Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Картина «Прогулка по берегу моря» — яркий образец творчества Хоакина Соролья

Как испанский импрессионист создал первый в истории Instagram-пост (И почему его лайкнул бы даже Леонардо Ди Каприо) Если бы Хоакин Соролья жил в наше время, его бы ненавидели все инстаграм-блогеры. Потому что он сделал то, к чему они стремятся годами: превратил обычную прогулку с женой и дочкой в шедевр, который спустя 115 лет всё ещё заставляет зрителей замирать с открытым ртом. Картина «Прогулка по берегу моря» — это не просто холст размером с двуспальную кровать (205×200 см, если точничать). Это гимн эпохе, когда люди гуляли по пляжу не для сторис, а просто потому, что закат был чертовски красив. Представьте: 1909 год. Валенсия. Художник только вернулся из Америки, где продавал портреты как горячие чуррос (включая президента Тафта — тот, кстати, позировал с лицом человека, случайно севшего на кактус). На вырученные доллары Соролья мог бы купить пол-Мадрида, но вместо этого он едет на родину, берёт кисть и… рисует жену и дочь. Снова. В сотый раз. Клотильда и Мария на этом полотне —
Оглавление

Как испанский импрессионист создал первый в истории Instagram-пост

(И почему его лайкнул бы даже Леонардо Ди Каприо)

Если бы Хоакин Соролья жил в наше время, его бы ненавидели все инстаграм-блогеры. Потому что он сделал то, к чему они стремятся годами: превратил обычную прогулку с женой и дочкой в шедевр, который спустя 115 лет всё ещё заставляет зрителей замирать с открытым ртом. Картина «Прогулка по берегу моря» — это не просто холст размером с двуспальную кровать (205×200 см, если точничать). Это гимн эпохе, когда люди гуляли по пляжу не для сторис, а просто потому, что закат был чертовски красив.

Картина «Прогулка по берегу моря» написана Хоакином Соролья в 1909 году. Размер картины — 205 на 200 сантиметров. Картина находится в доме-музее Хоакина Сорольи в Мадриде.
Картина «Прогулка по берегу моря» написана Хоакином Соролья в 1909 году. Размер картины — 205 на 200 сантиметров. Картина находится в доме-музее Хоакина Сорольи в Мадриде.

Семейный альбом, или Как Соролья стал королем хюгге

Представьте: 1909 год. Валенсия. Художник только вернулся из Америки, где продавал портреты как горячие чуррос (включая президента Тафта — тот, кстати, позировал с лицом человека, случайно севшего на кактус). На вырученные доллары Соролья мог бы купить пол-Мадрида, но вместо этого он едет на родину, берёт кисть и… рисует жену и дочь. Снова. В сотый раз.

Клотильда и Мария на этом полотне — не просто «жена и ребёнок». Это эталон спокойной испанской эстетики, задолго до Zara и масс-маркетной медитации. Они идут по песку, шляпы украшены цветами, зонтик — белее зубной пасты Колгейт. Никаких селфи, никаких хештегов #slowliving. Просто два силуэта, слившихся с горизонтом так, что кажется: ещё шаг — и они растворятся в морской пене.

Секретный ингредиент: как испечь шедевр из песка и света

Соролья тут — этакий шеф-повар импрессионизма. Его рецепт? Горсть бирюзовых мазков, щепотка лиловых теней, два килограмма солнечных бликов. Особый шик — «обрезать» шляпу Клотильды по краю холста, будто это случайный кадр из iPhone 1909 года выпуска. Современники, кстати, воротят нос: мол, где драма? Где страсть? А он, как истинный гуру контента, знает: иногда тишина кричит громче оперной арии.

Забавно, но именно эта картина сломала все ярлыки. Искусствоведы до сих пор спорят: импрессионизм? Постимпрессионизм? А может, «валенсийский стиль сандалий с подсветкой»? Сам Соролья, кажется, просто смеялся в усы, рисуя пену волн длинными мазками, будто выписывая морю любовное письмо.

Буржуазный тикток XIX века и причём тут белые платья

Вот что действительно революционно — Соролья изобразил новый вид досуга. Нет, не рыбаков с сетями (хотя их он обожал), не детей, купающих лошадей (см. его же хит «Купание лошади»), а светских дам, гуляющих вдоль воды. Это всё равно что снять ролик про буржуазный чёллендж: «Пройди по пляжу, не испачкав платье песком».

Обратите внимание на наряды: белые ткани, которые могли бы рассказать о прачечных страданиях горничных, но вместо этого сияют, как экран только что распакованного айфона. Шифон развевается с таким расчетливым хаосом, что кажется — художник нанял ветер в качестве стилиста.

Дом, который построил Соролья (и почему туда не пускают котиков)

Сегодня картина висит в мадридском доме-музее художника — том самом, купленном на американские гонорары. Представьте: особняк 1911 года, где каждое окно — будто рамка для будущего шедевра. Интересно, Соролья, создавая «Прогулку», уже знал, что она никогда не покинет эти стены? Что станет вечным «домашним питомцем» музея, в отличие от его «гастролирующих» портретов президентов?

Почему вам стоит посмотреть на эту картину как минимум дважды

Первый раз — чтобы восхититься техникой: мазками, которые превращают воду в шепот, а песок — в рассыпчатую карамель. Второй — чтобы понять: Соролья не просто рисовал море. Он зашифровал в красках философию, достойную датского хюгге. Мол, счастье — это не грандиозные свершения, а момент, когда ветер играет с вуалью вашей шляпы, а дочь крепко держит вас за руку.

Сегодня, в эпоху цифрового перформанса, «Прогулка» напоминает: иногда достаточно просто быть, а не казаться. Хотя, если честно, мы всё равно тайно надеемся, что Клотильда потом выложила этот закат в свой инстаграм. С подписью: «Фильтры не нужны. Мой муж — гений».

Материалы по теме

Атомная энергия в искусстве: анализ картины Сальвадора Дали „Атомная Леда“
Мужские Мысли28 сентября 2024