Уважаемые друзья-подписчики! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с ресурсными материалами и методическими рекомендациями к занятию Двунадесятые праздники (15 часов)
Задание 3 (1 час)
Внимательно прочтите приведенные ниже отрывки из книг, документы из «Донских дел». Кн. 1. СПб., 1898. Стр. 549 и ответьте на вопрос «К кому обращались за молитвенной помощью наши предки?».
«Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща».
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865
Иоанн Грозный … видел горесть жителей, молившихся ей [Донской иконе] почти два века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма [Успенского собора], и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города.
В редакции газеты «Московские Губернские Ведомости» в 1842 году была получена статья, заключавшая в себе описание путешествия русских государей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру. Статья эта, содержавшая в себе много совершенно неизвестных, не опубликованных ранее сведений, очень заинтересовала редактора газеты, Пассека.
Подписана была статья двумя буквами: «И. З.», но к ней было приложено письмо с указанием фамилии и адреса автора. Пассек пригласил автора в редакцию и был сильно удивлён, когда в качестве автора ему представился молодой, 22-летний, очень скромного вида человек.
Пассек немедленно выдал юному автору следуемый за присланную статью гонорар, обещал напечатать её в ближайшем номере газеты и просил и впредь работать для его газеты.
Этот молодой «канцелярский служитель», приславший статью в редакцию «Московских Губернских Ведомостей», был Иван Егорович Забелин, впоследствии один из самых выдающихся и неутомимых исследователей русской старины.
Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 142.
Паломничество казаков к святыням России
- Сентябрь-ноябрь 1639 г. Проезжая на Соловки выдана 31 января 1640 г. Станичный атаман Обакум Софонов, казак Иван Шеховской, Осип Лосев, Лев Семенов, Иван Иванов, Иван Екимов, Богдан Иевлев, Яков Петров. Москва, Соловецкий монастырь. “Помолитись Московским и Соловецким чудотворцам”. “Обещались, как были в полону в неволе в Азове ж городе до взятья”.
- Проезжая от 29 июня 1640 г. Обакум Сафонов, Лев Семенов. Свято-Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка. Богомолье. Нет данных.
- 1641 г., ноябрь. Казак Онуфрий Шатров. Киево-Печерский монастырь. Богомолье. Обет в плену.
- 1648 г., февраль. Атаман Осип Калуженин и казак Василий Моисеев. Соловецкий монастырь. Богомолье. Обет: Осип был на государевой службе ранен “во многие места и обещался…”.
- 1648 г., май. Казаки Василий Моисеев и Корнилий Яковлев. Соловецкий монастырь. Богомолье. Обет: были ранены в бою с крымцами, “видя свою нужю и смертной час помнючи, прося у Господа Бога милости и хотя видя свет и слышучи про исцеление Соловецких чудотворцев и нехотя умереть без покаяния, просили у них милости и обещалися им помолитца”.
- 1649 г., декабрь. Казаки Парфен Иванов и Киприян Щербачев. Курск, Москва. Богомолье. В Курске молились Богородице, в Москве - Чудотворцам. Обет.
- 1653 г., январь. Казак Иван Матвеев. Владимир. “Помолитца Пречистой Богородицы Володимерской”. Обет.
- 1653 г., 23 августа. Войсковая отписка свидетельствует: “Донские-ж казаки низовые и верховые по обещанию своему ходят от нас з Дону на Царицын город молитца Пречистой Богородице в монастырь честного и славного Ея Сретения иконы Владимерские…”
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют "поясом Богоматери", охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям - "стояние на Угре". Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Домашнее задание: написать эссе « Почитание образа Богоматери в Волгогдонье».
Очень важные слова. Пресвятая Богородица. Матерь Божия. Икона. Обет. Паломничество. Святыня.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор РОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед