Найти в Дзене
Ляоляо

О мудром Конфуции молвлю я слово

Оглавление

(кстати, сегодня, 28 сентября, день его рождения)

Конфуций (это западная форма имени Кунфуцзы - 孔夫子), пожалуй, одна из самых известных фигур древнего Китая. Наряду с Лао-цзы и Цинь Шихуаном.

Годы жизни: 552 - 479 гг. до нашей эры (период "Чуньцю", то бишь "Весны и Осени").

В самом Китае его чаще называют 孔子 - Кун-цзы, но это уже имя деятеля, а при рождении его звали Цю (Кун Цю).

Он из рода Кунов, которые изначально проживали на территории современной пров.Хэнань, но позже обосновались в царстве Лу (совр.провинция Шаньдун). Родина самого Конфуция - в городе Цюйфу (Шаньдун). Там расположен целый храмовый комплекс, мемориал Конфуция (Кунмяо - что переводится как "Кумирня Конфуция"). Неподалеку расположена его гробница, где высечена эпитафия: "самый совершенный человек" (!).

Но статуи Конфуция можно видеть во многих местах - Пекине и даже... в Москве на территории китайского парка.

Кто же такой Конфуций и почему его так почитали и почитают многие поколения китайцев?

Это прежде всего Учитель номер один в Китае. В китайских энциклопедиях его определяют как 教育家 - на русском это что-то вроде "деятель в области образования и воспитания, просветитель".

Главное же - это то, что он не просто кого-то просвещал. Он создал мощное направление мысли под названием 儒学 (жусюэ)- по-русски это называется просто "конфуцианство", то бишь Учение Конфуция.

Конфуцианство часто называют китайской философией, что, на мой взгляд, не совсем корректно.

Китайская классическая философия - очень сложная система, которая начала формироваться задолго до Конфуция.

Конфуцианство - это, по сути, учение о Человеке как общественной единице и об Обществе и Государстве как средстве управлять людьми к максимальному благу самих людей и самого государства.

"Учение Конфуция – это прежде всего знание о человеческом в каждой личности, и потому Вселенная для него антропоцентрична, то есть человек в ней – высшая цель мироздания. А посему должен быть и некий образец истинного человека. Конфуций называет такого - «Благородным мужем», воплотившем в себе все лучшие свойства".
из статьи на сайте Этномира ethnomir.ru

Статуя Конфуция
Статуя Конфуция

Рекомендую задержаться взглядом на лике Учителя, дабы запомнить его черты.

Забавно, что в свое время в Сети ходило много картинок с изречениями за подписью "Конфуций", только на фотографии мы видели основателя айкидо Морихея Уэсибу).

образчик вышесказанного - из открытых ресурсов Интернета
образчик вышесказанного - из открытых ресурсов Интернета

Итак, пора нам обратиться к самому учению, к первоисточнику - то бишь высказываниям самого Учителя. Это не книги, вышедшие из-под пера кисти Конфуция. Сказанное Учителем дошло до нас в изложении его учеников Почти как Святое Писание у христиан, созданное учениками Христа.

Самое известное ("программное") произведение конфуцианства - это "Луньюй" (论语) , что переводят как "Суждения и беседы". В данной книге содержится множество цитат самого Конфуция и его учеников.

Обложка одного из изданий данной книги на русском языке
Обложка одного из изданий данной книги на русском языке

В этих цитатах изложен некий МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС благородного китайца, в том числе правителя, гражданина, отца или сына.

Согласно конфуцианскому учению, которое по-прежнему является преобладающим в китайском обществе, среди людей непреложны "три подчинения": подданных - императору (в широком смысле и подчиненных начальству), сына - отцу (вообще, младшего - старшему), жены - мужу.

В Китае это очень сильная традиция, особенно в семейном укладе. Почтительность младших поколений старшим называется "сяо" или "сяошунь" (孝顺). Это очень важное качество для благородного человека. Человек, не соблюдающий норм сыновней почтительности, воспринимается как "социальный извращенец" и вызывает у окружающих культурное отторжение.

Также много высказываний посвящены труду; учебе; отношениям с другими людьми.

Процитирую некоторые из них:

"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов".

Пожалуй, возьму себе на заметку.

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Подписываюсь под каждым словом. Мастерство - это то, что приходит со временем и после продолжительных стараний.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Ни прибавить, ни убавить.

Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.

Просто китайский Эммануил Кант!

Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Неплохо бы об этом помнить многим, кто стремится к славе.

Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?

И я не понимаю)

Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку.

Золотые слова! У нас говорят: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает (это о том, что ошибки неизбежны и не стоит их стыдиться). Но у Конфуция смысл намного глубже, согласитесь!

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

А вот этот афоризм словно специально для тех, кто изучает китайский язык)))

Правда же?

Напишите, интересным ли кажется вам учение Конфуция? Возникло ли желание побольше о нем узнать?

Если да, то можно почитать и перевод Луньюя - "Суждения и беседы", а также книгу Леонарда Сергеевича Переломова "Конфуций: жизнь, учение, судьба".

P.S. Мне изначально по духу ближе даосизм (Лао-цзы с его "Даодэцзином"), но то, что очень многое в китайской истории, культуре, традициях и даже в бизнесе во многом определялось и продолжает определяться учением Конфуция - это факт, значимость которого нельзя переоценить.