Читая "Записки" арабского путешественника ибн Фадлана, я не мог пропустить описание нравов русов, встреченных им в Булгарии. Вы не ослышались, именно русов, которые прибыли в столицу Волжской Булгарии в качестве торговцев. Первые же строки повергли меня в шок.
Они [русы] грязнейшие из созданий Аллаха, — они не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы…
Сильно сказано! Но хочу вас заверить, что подобную характеристику он дал практически всем, кто исповедовал иную веру. В контексте этого и понятие "блуждающие ослы" было обращено ко всем иноверцам. Вот что ибн Фадлан пишет о гузах.
Вместе с тем они [гузы] как блуждающие ослы, не изъявляют покорности Аллаху, не обращаются к разуму и не поклоняются ничему, но называют своих наибольших старцев господами… Они не очищаются от экскрементов и от урины и не омываются от половой нечистоты и не делают другого чего-либо подобного. Они не имеют никакого дела с водой, особенно зимой.
Посмотрел бы я на нашего чистюлю-араба, как он имеет дело с водой в наш тридцатиградусный мороз.
Все народы, встречаемые путешественником не отличаются по его мнению чистоплотностью.
…и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд [башкиры]. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из турок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет ее с собой, а его самого оставляет.
Ибн Фадлан прям оказывает особую честь русам, выделяя их из всех народов: гузы — просто грязные, башкиры — самые грязные, а вот русы — грязнейшие!
После подобного чтения мне хочется верить, что описанные ибн Фадланом русы не кто иные, как скандинавы. Но читая далее, оказывается, что араб нам опять наврал. Русы не такие уж и безнадежные грязнули, как он писал ранее.
И у них [русов] обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает… а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но все это делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и тот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней.
Получается, что русы все-таки моются, правда довольно оригинальным способом. Но зачем русам экономить воду? Кем бы они небыли, очевидно, что они прибыли с севера, да еще и по воде. Моряки, проживающие в краях с обилием водоемов, вдруг надумали экономить воду. Скорее, таким образом умывались обитатели южных степей, страдающих от недостатка воды.
Что же получается? Либо русы ибн Фадлана не те, кого мы привыкли считать таковыми, либо он нам просто соврал. Что то "уважаемый" араб стал слишком много фантазировать. А возможно, что все его сочинительство направлено на принижение не того или иного народа, а религиозных верований. Ибо по его рассказам получается, что лишь мусульмане были чистюлями, а все остальные так и благоухали нечистотами.