Что только не путают с логическим, критическим и системным мышлением! Особенно много домыслов существует о логическом мышлении. Мол, оно «помещает в клетку», «зажимает в тиски фактов и не даёт мыслить творчески», «заставляет ходить по кругу или даже топтаться на месте», поскольку якобы «не даёт нового знания», «вообще устарело» и так далее. Поэтому есть смысл в начале кратко уточнить эти понятия.
Логическим мышлением называют способность путём размышлений приходить к верным выводам, а логикой называют науку о таком правильном мышлении. Хотя часто логикой называют и само правильное мышление. Переоценить способность делать правильные выводы невозможно, поскольку любые осознанные решения мы принимаем в результате размышлений. Разве нет? Чтобы в решениях не ошибаться и в своих поступках не разочаровываться, нужно уметь удерживать предмет мышления, замечать противоречия, отношения взаимного исключения, наличия или отсутствия оснований для выводов, а это и значит мыслить логически. В неявном виде я только что обозначил такие свойства сознания, которые в логике называются «законами формальной логики», а с психологической точки зрения являются описанием свойств намеренно усовершенствованного мышления.
Критическое мышление — способность осознанно использовать логическое мышление для оценки информации и создания выводов. В первую очередь это проявляется в умении оценить задачу до того, как разогретое проблемой мышление услужливо бросится её решать. То есть критическое мышление — это, образно говоря, «мышление, наблюдающее за собой» — рефлексирующее, как говорят психологи.
Системное мышление — способность мыслить предмет мышления как элемент системы — в его связи с контекстом, с окружающими явлениями, условиями, и как систему, состоящую из элементов. Системное мышление помогает увидеть плюсы и минусы конкретного решения в реальных, а не вымышленных условиях. Ведь как было бы хорошо в придуманном мире, в котором бы все люди были разумными? Но поскольку это далеко не так, то приходится это учитывать при строительстве домов, в государственном устройстве и даже при написании инструкций к микроволновкам.
Кратко обобщая, можно сказать, что мышление, соответствующее законам логики, называют логическим, мышление же, способное учитывать собственный ход, называют критическим, а мышление, способное удерживать контекст, называют системным. Правильное мышление является одновременно и логическим, и критическим, и системным.
Чтобы оценить необходимость мыслить правильно, можно вспомнить о том, что все мы воспринимаем реальность опосредованно (через органы чувств, у которых есть ограничения) и субъективно (через призму своей интерпретации). Помните эту фотографию? В вашем восприятии это платье белое с золотым или синее с черным? Для меня — белое с золотым.
Сколько бы раз я ни показывал эту фотографию в разных аудиториях, обязательно найдутся те, кто видят платье как «белое с золотым», и те, кто видят его как «синее с черным». Всегда советую это изображение посмотреть тем, кто не придаёт значения субъективности восприятия. Ведь если даже простое фото мы воспринимаем так радикально по-разному, то насколько же труднее передать абстрактные смыслы каких-то концепций, да хотя бы «просто» своё понимание любви или дружбы, например.
А клетки "А" и "В" (на фото ниже) – одного цвета или разного?
Клетки на самом деле, конечно, одного цвета, но поверить в это трудно. Проверить легко: в любом графическом редакторе взять цвет пипеткой (или поиграться так, как я это делаю в видео в самом низу статьи).
Если нельзя верить собственным глазам, тогда чему верить? Ответ, в общем-то, тривиален, но крайне значим: верить нужно методам познания, позволяющим получить истинные ответы!
Да, не существует людей с совершенным мышлением, и никто не рождается с развитым логическим мышлением. Однако мыслительные навыки поддаются тренировке, и, конечно, результат стоит усилий. Здесь важен психологический аспект отношения к знанию. Ведь мыслить логически — это совсем необязательный способ думать, и далеко не всегда логическое мышление является ценностью для человека. Это значит, что прежде, чем приступить к совершенствованию собственного мышления, нужно ответить на вопрос: чего вы вообще хотите от собственного мышления? Например, приятных фантазий, светлых образов, в которые хочется верить, или возможности быть в действительности и находить истину? Чтобы совершенствовать собственное мышление, в этом нужно самоопределиться.
Например, можете ли вы, опираясь на результаты научного (по структуре) исследования (выбрав на изображении выше цвет пипеткой), признать, что клетки А и В одного цвета? Если субъективно принять это знание не удаётся, значит, нужно потратить время на исследование картинки. Крайне важно научиться придавать большее значение знанию (информации, соответствующей действительности), даже если оно противоречит результатам спонтанного восприятия или мнению (как уверенности в истинности непроверенной информации). Если «глазам» доверия будет больше, чем научно полученному знанию, то развитие логического мышления будет невозможным. Точнее — очень и очень ограниченным.
С целью поддержки совершенствования мышления несколько лет назад я создал на своём сайте и развиваю открытый и бесплатный для всех (кроме меня, конечно) онлайн-курс "Развитие логического, критического, системного мышления". Я считаю, что умение мыслить является общественным благом, поэтому должно быть доступно всем. Запишитесь и пользуйтесь. На курсе уже много полезных материалов и специально сконструированных тренажёров, а со временем будет ещё больше. Одним из таких тренажёров является «Психотехническая повесть», вынесенная для удобства в отдельный онлайн-курс. Это художественное произведение, но написанное так, чтобы во время прочтения ваше мышление улучшалось. Запишитесь на этот курс тоже и пройдите начальное тестирование (входной тест на логическое мышление), чтобы после чтения повести пройти выходное и увидеть разницу. Для меня это также будет информацией о пользе тренажёра. Я не профессиональный писатель — чтиво не назовёшь особо затягивающим (и пока повесть в авторской редакции). Вместе с тем предварительные результаты показывают, что после прочтения повести мышление улучшается на ~17% (по медиане), по тем показателям, которые схватывает тест. Кстати, тест валидный, я его проверил в отдельном научном исследовании, о чем сделал доклад на методологическом заседании нашей кафедры. Я думаю, что это очень хороший результат для художественного произведения. Вы можете записаться на онлайн-курс под псевдонимом, если вам так комфортнее, главное — отвечайте на вопросы теста честно, чтобы получить пользу и чтобы я мог получить достоверную информацию о качестве своей работы.
Примерно о том же я рассказываю в этом видео:
В завершение статьи, на вопрос из заголовка я бы ответил так: чтобы быть, жить по-настоящему.
#ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления
При поддержке Фонда Потанина.