В мире искусства есть творения, которые не только восхищают своим мастерством, но и заставляют задуматься о сложных философских вопросах. Одним из таких шедевров является картина Уильяма Холмана Ханта «Наёмный пастух», написанная в 1851 году. Это полотно, полное символизма и скрытого смысла, привлекает внимание искусствоведов и любителей живописи со всего мира.
На картине мы видим пастуха, который, отложив свои обязанности, обнимает очаровательную деревенскую девушку. В другой руке он держит мёртвую бабочку — бражника мёртвую голову. Значение этого изображения вызывало множество споров и разногласий среди критиков и зрителей.
Идейное содержание
Художник хотел привлечь внимание к теме нравственного выбора, с которым каждый человек сталкивается ежедневно. Он показывает, как иногда мы можем забыть о своих обязанностях и обязательствах ради сиюминутного удовольствия. Это может привести к негативным последствиям как для нас самих, так и для окружающих.
Кроме того, Хант затрагивает тему природы и её красоты. Пастух показывает девушке бабочку, которая является символом красоты и хрупкости жизни. Это напоминает нам о том, что мы должны ценить каждый момент и не забывать о том, что всё в мире временно.
Хант написал эту картину в период, когда жил и работал в тесном сотрудничестве с Джоном Эвереттом Милле, который в то же время создавал Офелию возле реки Хогсмилл недалеко от Юэлла, Суррей. Обе картины изображают английские сельские сцены, невинность которых нарушается тонкими, но глубоко угрожающими нарушениями естественной гармонии.
На картине Ханта пастух не обращает внимания на свое стадо овец, которые переходят через канаву на пшеничное поле. Это нарушение границ сопровождается физическим вторжением пастуха в личное пространство молодой женщины, которая реагирует неоднозначно, что может быть истолковано как соучастие или как осознанный скептицизм. Показывая ей мотылька, он кладет руку ей на плечо.
Хант использовал в качестве модели местную деревенскую девушку Эмму Уоткинс, известную в Братстве прерафаэлитов как "коптка" из-за своих экзотических черт. Уоткинс отправилась в Лондон, чтобы позировать Ханту для завершения картины, но вернулась домой после того, как не смогла зарекомендовать себя в качестве модели. Модель мужской фигуры неизвестна, но, вероятно, была профессиональной.
Когда картина была впервые представлена в Королевской академии, она сопровождалась цитатой из короля Лира:
Спишь ты или бодрствуешь, веселый пастух?
Твои овцы будут в кукурузе;
И за один взрыв твоего миниатюрного рта
Твоим овцам не причинят вреда.
Место в истории искусства
«Наёмный пастух» — одно из самых известных произведений Уильяма Холмана Ханта. Картина была выставлена в Королевской академии художеств в Лондоне и вызвала огромный интерес у зрителей. Критики высоко оценили это творение и признали его одним из лучших произведений художника.
Сегодня «Наёмный пастух» продолжает привлекать внимание любителей искусства. Эта картина напоминает нам о том, что жизнь полна противоречий и сложных выборов, и каждый из нас должен сам решать, как поступить в той или иной ситуации.
После того как картина была выставлена, противники Ханта раскритиковали её за вульгарность, особенно из-за изображения краснолицых и раскрепощённых деревенских жителей. В Illustrated London News высказывались против "огненно-красной кожи" и "жёстких волос" крестьян Ханта (22 мая 1852 года, стр. 407).
Особенно негативно отнёсся к картине Атенеум, который с возмущением описывал её как "деревенщину самой грубой породы, раскрасневшуюся и румяную" от избытка выпитого сидра. По мнению издания, "суетность и румяность этой пары контрастируют с бледностью и пафосом картины г-на Милле [Офелия]" (22 мая 1852 года, стр. 581–583).
Сторонники Ханта утверждали, что картина является правдивым изображением социального факта. Однако сам Хант намекал на скрытый смысл, который он подробно изложил в письме, когда картина была приобретена Манчестерской художественной галереей.
Хант утверждал, что пара на его картине символизирует бессмысленные теологические споры, которыми были заняты христианские церковники, в то время как их "паства" сбилась с пути истинного из-за отсутствия надлежащего морального руководства. Это позволило бы назвать картину библейской аллюзией: в истории о Добром Пастыре (в версии короля Джеймса) Добрый Пастырь явно противопоставляется наемному пастуху, который не заботится об овцах [Иоанна 10: 11–15].
Интерпритация
«Наёмный пастух» — это яркая интерпретация Уильямом Хантом известной евангельской притчи о добром пастыре и наёмном работнике. На первый взгляд, картина может показаться простым изображением пастухов, отдыхающих на лугу рядом с пшеничным полем. Однако, при более внимательном рассмотрении, она открывает более глубокий смысл.
В центре картины изображены молодые пастух и пастушка, наслаждающиеся отдыхом на лугу. Хотя они не занимаются выпасом овец, некоторые из них уже насытились и лежат, не в силах подняться.
Хант, который очень любил природу и был знатоком фермерского хозяйства, с помощью простых деталей раскрывает более сложные аспекты. На первый взгляд, эта сцена из жизни пастухов кажется обыденной, но при внимательном изучении она становится символом более серьёзных проблем.
В Евангелии от Иоанна 10:11-13 говорится: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видя приходящего волка, оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах».
Однако в интерпретации Ханта наёмник не просто убегает — он сам становится волком, который губит овец. Его одежда, фляга на поясе, сильные руки и курчавые волосы символизируют его первобытные инстинкты и грубость.
В 1859 году Роберт Барнабас Браф опубликовал рассказ под названием «Калмык» в журнале Чарльза Диккенса «Household Words». Это был тонко замаскированный рассказ о жизни Ханта, в частности о его отношениях со своей моделью Эммой Уоткинс. Некоторые родственники Ханта были шокированы очевидным намеком на то, что Уоткинс приехала в Лондон, чтобы быть с Хантом. Хант написал возмущенное письмо Диккенсу, который утверждал, что не знал о том, что история основана на реальных событиях.
Брайан Олдисс использовал картину в качестве лейтмотива в своем романе 1968 года «Отчет о вероятности A».
О нём
Уильям Холман Хант (англ. William Holman Hunt, 2 апреля 1827 — 7 сентября 1910) — выдающийся английский художник, один из основателей Братства прерафаэлитов. Его настоящее имя было Уильям Хобман Хант, но позже он сам изменил вторую часть своего имени, и в конце жизни она слилась с фамилией, образовав Holman-Hunt.
Хант родился в Чипсайде, в Сити, в семье управляющего складом Уильяма Ханта (1800—1856) и Сары (ок. 1798—1884), дочери Уильяма Хобмана из Ротерхита. Он принял имя «Холман» вместо «Хобман», когда обнаружил, что клерк допустил ошибку в написании его имени после крещения в церкви Святой Марии Девы. Семья Хобманов была состоятельной, и считалось, что Сара заключила неравный брак.
Хант учился в Королевской академии художеств, где познакомился с Джоном Милле и Данте Габриэлем Россетти. Вместе с ними он основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood).
Поначалу его картины не пользовались особой популярностью, но со временем он стал известен. Проведя два года (1854—1855) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая вызвала горячие споры в художественной критике. Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти. Однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за ухудшающегося зрения, и его последняя картина — «Леди из Шалотта» — была закончена его помощником, Эдвардом Хьюзом.
Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), которые были написаны с целью оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.
Хант дважды вступал в брак. После неудачного обручения со своей моделью Энни Миллер он женился на Фанни Во, которая впоследствии стала моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Его вторая жена, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден уехать за границу для этого брака. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, который был женат на сестре Фанни и Эдит Алисе.
Он часто бывал гостем в доме архитектора Робинсона (дочери которого, Агнес Мэри Фрэнсис и Фрэнсис Мэйбл, также были писательницами), который стал центральным местом для встреч художников и писателей движения прерафаэлитов, таких как Уильям Майкл Россетти, Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс, Джеймс Уистлер, Артур Саймонс, Форд Мэдокс Браун и Матильда Блайнд.
В 1905 году Хант опубликовал свою автобиографию. Личная жизнь Ханта стала темой книги Дианы Холман-Хант «Мой дедушка, его жизнь и любовь».
Братство прерафаэлитов было показано в двух исторических драмах BBC. В первой, «Школа любви», вышедшей в 1975 году, в роли Ханта снялся Бернард Ллойд. Во второй — «Отчаянные романтики», где его сыграл Рейф Сполл.