В самом начале своего повествования хочу процитировать самые известные строки русской летописи под 862 годом.
"Реша сами к себе: поищем собе князя иже бы володел "нами и судил по праву". Идоша за море к Варягам к Руси; сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свое, друзие же Урмане, Англяне, друзие Гъте, тако и си. Реша Руси Чюдь, Словени и Кривичи: "вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да пойдете княжить и володети нами". И избрашася три братья с роды своими, пояша по себе всю Русь, и придоша; старейший Рюрик седе в Новеграде; а другой Синеус на Белеозере, а третий Изборьсте Трувор. От тех прозвася Русская земля Новугородци: тьи суть людье Ноугородцы от рода Варяжска, прежде бо беша Словени".
Если вы проанализируете массу исторической литературы то заметите, что ни одной легенде не посчастливилось стать настолько популярной, как легенде о призвании Рюрика. Примечателен тот факт, что на протяжении нескольких столетий ей доверяли беспрекословно, лишь интерпретируя ее на свой лад.
Множество историков потратили уйму времени, чтобы доказать ее состоятельность. Среди всех этих исследователей выделялись Байер, Миллер, Френ, Бутков, Шлецер, Куник и Погодин.
Но несмотря на обширный список защитников норманнской теории, нашлось и немало ее противников. Они не желали признавать факт зависимости рождения русской государственности от скандинавов. Список противников норманнской теории возглавили выдающиеся умы исторической мысли, такие как Ломоносов, Татищев, Морошкин, Эверс и Максимович, и это не полный список славянистов.
В западной историографии идея о том, что зачатки государственности на Русь были принесены скандинавами, является абсолютной и не подлежит сомнению. Но что говорить о Западе, когда отцы русской истории ставили эту теорию во главу угла нашей истории. Среди них выдающиеся историки дореволюционного периода: Карамзин, Соловьев и Полевой.
Но споры вокруг сказания о призвании Рюрика не утихают и по сей день. Противники норманнистов акцентируют внимание на искусственности построения сказания, на противоречиях, найденных в летописях.
Дело в том, что норманнисты были едины в своем мнении. А вот их противники не имели общей идеи. Вся их критика была обращена против отдельных фрагментов сказания. Они не отрицали сам факт призвания, а все споры сводились к этнической принадлежности Рюрика. Так например Гедеонов считает русь славянским племенем, и придёт большое значение угро-хазарскому влиянию. Также он являлся сторонником версии о балтийско-славянском происхождении первых русских князей.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.