Найти тему
ЯМадама

«Хор»: вместе весело шагать по просторам тёмного-тёмного советского прошлого

Оглавление

Первый канал на этой неделе начал показ сериала «Хор». Факт примечательный, прежде всего, потому, что фильм, безусловно, хорошо снят. А отсюда вытекает другой удивительный факт – почему-то этот вполне достойный продукт мариновали в закромах 1 канала невероятно долго. Почему так случилось? Это ещё один из вечных вопросов русской культуры. Что делать? Кто виноват? Почему на Первом не пускают к зрителю хорошие фильмы? «Хор» - действительно хороший сериал. Он хорошо снят, профессионально. И мог бы быть ещё лучше, если бы авторы отказались от старых штампов и стереотипов. А сейчас – как говорится, есть нюансы.

Здравствуйте!

Я про этот сериал слышала давно. А заинтересовалась в прошлом году, когда прочитала обзор на канале Татьяны Васиной. Но и тогда «Хор» не был новым.

Сериал «Хор»: когда был снят

Сведения разнятся. В некоторых источниках указывается 2019 год, а кое где – даже 2018. В любом случае – давненько.

Долго же фильм шёл к зрителям Первого канала. Можем теперь представить себе, какой срок порядочные сериалы отбывают в запасниках, прежде чем пробиться на экран.

Исполнители детских ролей успели уже вырасти (а Олег Чугунов даже прославиться), а некоторые маститые актёры покинули нас, не дожив до телепремьеры.

Возможно, именно из-за разницы во времени, хронологической дырой между периодами съёмок и показа объясняется некоторая натянутость, которая, хоть и не портит основной канвы, оставляет осадок.

-2

«Хор», сериал на Первом: о чём это

Это история детского хора, который организован силами одного талантливого музыкального педагога. Дело происходит в 1972 году. В хор отбирают талантливых детей с музыкальным образованием, которых ждёт напряжённый труд по авторской методике руководителя Грачёва.

А в простой семье, в коммунальной квартире подрастает мальчик Юра. Он никогда не мечтал петь в хоре – он мечтал играть в хоккей. Но у Юры талант – не зная нот, он легко повторит любую мелодию чистым голосом, не уступающим Робертино Лоретти.

Юра Соловьёв (Олег Чугунов)
Юра Соловьёв (Олег Чугунов)

Талант мальчика заметила молодая учительница Варвара. Она настояла, чтобы Юру прослушал Грачёв.

Варвара (Кристина Исайкина)
Варвара (Кристина Исайкина)

Но солист детского хора должен знать нотную грамоту, соблюдать дисциплину, беречь и себя и голос. Юре, живущего в неблагополучных условиях, выполнять все предписания непросто. А есть ещё конкуренция, зависть и возрастные изменения голоса.

Да и существование хора под угрозой. Чиновники от культуры не поощряют новаторство Грачёва. И у самого педагога такой характер, который не облегчает жизнь ни ему самому, ни его питомцам.

Грачёв (Сергей Голомазов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/i2/1549753/
Грачёв (Сергей Голомазов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/i2/1549753/

С самого начала фильм захватывает. Герои, события, напряжение, ностальгический фон.

Но нельзя не заметить, что авторы заметно сгущают краски.

«Хор» на Первом: слишком тёмное прошлое

Скажем честно: в основном не погрешили против истины. Но немного натянули. Там преувеличили, здесь приуменьшили, в одном месте сослались на слухи, в другом – на анекдоты. И вот уже вместо реальной жизни на экране мрачный беспросветный быт.

В классе, где учится главный герой, Юра Соловьёв, сразу два второгодника. И это не просто великовозрастные балбесы, а прямо матёрые уголовники. Они не дают прохода никому, и управы на них почему-то никакой не находится. Подростки, конечно, всегда могли доставить проблем, но чтобы вот так открыто и демонстративно… Куда смотрит детская комната милиции? А где грозный папа с суровым ремнём?

Второгодники, неуправляемые и неисправляемые (Эльдар Калимулин и Денис Сухомлинов). Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/1549236/
Второгодники, неуправляемые и неисправляемые (Эльдар Калимулин и Денис Сухомлинов). Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/1549236/

С семейными проблемами, согласитесь – тоже перебор. Нам показывают три семьи юных хористов – и в каждой мамки озабочены срочным поиском женского счччщщщастья. Ну вот так совпало. Сто процентов замужних женщин оказались слабы на чувствительные места.

Брошенный муж (Павел Баршак) и оставленная дочь (Дарья Мазанова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/1549246/
Брошенный муж (Павел Баршак) и оставленная дочь (Дарья Мазанова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/1549246/

Ну, про свежие булки, которые чуть ли не вагонами выносит с хлебозавода под юбкой мама главного героя, и говорить излишне. Тут простая логика и математика входят в противоречие с художественным вымыслом.

Конечно, это не документальный фильм, здесь возможны искажения реальности ради творческого замысла. Но искажения эти очень уж стереотипны.

Недаром говорят: чем моложе режиссёр, тем сильней он пострадал от советской власти.

-8

Сериал «Хор»: авторы – режиссёр и сценаристы

Режиссёр фильма «Хор» - Алёна Райнер – родилась в 1980 году. Семидесятые не может помнить по естественным причинам. Даже отзвука той реальности не сохранилась во дворах, где она росла.

Сценаристы постарше.

Дарья Дезомбре известна как автор коммерческих детективов, достаточно успешных. По образованию Дарья – специалист в области моды и люкса. Так написано в открытых источниках, что бы это ни значило.

Анастасия Экарева – драматург, достаточно известный в околотеатральных кругах. Вот как сама Анастасия характеризует историю:

«Хор» - ретро-драма о свободных людях в несвободной стране

Очень странная характеристика. История хора – это история людей, которые сами лишили себя свободы, связали строгой дисциплиной и обязательствами. И там, в строгом ограничении, растят свой уникальный мир.

В этом мире есть свои проблемы, свои нерешаемые вопросы, свои страхи, потери, и свои радости. Именно это было бы интересно.

А авторы легко списали все проблемы на особенности социального строя. Используют всё те же старые штампы, ещё перестроечной поры.

И даже с перебором. Закоснелые чиновники, которые по непонятной причине невзлюбили хор Грачёва, выглядят, как опереточные злодеи. Вот так авторы себе представляют номенклатуру от культуры?

-9

Дорогие авторы, писатели, режиссёры, сценаристы, оглянитесь: со времён перестройки прошло уже почти сорок лет. Сорок! Мир изменился, мы изменились. Хочется услышать что-то новое, особенно от талантливых людей.

-10

Сериал «Хор»: что ждёт героев и зрителей

Чистый мальчишеский голос редкой красоты... Кое-кто до сих пор считает, что именно так поют ангелы. И редко – земные дети. До определённого возраста.

Высокая хрустальная нота звучит щемяще, предчувствием потери. Но основная потеря неизбежна. И в ней никто не виноват.

На эту тему когда-то был снят советский фильм «Мальчики». В том и драматизм этого сюжета, что не нужно никакого постороннего воздействия. Сама природа оборвёт это чудо. И никто не знает, что предложит взамен.

Кадр из сериала «Хор». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/i6/1551111/
Кадр из сериала «Хор». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125528/foto/i6/1551111/

Как мне кажется, это само по себе драматично. И зачастую тpaгично. В рамках отдельно взятой судьбы. Так зачем нагнетать, выдумывая ужасы советского прошлого?

Неужели нас ждёт новое слово в фониатрии? И мы увидим, как дорогой Леонид Ильич лично сломал голос талантливому мальчику?

Будет обидно, если так. Потому что сериал-то действительно хороший.

История глубокая. Актёры замечательные. Снято хорошо.

«Хор»: самое интересное впереди

Вот здесь можно прочитать отзыв человека, который уже посмотрел сериал целиком:

А здесь – о фильме, где играет повзрослевший Олег Чугунов: