Почему стихотворение Пушкина "В роще карийской" я назвала галлюциногенным? Часть1 здесь. Но сначала разберемся более подробно, что такое галлюциногенность в живописи. Это, прежде всего, сменяемость фигуры и фона. Внимание смотрящего переключается на фон, и появляется новая фигура, которая становится основным содержанием картины. А прежняя фигура превращается в фон. Стоило на картинке вазе стать фоном, как мы ясно увидели два профиля. А когда ваза снова становится фигурой, профили превращаются в фон. Это называется гамма-движением.
Иногда даже и гамма-движение не требуется, не обязательно переключать внимание. Вот на картине Дали мы сразу видим и лицо, и вазу.
Но главное не это. Здесь изображена ещё и огромная собака, а вот собаку видят не все. Её голова одновременно является прибрежными холмами и песком, а фрукты в вазе - завитками шерсти на её спине, на шее хорошо различается ошейник с тремя камнями. Андалузский пес - напоминание о Гарсии Лорке, погибшем в 1936 году.
Но как же работает галлюциногенность в поэзии? Здесь же нет изображения фона и фигур. На самом деле, в поэзии тоже имеются фон и фигура, но в языке они выражаются иными способами - словами, словесным изображением, то есть аллегорией, многозначностью слов и символов.
О чем стихотворение "В рощах карийских"? Любой человек сразу даст ответ - это пейзажное стихотворение, Пушкин изображает прелестный пейзаж рощи в области на побережье Малой Азии, где в античный период обитал народ карийцев. Это понятно и не нуждается в особых доказательствах.
Но для того, чтобы сделать этот пейзажный набросок, состоящий из семи строчек (только набросок - стихотворение не завершено) Пушкин использовал тридцать листов черновиков. Тридцать! Чем была вызвана столь тщательная работа над текстом? Чем объяснить эту въедливость, упорство, беспощадную борьбу со словом? Просто чтобы изобразить античную идиллию? И почему поэт перенес действие в Карию? Но это вопросы для исследователей.
Мне близка точка зрения пушкиниста Якубовича, который, исследуя античные мотивы в творчестве Пушкина, приходит к мысли, что поэт задумал создать свой собственный миф в античном роде. Это необычная и смелая задача. Но создавая этот миф, поэт должен был опираться на философию и эстетику античности. Поэтому центральные образы стихотворения следует рассматривать в их символическом значении.
Главный объект отрывка - пещера. Это глубокий (во всех смыслах) и очень ёмкий образ. Появился он задолго до произведений Овидия - это было еще в "Одиссее" Гомера, правда, не решусь сказать, что это первое символическое описание пещеры в античной литературе. Описания пещер и гротов часто встречаются в древнегреческих мифах. В XIII главе "Одиссеи" Гомер описывает знаменитую пещеру наяд.
Где заливу конец, длиннолистая есть там олива.
Возле оливы – пещера прелестная, полная мрака,
В ней – святилище нимф; наядами их называют.
Много находится в этой пещере амфор и кратеров
Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.
Много и каменных длинных станков, на которых наяды
Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.
Вечно журчит там вода ключевая, в пещере два входа.
Людям один только вход, обращенный на север, доступен.
Вход, обращенный на юг, – для бессмертных богов. И дорогой
Этой люди не ходят, она для богов лишь открыта.
(Перевод В.В. Вересаева)
Порфирий Тирский, неоплатоник, логик и математик, автор нескольких философских трактатов, в работе "О пещере нимф" истолковывает символические образы Гомера. Порфирий Тирский приходит к выводу, что описание пещеры в "Одиссее" - это не просто пейзажная зарисовка реально существующей или вымышленной местности, а фрагмент философского размышления, основанного на символике, и поэтому обладает иным, действительным смыслом, который не может быть понят без специальной расшифровки.
В первую очередь, для Порфирия, как и для Платона, пещера и грот - это символы вселенной. Он прибегает к мифологическому осмыслению явлений. Символические картины углубляют миф, выявляют его скрытый смысл, его тайную сущность. Для Порфирия гомеровские стихи полны символического смысла, раскрывающего миф о круговороте душ (Лосев).
По Порфирию, во влажном мраке пещеры обитают нимфы-наяды. Пурпурные ткани, которые ткут на каменных станках нимфы, – «сотканная из крови плоть», облекающая кости (камень). Камень в древнегреческой культуре был наделен магической силой. И на каменном станке можно было ткать нити, сплетение которых символизировало жизнь и смерть. (Лосев). В амфоры пчелы (т.е. радостные души, рождающиеся в мир) собирают мед. Далее Порфирий разбирает символику двух входов в пещеру, а в конце трактата пишет о маслине, которая росла у пещеры нимф и, как дерево Афины, являлась символом божественной мудрости. Маслина символизирует вечную мудрость природы, которая управляет космосом и создает гармонию мира.
Знал ли Пушкин о Порфирии и его толковании символической основы мира? Вполне мог. О древнегреческом философе пишет А.Н. Радищев в переводе книги Г. де Мабли "Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия Греков" (1773):
Некоторые писатели далее сих варварских веков восходили; и Дикеарк, который по мнению Порфирия с наибольшею изо всех философов описал с точностию начальные Греков нравы, представляет их мудрецами, препровождающими жизнь тихую и непорочную между тем, как земля, вникнув их потребностям, без удобрения плоды производила.
Пушкин, как известно, знал французский язык, как родной, поэтому мог читать и Мабли и другие книги на французском языке, посвященные древнегреческой философии. О Порфирии пишет и С. Платонов, русский священник и законоучитель, переводя трактат Е. Булгара "Рассуждение против ужасов смерти" (1805): "Порфирий, восставая против веры во Христа, написал то, что наипаче поддерживало и утверждало эту веру".
Но, возвращаясь к стихотворению Пушкина, мы должны учесть и другие символические значения образа пещеры и грота.
В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера,
Стройные сосны кругом склонились ветвями, и тенью
Вход ее заслонен на воле бродящим в извивах
Плющем, любовником скал и расселин. С камня на камень
Звонкой струится дугой, пещерное дно затопляя,
Резвый ручей. Он, пробив глубокое русло, виется
Вдаль по роще густой, веселя ее сладким журчаньем.
Например, в пещерах содержится внутреннее эзотерическое знание, то, что спрятано от глаз обычных людей. Пещера - это место инициации и второго рождения.
Главное для стихотворения Пушкина другая символика пещеры: это не вселенная, как у Порфирия и Платона, а женский принцип, утроба Матери-Земли в ее защищающем аспекте. Это одновременно место и погребения, и возрождения, тайны, приращения и обновления, откуда человек возникает и куда он возвращается после смерти в каменной гробнице. (Словарь символов).
Как место инициации, пещера была секретным убежищем, вход в которое был скрыт от профана лабиринтом или опасным переходом, иногда охраняемым каким-нибудь чудищем или сверхъестественным существом.
Вход в пещеру Пушкина в стихотворении прикрывают стройные сосны и плющ, извивающийся вокруг пещеры. Войти в пещеру в символическом смысле означает в житейском, человеческом плане соитие мужчины и женщины, в философском понимании - вход в чрево Матери-Земли.
Как и в пещере Гомера, в пещере Пушкина много камня и влаги - С камня на камень //Звонкой струится дугой, пещерное дно затопляя //Резвый ручей.
Резвый ручей - символика мужского начала, поэтому он пробивает глубокое русло, затопляет пещерное дно. Так зарождается человеческая жизнь, но точно так же мифологически в глубине влажной утробы Матери -Земли зарождается вследствие священного брака между Небом и Землей, совершающегося по мифам в пещере, зарождение нового Мира, новой Вселенной.
В стихотворении мы обнаруживаем три пласта - идиллический пейзаж, изображение близости мужчины и женщины и, наконец, философскую картинку божественного начала и продолжающегося бесконечного круговорота зарождения и умирания жизни.
Возможно, кто-то заинтересуется, есть ли еще подобные стихотворения. Да, есть. Например, "Море" Жуковского, в котором изображен пейзаж и философская картина человеческой жизни. Или "Скалолазка" Высоцкого.
Тем, кто дочитал, еще одна галлюциногенная картинка Йоса де Момпера (его пейзаж удивительно подошел к описанию пещеры Пушкина и помещен выше), младшего современника Д. Арчимбольдо.
Зима представлена холмом в виде головы старика с бородой – замёрзшим водопадом.