Найти в Дзене
For memories

Безумные гонки: как из дошкольников пытаются сделать гениев

Как педагог и как психолог я часто сталкиваюсь с запросом родителей на "разностороннее развитие ребенка". Чаще всего эта тема волнует родителей дошкольников, т.е. детей, которые в школу пока не ходят. Считается очень крутым тот факт, что ребенок посещает и танцы, и рисование, и английский. А еще ходит в бассейн, на карате и гимнастикой занимается. Надо сказать, что в России исторически сильны традиции образования. Наши родители большие молодцы и активно вкладываются в детей там, где никакая система (образования и воспитания) не вытягивает - нет ресурсов, нет кадров. Престижные детские сады, лицеи, вузы - чаще всего платные или с платными функциями - все это не считается чем-то безумным, напротив, во многих семьях это очень важная сторона жизни Но с малышами откуда столько амбиций?? Как маленький человек может физически вытянуть такую прорву занятий?? (пишу не с потолка, у меня в окружении есть реальные примеры семей, в которых дети-дошкольники занимаются по 4-5 часов в день). Мне ка

Как педагог и как психолог я часто сталкиваюсь с запросом родителей на "разностороннее развитие ребенка". Чаще всего эта тема волнует родителей дошкольников, т.е. детей, которые в школу пока не ходят.

Считается очень крутым тот факт, что ребенок посещает и танцы, и рисование, и английский. А еще ходит в бассейн, на карате и гимнастикой занимается.

Надо сказать, что в России исторически сильны традиции образования. Наши родители большие молодцы и активно вкладываются в детей там, где никакая система (образования и воспитания) не вытягивает - нет ресурсов, нет кадров. Престижные детские сады, лицеи, вузы - чаще всего платные или с платными функциями - все это не считается чем-то безумным, напротив, во многих семьях это очень важная сторона жизни

Но с малышами откуда столько амбиций?? Как маленький человек может физически вытянуть такую прорву занятий?? (пишу не с потолка, у меня в окружении есть реальные примеры семей, в которых дети-дошкольники занимаются по 4-5 часов в день).

Мне кажется (и я все больше утверждаюсь в этой мысли), что родители водят детей по специалистам из-за того, что сами не знают, что делать с детьми. Нет ценности обычной жизни - есть нескончаемая череда модных занятий. Нет ценности обычной игры - есть развивающие занятия под руководством "опытных специалистов". Детство становится своего рода сценой, на которой проигрываются взрослые устремления.

И вот эта пустота в общении с детьми закрывается очередной мечтой о сверхдостижениях, о сверхуспехах детей в будущем. А значит, ради этой мечты надо записать ребенка на очередной кружок или на очередное занятие.

То, что детей пытаются сбросить на сторонних людей - это боль, а не достижение (даже если родителям хотелось бы думать об обратном). В семье есть деньги, у родителей есть свободное время, но нет навыков общения с детьми. Дети с родителями практически ничего не делают вместе. Нет общей базы, нет опыта взаимодействия, нет совместных переживаний. А потому все это надо добирать где? На занятиях!

Такое активное включение ребенка в разные занятия, к сожалению, не приносит особых плодов (ко мне на занятия нередко приводят детей, которые "посещали кружок английского". Но ребенок не разговаривает на языке! Да, умеет считать, знает с десяток названий животных, названия цветов, пять-шесть стихотворений, при этом перевести не может, содержания не знает). И все! Но чему тогда он учился?? Ради чего все усилия?? Если нет простейших фраз??). Все эти бесконечные кружки- развивашки для дошкольников, а дальше что? Посмотрите на среднее звено в школе - никто не хочет учиться. Дети "перегреты", перевозбуждены и переутомлены. Для них знания - не радость, а тяжкая обязанность. Они мечтают быть поварами и официантками ( а еще блогерами, мол, вы меня еще узнаете!). Все опробовано, все уже было, впереди тлен и пустота, мне ничего не надо, я все уже понял.

Если все эти замечательные занятия превращают ребенка в гения, то где эти Ломоносовы, Менделеевы и прочие светлые умы в огромных количествах?

Тогда зачем все эти безумные усилия с 3-4 лет? Ради чего?..

Мои размышления и рекомендации как специалиста можно прочесть в разделах "Школьная психология" и "Будни репетитора".