Найти тему
ЯМадама

«Наш советский Робертино Лоретти»: на самом деле в детском хоре. И после него. Фильм «Мальчики» 1971 года

Оглавление

Показ сериала «Хор» на Первом канале вызвал в памяти многих зрителей киносюжеты на схожую тему – судьбы детей, обладающих талантом и невероятной красоты голосом. Мальчики, которые неизбежно этот голос потеряют. И что с ними происходит дальше? Ещё в 1971 году киностудия «Мосфильм» выпустила на экран киноленту с таким сюжетом. История вокалиста, которого называли советским Робертино Лоретти в фильме Екатерины Сташевской «Мальчики».

Здравствуйте!

Фильм этот снят по одноимённой повести Александра Рекемчука. Так получилось, что повесть я когда-то прочитала первой. Фильм увидела уже много позднее.

Не так часто его показывали, несмотря на достаточно крепкий актёрский состав. Да и история заслуживает внимания. Мне, во всяком случае, она запомнилась.

-2

«Мальчики»: фильм и повесть

В книге повествование ведётся от первого лица. И в фильме постарались сохранить эту интонацию. Это рассказ юноши, молодого человека, которому, несмотря на относительно незрелый возраст, уже есть, что вспомнить. За семнадцать лет он успел пережить множество ярких событий. Когда у большинства его ровесников жизнь только начинается, Жене Прохорову кажется, что у него уже всё позади.

Вот я, молодой человек, жаждущий романтики, сажусь в поезд, ту-ту – и передо мной открываются неведомые горизонты, и там, впереди, уготованы мне и первый успех, и первая слава, и первая любовь, и первое разочарование...
Знакомая музыка.
- Ну, а что, если – говоря как на исповеди, хотя я и не знаю, как там бывает на исповеди, - если в мои неполные семнадцать лет у меня все уже это было?
Было. Всё.
И дорога в неведомый мир. И первый успех. И слава. И первое разочарование. И первая любовь. И даже вторая.
Если я – вот в эти мои неполные семнадцать лет – знаю, что всё, чем могла побаловать меня судьба, уже не впереди, в позади...
-3

Женя Прохоров действительно успел многое. Только всё это случилось без его прямого участия, исключительно по воле обстоятельств.

Фильм «Мальчики»: история юного таланта

Ещё в раннем возрасте на долю Жени выпал невероятный успех и признание. От которого теперь остались воспоминания.

Надо поберечь пластинку. Ни в одном магазине теперь её уже не купишь.
Между прочим, это моя пластинка. Не то что моя, а не казённая, как проигрыватель, а совсем в другом смысле – МОЯ.
Именно я пою на этой пластинке. Я – Женя Прохоров.
-4

Женя потерял семью во время ашхабадского землетрясения. И попал в детский дом. Его ждала учёба и рабочая профессия, но однажды произошло событие, изменившее судьбу мальчика.

-5

В поисках талантов детские дома объезжал Владимир Константинович Наместников, руководитель хора мальчиков при Московском хоровом училище.

Он сразу подметил, что у ребёнка есть не только музыкальный слух, но и редкий голос. Когда Женя точно воспроизвёл услышанное по радио:

Только это поёт не дяденька, а тётенька

И исполнил арию Чио-Чио-сан.

-6

Уникальный дар нельзя потерять. Женю увезли в Москву, где его ждёт напряжённая учёба.

-7

И неожиданные ограничения:

А известно ли вам, молодой человек, что шоколад вреден для голосовых связок?

Ежедневный труд приносит плоды – взрослеющему мальчику покоряются вершины вокального мастерства. Он становится солистом.

-8

Ежедневный труд приносит плоды – взрослеющему мальчику покоряются вершины вокального мастерства. Он становится солистом. Это настоящий успех и признание.

Но слишком быстро юному певцу приходится познакомиться с изнанкой успеха. Вокруг таланта начинают виться те, кто хочет погреться в его лучах. Юная красавица Майя, продуманная и ловкая собирательница вундеркиндов. А ещё делец от музыки Виктор Викторович, организатор «левых» концертов. Слово продюсер тогда было не в ходу, говорили антрепренёр или импресарио. Теневой импресарио.

Мальчика сделали орудием обогащения. При этом сам он хотел лишь признания. Хотел доказать, что он ничуть не хуже знаменитого Робертино Лоретти. И достоин такого же успеха.

-9

«Мальчики», 1971: вокальная традиция, которую нельзя отменить

Эти мальчики, что поют чистыми голосами, зубрят нотную грамоту и мечтают солировать, не задумываются о будущем. О том, что ждёт всех с возрастом.

Когда фониатр при плановом осмотре скажет:

Петь нельзя. Надо поберечь голос.

И юная звезда, талантливый ребёнок вдруг осознает взрослую правду:

А он останется – голос?!?!

А умные взрослые люди промолчат в ответ.

-10

Руководитель хора и сам знает, что это сурово по отношению к детям. Дать им надежду на уникальность, поднять на вершины певческого мастерства, позволить ощутить себя частью вечной магии музыки. Чтоб в один момент всё оборвалось.

Но есть и оправдания. За ним стоит тысячелетняя традиция. Уникальное искусство пения мальчиков. Музыкальный материал, написанные специально для чистейших голосов. Который звучит истиной только в исполнении юных. Момент, который никогда потом не повторится.

-11

Есть и шанс. Редкий, уникальный. Почти призрачный.

- Никакого голоса не будет! Нет, останется, конечно – тары-бары. А петь – не будет!
- У всех??
- Да нет. Останется, конечно. Один на тысячу.
А хотя бы и один на тысячу. Мне тогда казалось, что я точно знаю, кто будет этим избранником судьбы. Одним на тысячу.

К чести руководителя хора – ему удалось найти того самого, который и стал одним на тысячу. В детстве был рядовым хористом, смешным, не подающим больших надежд. Но именно его судьба одарила красивым мужским вокалом.

-12

Надо сказать, что система воспитания в Московском хоровом училище тоже не была безжалостной. Даже после потери уникального голоса мальчики продолжали учёбу. И места в общежитии их никто не лишал. И стипендии. Сирота Женька продолжил привычную жизнь.

Но некоторые не выдерживают. Слишком тяжело слышать репетиции и распевки и осознавать, что ты больше никогда не выйдешь вперёд из рядов хористов. И не ощутишь себя уникальным солистом, способным взять высокую ноту.

Фильм «Мальчики»: актёрский состав

Состав, что называется, штучный. Под каждого персонажа тщательно подбирали актёрскую фактуру. И это видно. Хотя есть и звёзды.

Предприимчивого дельца Виктора Викторовича играет Леонид Куравлёв.

-13

Владимира Константиновича Наместникова – Юрий Леонидов. Это, кстати, не единственная музыкальная роль в фильмографии артиста: раньше он играл и композитора Бородина.

-14

Расчётливую девочку Майю сыграла Вероника Изотова. На экране мелькнули и её настоящие родители – актёры Эдуард Изотов и Инга Будкевич.

-15

Замечательным было решение режиссёра использовать разных актёров, чтоб показать взросление персонажей.

Николая Бирюкова, солиста, наиболее драматично пережившего потерю голоса, сыграл сначала Николай Денисов.

-16

Он, кстати, до сих пор снимается в кино.

А в роли взрослого Николая – совсем молодой Станислав Садальский.

-17

Главного героя, Женю Прохорова, сыграли сразу три молодых актёра.

Юношу с поразительно глубоким взглядом, в котором отражается и богатый внутренний мир и напряжённый душевный труд, сыграл Анатолий Никитин. В кино он потом не снимался, играл в театре, затем занялся режиссурой. И очень мало прожил.

-18

Женю на вершине успеха, советского Робертино Лоретти, играет Андрей Дроздов. Это его единственная роль в кино.

-19

А роль маленького Жени, ещё не понимающего, какой редкий дар ему выпал, исполнил Антон Табаков.

-20

Поёт в кадре, конечно, не он, а солист настоящего хора.

«Мальчики»: жизнь после музыки

В фильме нет излишнего драматизма и нагнетания. Но история сама по себе отличается психологической глубиной. Когда взрослеющий человек приходит к отрицанию того, что всегда было его жизнью.

Не мог же я ему объяснить, что ненавижу теорию музыки. И практику заодно

У этих талантливых мальчиков не было другой жизни. Только та, где они поют.

И если нельзя петь – что тогда делать? Поиску ответа на этот вопрос и посвящён фильм. И вся жизнь талантливых детей после.

И хотя звёздная жизнь закончилась, настоящая только начинается. Открывается множество других путей. И бывшие звёзды хора мальчиков идут разными дорогами: в науку, на военную службу, на освоение суровых мест. На передний край жизни.

А что музыка? Музыка останется со мной на всю жизнь. Кем бы я ни был.

Много кем можно было быть в реальности 1971 года, которая казалось такой прочной и светлой.

-21

Она осталась в кино. Но есть реальные доказательства того, что эта жизнь была подлинной.

-22

Говорят, что у всех персонажей этой истории есть реальные прототипы. Хотя детали биографии не совпадают, общее есть. И если так, то за героя можно быть спокойным. Он нашёл свой путь. В жизни и в музыке. Успех, признание, любовь – всё это было.

-23

«Мальчики»: совсем реальная история в фильме 1971 года

История юных вокалистов в современной трактовке:

В этом фильме Вероника Изотова тоже играет вместе со своей мамой Ингой Будкевич:

А здесь можно прочитать про другие хорошие фильмы:

Советское кино по выходным | ЯМадама | Дзен