Показ сериала «Хор» на Первом канале вызвал в памяти многих зрителей киносюжеты на схожую тему – судьбы детей, обладающих талантом и невероятной красоты голосом. Мальчики, которые неизбежно этот голос потеряют. И что с ними происходит дальше? Ещё в 1971 году киностудия «Мосфильм» выпустила на экран киноленту с таким сюжетом. История вокалиста, которого называли советским Робертино Лоретти в фильме Екатерины Сташевской «Мальчики».
Здравствуйте!
Фильм этот снят по одноимённой повести Александра Рекемчука. Так получилось, что повесть я когда-то прочитала первой. Фильм увидела уже много позднее.
Не так часто его показывали, несмотря на достаточно крепкий актёрский состав. Да и история заслуживает внимания. Мне, во всяком случае, она запомнилась.
«Мальчики»: фильм и повесть
В книге повествование ведётся от первого лица. И в фильме постарались сохранить эту интонацию. Это рассказ юноши, молодого человека, которому, несмотря на относительно незрелый возраст, уже есть, что вспомнить. За семнадцать лет он успел пережить множество ярких событий. Когда у большинства его ровесников жизнь только начинается, Жене Прохорову кажется, что у него уже всё позади.
Вот я, молодой человек, жаждущий романтики, сажусь в поезд, ту-ту – и передо мной открываются неведомые горизонты, и там, впереди, уготованы мне и первый успех, и первая слава, и первая любовь, и первое разочарование...
Знакомая музыка.
- Ну, а что, если – говоря как на исповеди, хотя я и не знаю, как там бывает на исповеди, - если в мои неполные семнадцать лет у меня все уже это было?
Было. Всё.
И дорога в неведомый мир. И первый успех. И слава. И первое разочарование. И первая любовь. И даже вторая.
Если я – вот в эти мои неполные семнадцать лет – знаю, что всё, чем могла побаловать меня судьба, уже не впереди, в позади...
Женя Прохоров действительно успел многое. Только всё это случилось без его прямого участия, исключительно по воле обстоятельств.
Фильм «Мальчики»: история юного таланта
Ещё в раннем возрасте на долю Жени выпал невероятный успех и признание. От которого теперь остались воспоминания.
Надо поберечь пластинку. Ни в одном магазине теперь её уже не купишь.
Между прочим, это моя пластинка. Не то что моя, а не казённая, как проигрыватель, а совсем в другом смысле – МОЯ.
Именно я пою на этой пластинке. Я – Женя Прохоров.
Женя потерял семью во время ашхабадского землетрясения. И попал в детский дом. Его ждала учёба и рабочая профессия, но однажды произошло событие, изменившее судьбу мальчика.
В поисках талантов детские дома объезжал Владимир Константинович Наместников, руководитель хора мальчиков при Московском хоровом училище.
Он сразу подметил, что у ребёнка есть не только музыкальный слух, но и редкий голос. Когда Женя точно воспроизвёл услышанное по радио:
Только это поёт не дяденька, а тётенька
И исполнил арию Чио-Чио-сан.
Уникальный дар нельзя потерять. Женю увезли в Москву, где его ждёт напряжённая учёба.
И неожиданные ограничения:
А известно ли вам, молодой человек, что шоколад вреден для голосовых связок?
Ежедневный труд приносит плоды – взрослеющему мальчику покоряются вершины вокального мастерства. Он становится солистом.
Ежедневный труд приносит плоды – взрослеющему мальчику покоряются вершины вокального мастерства. Он становится солистом. Это настоящий успех и признание.
Но слишком быстро юному певцу приходится познакомиться с изнанкой успеха. Вокруг таланта начинают виться те, кто хочет погреться в его лучах. Юная красавица Майя, продуманная и ловкая собирательница вундеркиндов. А ещё делец от музыки Виктор Викторович, организатор «левых» концертов. Слово продюсер тогда было не в ходу, говорили антрепренёр или импресарио. Теневой импресарио.
Мальчика сделали орудием обогащения. При этом сам он хотел лишь признания. Хотел доказать, что он ничуть не хуже знаменитого Робертино Лоретти. И достоин такого же успеха.
«Мальчики», 1971: вокальная традиция, которую нельзя отменить
Эти мальчики, что поют чистыми голосами, зубрят нотную грамоту и мечтают солировать, не задумываются о будущем. О том, что ждёт всех с возрастом.
Когда фониатр при плановом осмотре скажет:
Петь нельзя. Надо поберечь голос.
И юная звезда, талантливый ребёнок вдруг осознает взрослую правду:
А он останется – голос?!?!
А умные взрослые люди промолчат в ответ.
Руководитель хора и сам знает, что это сурово по отношению к детям. Дать им надежду на уникальность, поднять на вершины певческого мастерства, позволить ощутить себя частью вечной магии музыки. Чтоб в один момент всё оборвалось.
Но есть и оправдания. За ним стоит тысячелетняя традиция. Уникальное искусство пения мальчиков. Музыкальный материал, написанные специально для чистейших голосов. Который звучит истиной только в исполнении юных. Момент, который никогда потом не повторится.
Есть и шанс. Редкий, уникальный. Почти призрачный.
- Никакого голоса не будет! Нет, останется, конечно – тары-бары. А петь – не будет!
- У всех??
- Да нет. Останется, конечно. Один на тысячу.
А хотя бы и один на тысячу. Мне тогда казалось, что я точно знаю, кто будет этим избранником судьбы. Одним на тысячу.
К чести руководителя хора – ему удалось найти того самого, который и стал одним на тысячу. В детстве был рядовым хористом, смешным, не подающим больших надежд. Но именно его судьба одарила красивым мужским вокалом.
Надо сказать, что система воспитания в Московском хоровом училище тоже не была безжалостной. Даже после потери уникального голоса мальчики продолжали учёбу. И места в общежитии их никто не лишал. И стипендии. Сирота Женька продолжил привычную жизнь.
Но некоторые не выдерживают. Слишком тяжело слышать репетиции и распевки и осознавать, что ты больше никогда не выйдешь вперёд из рядов хористов. И не ощутишь себя уникальным солистом, способным взять высокую ноту.
Фильм «Мальчики»: актёрский состав
Состав, что называется, штучный. Под каждого персонажа тщательно подбирали актёрскую фактуру. И это видно. Хотя есть и звёзды.
Предприимчивого дельца Виктора Викторовича играет Леонид Куравлёв.
Владимира Константиновича Наместникова – Юрий Леонидов. Это, кстати, не единственная музыкальная роль в фильмографии артиста: раньше он играл и композитора Бородина.
Расчётливую девочку Майю сыграла Вероника Изотова. На экране мелькнули и её настоящие родители – актёры Эдуард Изотов и Инга Будкевич.
Замечательным было решение режиссёра использовать разных актёров, чтоб показать взросление персонажей.
Николая Бирюкова, солиста, наиболее драматично пережившего потерю голоса, сыграл сначала Николай Денисов.
Он, кстати, до сих пор снимается в кино.
А в роли взрослого Николая – совсем молодой Станислав Садальский.
Главного героя, Женю Прохорова, сыграли сразу три молодых актёра.
Юношу с поразительно глубоким взглядом, в котором отражается и богатый внутренний мир и напряжённый душевный труд, сыграл Анатолий Никитин. В кино он потом не снимался, играл в театре, затем занялся режиссурой. И очень мало прожил.
Женю на вершине успеха, советского Робертино Лоретти, играет Андрей Дроздов. Это его единственная роль в кино.
А роль маленького Жени, ещё не понимающего, какой редкий дар ему выпал, исполнил Антон Табаков.
Поёт в кадре, конечно, не он, а солист настоящего хора.
«Мальчики»: жизнь после музыки
В фильме нет излишнего драматизма и нагнетания. Но история сама по себе отличается психологической глубиной. Когда взрослеющий человек приходит к отрицанию того, что всегда было его жизнью.
Не мог же я ему объяснить, что ненавижу теорию музыки. И практику заодно
У этих талантливых мальчиков не было другой жизни. Только та, где они поют.
И если нельзя петь – что тогда делать? Поиску ответа на этот вопрос и посвящён фильм. И вся жизнь талантливых детей после.
И хотя звёздная жизнь закончилась, настоящая только начинается. Открывается множество других путей. И бывшие звёзды хора мальчиков идут разными дорогами: в науку, на военную службу, на освоение суровых мест. На передний край жизни.
А что музыка? Музыка останется со мной на всю жизнь. Кем бы я ни был.
Много кем можно было быть в реальности 1971 года, которая казалось такой прочной и светлой.
Она осталась в кино. Но есть реальные доказательства того, что эта жизнь была подлинной.
Говорят, что у всех персонажей этой истории есть реальные прототипы. Хотя детали биографии не совпадают, общее есть. И если так, то за героя можно быть спокойным. Он нашёл свой путь. В жизни и в музыке. Успех, признание, любовь – всё это было.
«Мальчики»: совсем реальная история в фильме 1971 года
История юных вокалистов в современной трактовке:
В этом фильме Вероника Изотова тоже играет вместе со своей мамой Ингой Будкевич:
А здесь можно прочитать про другие хорошие фильмы: