально. Но у них могут страдать звуки раннего онтогенеза. Те самые первые звуки, которые дети произносят ещё в младенчестве. Те самые звуки, которые ребёнок ещё лёжа в кроваточке, пока изучает гуление и лепет, видит у мамы на лице. У детей с сенсорной алалией гуление и лепет в свое время, всё в порядке, но со временем выясняется, что они игнорируют эти звуки, поэтому особое внимание уделяем именно звукам самым-самым ранним. Перечислим. Это звуки П, Б, М с мягкими вариантами, Т, Д, Н, В, Ф и К, Г, Х. Почти все они будут ребенку видны. Как их преподносить? Довольно просто. Просто утрированно произносим П, чтобы он увидел, что аж щеки надуваются, губы взрываются. Иногда даже приходится ребёнку зажимать губки, чтобы было слышно м-м-м. Ну, в общем-то, как помогать в формировании звуков, всех звуков русского языка, логопед знает.
Мария: - Хочу добавить на тему того, чтобы ребёнок трогал рот. Можно тут же сразу сделать так: вы подносите руку ребёнка к своему рту, он потрогал какие-то звуки, и потом его же ладошку к его рту. И тогда ребёнку уже становится не страшно и становится понятно, что вот у него такой же рот, и он может то же самое произнести.
Ирина: - Да, это такая хитрость. Если мы своими взрослыми руками лезем к лицу ребенка, он может напугаться. Чтобы этого не случилось, возьмите его ручки к своему лицу и его же ручки к его лицу. Своим рукам он доверяет больше. Проверяла.
Мария: - Да. Тем более, что дети с сенсорной алалией часто боятся что-то трогать, пробовать что-то новое. Поэтому если с вашим ребёнком это произошло, попробуйте сделать вот так.
Первоначальный словарь
Ирина: - Идем дальше. Первоначальный словарь. Вы решили заняться с ребёнком. В обязательном порядке заведите, да хоть листочек, который всегда рекомендую повесить на холодильник. Или же прям целую тетрадку, ставите сегодняшнюю дату, дату начала занятий и записываете, начинайте фиксировать. Там вообще-то два словаря – пассивный словарь и активный словарь. Что такое пассивный словарь? Это слова, которые ребёнок понимает, то бишь выполняет. В основном это глаголы. Стой, садись, иди, дай ручку. Вот такого плана вещи. Вы их записываете списком, а дальше вы их перепроверяете. Напротив какого-то слова вы написали, что ребёнок знает, например, слово «стоит». Или вы записали «стоять», знает слово «стоять». А потом проверьте у ребёнка, в какой форме он это слово выполняет. Чаще всего это будет, скорее всего, повелительное наклонение. То есть будет не «стоять», не «стоит», будет именно «стой» или даже «стоп». Дальше. Может быть, напротив каких-то слов вы напишите, что «эту просьбу выполняет с жестом», Дай ручку, и он её даст, только если увидит вашу протянутую ладонь. Если вы ему руку не покажете, «дай ручку» он не выполнит. Обязательно себе отметьте, что это слово знает вместе с жестом. Какое-то другое слово знает только в ситуации. Например, «открой дверь». И парень первым делом бежит надевать сандалики и стоит у входной двери. Вот только в этой ситуации у него выполнялась эта команда. По-другому никак не работала. Записывайте глаголы-команды. Отдельно записывайте существительные. Бытовой, предметный, словарь. Или, может быть, это уже зверушки-игрушки. То бишь словарь существительных. Проверяем точно так же, в какой форме он это знает. «Лошадь», «лошадка», «конь», «пони», «единорог». Вариантов множество. Проверить обязательно следующим образом: просите у ребенка, «дай лошадку». Не работает. «Дай лошадь». Работает замечательно. И ребёнок берёт игрушку, даёт маме. «Где чашка?» Поворачивается в сторону чашки, нашёл. Значит, слово чашка знакомое. Фиксируем себе. Отдельно пишем словарь активных слов. Это то, что ребёнок может произносить сам. Здесь может быть перевес что в одну, что в другую сторону. Здесь у каждого ребёнка своя отдельная ситуация. У кого-то вообще нет активных слов, даже звуков может не быть, то есть это уже близко к сенсомоторной алалии, а кто-то безостановочно разговаривает, но при этом пассивный словарь находится в зачаточном состоянии. То есть говорит сам всё подряд, но ничего не понимает. Вот это чистая сенсорная алалия.
Мария: - Этот словарь вы будете вести не постоянно, это не на всё время занятий. Вы это делаете на начальном этапе для себя, для того чтобы было понятно, как взаимодействовать с ребёнком, как разговаривать. То, о чём говорила Ирина. На каком-то этапе вы сами поймёте, когда уже невозможно всё это записать. Когда за день столько накапливается новых понимаемых слов и фраз, что к вечеру вы уже забываете все эти слова. Вот когда это произойдёт, тогда вы благополучно закрываете дневник, перестаёте его вести. Но как только вам станет грустно или плохо, и вам будет казаться, что нет конца и края этим занятием - достаньте свой словарь, посмотрите, что было у вас в какую-то дату и сравните, на каком этапе вы находитесь сейчас. Вы порадуетесь. Поэтому храните этот словарик до конца.
Ирина: - Это лучшая психологическая поддержка родителей, лучше любой валерьянкам.
Мария: - Лучше, чем любые антидепрессанты. Ещё важный момент, на чём хотелось бы остановиться. Не должно быть никакого насилия на занятиях над ребёнком. Никакого применения силы к ребёнку.
Ирина: - Марина Владимировна, можно я повозмущаюсь? Я постараюсь возмущаться аккуратно. Довольно часто приходят родители или же вижу видео в ютубе. Картина следующая. Логопеды начинают заниматься с малюсенькими сенсориками, которые ничегошеньки еще не понимают. Разумеется, они непослушные. Это один из симптомов, вторичный симптом сенсорной алалии, что ребенок непослушный. Ну вот такой вот он. И тогда логопеды начинают с ними заниматься по привычке, как с шестилетними дислаликами. Ну-ка, поставил язычок сюда, ушки сюда, лапки сюда. Не работает с ними так. Что делает тогда логопед? Говорит: «Ребенка надо к стулу привязать». Но ему не нравится, он сидеть не хочет, он кричит. Да пускай кричит.
Мария: - Давайте ещё к батарее привяжем…
Вознаграждение
Ирина: - Я выяснила, что, если ребенок кричит, он ничегошеньки не слышит. Точно так же у любого взрослого человека. Наши участки мозга, отвечающие за восприятие речи и воспроизведение речи, работают посменно. И даже взрослый человек, если он говорит что-то, он собеседника не слышит. Это правило конфликтологии. Есть такой раздел психологии. Во время конфликта, если с вами не согласен собеседник, дайте ему высказаться, потому что он у себя в голове говорит. У него работает центр Брока и у него не работает центр Вернике. Ваш аргумент он не услышит. У ребенка сенсорика это сильнее всего. Если ребёнок плачет, ребёнок недоволен, ваша коррекционная работа бесполезна. Вы просто пытаетесь что-то делать в пустоту. Ребёнок на уроке должен быть счастлив. Ах, какая это прелесть, когда ребёнок что-то понял, осознал, до него что-то дошло из того, что мы пытались ему донести. У них такое счастье на лице написано. Вот к этому логопед должен стремиться. Увидеть на лице ребёнка счастье от того, что он вас понял. И это работа с сенсорной алалией. Как этого добиться? Вознаграждать. Конечно, не как в аба терапии, где за каждый правильный ответ даётся конфетка.
Мария: - Ребёнок не успел ничего понять или сказать, а уже что-то жуёт. Ребёнок не должен непрерывно жевать на занятии.
Ирина: - Да, потому что есть риск нарушить пищевое поведение и дальше потом всю жизнь мучиться, ходить по врачам. Очень важная причина. Кроме того, с пищевым вознаграждением, пока он жуёт, у него мозг уже давно забыл, за что его вознаградили. Лучше вознаграждать морально. Но у каждого ребёнка своё вознаграждение. Кому-то нужно «молодец», а кому-то «дай пять». Отлично.
Мария: - А кому-то я просто в скайпе посылаю лайк или сердечко.
Ирина: - Они так же за сердечки хорошо занимаются.
Мария: - Да, да. И ждут, пока Маша сердечко пошлёт. И возмущаются, если его нет. Или же ему достаточно, чтобы я восторженно хлопнула в ладоши.
Ирина: - У меня один мальчик, сенсорный алалик, первое слово, знаете, какое выучил? «Ура!» Не «мама», не «папа», а «ура!» Потому что мы с мамой так вот его хвалили. Он выучил сразу же. Поэтому, если ребенок совсем маленький, разумеется, сидеть не будет. Можно в целях безопасности посадить его в стульчик для кормления, там еще столик есть очень удобный, там картинки хорошо раскладываются и игрушки не сваливаются.
Рабочее место
Мария: -Да, если ребёнок уже постарше, его можно посадить в детское автокресло. Автокресло поставить на стульчик. Дети уже привыкли к тому, что пристёгнуты. Нормально, едем, все в порядке. Привыкли как к стульчику. И они знают, что это безопасно, это не страшно. Что когда он садится, например, покушать, его пристегнули, а потом его благополучно отстегнут. То же самое в машине. Более того, хочу сказать, что дети любят сами себя пристегивать. Но в один прекрасный момент мы просто убираем автокресла, стульчики для кормления и сажаем ребенка на обычный стул, и он уже прекрасно занимается, потому что привык.
Ирина: - Собственно, начиная с двух-двух с половиной лет, дети прекрасно сидят на стуле, или у мамы на ручках, или и там, и сям, поочередно сползая туда, переползая обратно.
Мария: - Потому что у ребенка уже сформирована привычка заниматься. Он пришел заниматься, у него уже нет страха и желания куда-то убежать.
Ирина: - Да даже с самого начала бывает. Посадишь его, он хорошо сидит. Такое тоже бывает. Есть еще один забавный момент. У сенсорных алаликов очень мало терпения, скажем так. Вот он отзанимался там пять минут, все, ему невмоготу, он уже уши закрывает, он встал, ушел. Я долгое время нервничала, что ай-яй-яй, давайте хватайте, тащите обратно. Совершенно неважно. У нас с мамой есть пять минут поболтать, а потом он приходит обратно. Дело в том, что ребенок очень сильно завязан на маму, и если она где-то там сидит чем-то занимается, а я в другой комнате буду чем-то другим заниматься, то их это, честно говоря, не сильно радует, поэтому сенсорики возвращаются на занятия сами. Вот он пришёл, вот он сам сел. Он уже забыл, что он 10 минут назад занимался. Сел, сидит. Мы ловим момент: «Опа, а у нас есть ещё игрушки. Давай ещё поиграем». У меня довольно часто так бывает. Это моторик убежал и не вернёшь. А сенсорики сами приходят.
Индивидуальные особенности
Мария: - Да, но есть сенсорики, которые один раз ушли и, даже если они прибегут назад, то заниматься уже не будут. Всё, внимание потеряно, ребёнок уже не собран. Поэтому вы смотрите по индивидуальным особенностям своего ребёнка. Потому что всё, что мы делаем, это всё во благо ребёнку. Нет какого-то такого правила, из-за которого нужно ломать психическое состояние своего ребенка. Для сенсорного алалика очень важен эмоциональный фон. Поэтому, когда вы его садите в стульчик, не нужно сажать орущего ребенка. Вначале поднимите ему настроение, дайте ему в руки то, что ему нравится, посадите его в стульчик. То есть, не нужно ловить ребенка по комнате, когда он бегает и кричит, усаживать его силой. Нужно его заинтересовать, заманить заниматься.
Ирина: - Именно поэтому так необходимо научиться правильно хвалить и вознаграждать, в какой момент времени что сказать, это, собственно, и есть все хитрости коррекционной работы с сенсорной алалией. Подробно рассказывать придется очень много.
Детские манипуляции
Мария: - Да, но не забывайте о том, что дети все разные. Есть такая вещь, как манипуляция. Ребенок бывает, уже начал заниматься и просто сидит, кричит. Он не плачет, он просто открыл свой ротик и кричит. Пытается прикрывать глазки, посмотреть, реагируют на него или нет, и кричать. Это не значит, что он сейчас кричит, потому что ему плохо, больно. Это просто манипуляции.
Ирина: - Он кричит, чтобы чего-то добиться. Ему не больно, ему даже не обидно, ему просто что-то хочется.
Мария: - Ой, как недавно делал мой маленький шантажист. Занятие было с няней, а мама работала в другой комнате, так вот, мы начали заниматься, у мальчика было прекрасное настроение, но в один момент он повернулся в сторону комнаты, где была мама, и начал кричать. То есть он закрыл глаза, и он просто кричал, кричал, кричал. На стрессе прибежала мама, села рядом, продолжили заниматься. Он просто таким образом позвал маму. Он еще совсем маленький, мы не так давно с ним занимаемся, он еще не может сказать «Мама, иди сюда, я хочу, чтобы ты была рядом во время занятий».
Ирина: - А выглядит так, будто у ребёнка истерика, ему не нравится заниматься.
Мария: - Да, да, мама прибежала со словами «нам стучат соседи, что делать?».
Ирина: - Про эти крики мы обязательно расскажем с тобой в симптоматике, потому что у сенсорных алаликов то, что они делают, не соответствует тому, что они имеют в виду. Очень интересная тема, кстати. Потом расскажем.
Подытожим
Мария: - Ну что, я думаю, самое время подытожить наш речевой режим при сенсорной алалии. Что хотелось бы сказать. Не забывайте о том, что сенсорная алалия – это нарушение понимания речи. Поэтому весь речевой режим построен именно так, чтобы ребенок научился вас слышать, научился вас понимать, потому что это ключевая проблема, с которой вы пришли.
Ирина: - Я бы еще добавила, что речевой режим нацелен на то, чтобы облегчить ребенку жизнь. Его жизнь сама по себе не сахар, когда ты не понимаешь, что вокруг тебя происходит и как получить желаемое. Коррекционная работа очень тяжелая для него, объективно тяжелая, у них голова болит, они ушки закрывают. Речевой режим, использование слов в определенной форме, занятия с одним человеком, обустройство рабочего места – это нацелено на то, чтобы сделать ребенку условия полегче, потому что заниматься ему и так придется до пота.
Мария: - Да, поэтому вначале вам, наверное, будет казаться, что это сложно. Так много пунктов, как их запомнить, как применить в жизни. Начните постепенно вводить все эти пункты. Конечно, это хорошо, когда вы перестроили всё за раз. Но так не бывает, поэтому не отчаивайтесь, если у вас не получается сделать всё сразу, за один день. Вы должны к этому привыкнуть, вы должны к этому адаптироваться. И Ребёнок должен адаптироваться к новым правилам. Семья должна адаптироваться. На всё нужно время. Самое главное, соблюдайте эти простые правила и будет вам счастье. И однажды ваш малыш скажет вам: «Спасибо».