Из рабочего процесса:
Почти 15 лет назад мы с мужем приехали поступать в большой город из алтайских сел, и зацепились, остались, уже скоро выплатим ипотеку. Жили все детство в 20 километрах друг от друга. А вот познакомились только «спустившись с гор», как мы на эту тему много шутили в свое время.
У мужа в селе остались родственники, к ним мы часто ездили. Младшая сестра мужа, как сейчас бы сказали ОВЗ. В быту вполне адекватная, но читать и писать с трудом научилась. Школу закончила и сразу замуж вышла. Детей у нее трое родилось, все трое звезд с неба не хватали, средний и младший, как мне кажется, с задержкой развития. Но это в семье обсуждать не принято было, я и не лезла. Но случилась беда, от осложнений после ковида сестра умерла, муж ее запил. Родителям уже за 60. А тут трое детей 10, 8 и 5 лет. Муж решил, что мы их должны забрать. Я понимаю, что это хорошо и правильно по-человечески. Других родственников, которые могли бы это сделать, в семье нет. Мы, как это ни странно прозвучит, самые обеспеченные и устойчивые.
Но как представлю, как это будет организационно, у меня волосы на голове шевелятся. И сказать: нет! Я не могу, хотя, если честно, очень хочется. Но и как за это взяться, тоже не представляю. Муж пока ничего, кроме глобального: мы берем это на себя! – ничего обсуждать не хочет, от разговоров уходит. Через неделю мы туда едем, чтобы… я вот даже не представляю, чтобы что? Чтобы забрать этих детей, всех троих разом в нашу двушку? Как мы будем размещаться: у нас сын пятиклассник в маленькой, мы – в большой. Их всех в маленькую, чтобы друг у друга на головах? Сына к нам, их туда? Даже вот на таком уровне у меня нет представления о том, что делать.
Проблема, которая перед Вами стоит, имеет несколько направлений решения. Первый из них юридический: если дети едут с Вами, то в каком статусе? Как Ваши племянники? Как Ваши воспитанники? Чтобы заниматься здоровьем детей и образованием, Вам нужно этот вопрос прояснить. Без него Вы даже на порог школы или поликлиники не попадете.
Направление второе: медицинское. Вы говорите о возможной задержке психического развития у детей. Это тоже один из первостепенных вопросов. Чтобы понять, в какое учреждение оформлять ребенка, нужно обладать развернутой информацией о его физическом и психическом состоянии.
Направление финансовое: когда семья одномоментно увеличивается в два раза, растут и затраты на ее содержание. В Вашем случае скорее всего это произойдет одновременно со снижением занятости одного из супругов (увы, с большой долей вероятности, это будет Ваша занятость), следовательно, произойдет снижение уровня доходов семьи. Поэтому важно понимать роль отца этих детей, какую воспитательную и финансовую ответственность он будет нести.
Жилищно-бытовое направление: дети не появились из воздуха. Они живут там с рождения и как-то организованы, ходят в сад и школу. Возможно, не стоит их срывать и перевозить в неподготовленное пространство с неясными образовательными перспективами. Для этого надо приехать и осмотреться на месте: что конкретно там происходит, какая из сторон жизни детей (кого-то из них одного) западает и нуждается в немедленном реагировании.
Воспитательно-организационное направление: предполагает понимание, как будет распределяться нагрузка по воспитанию и развитию детей между Вами, мужем, бабушками, дедушками и биологическим отцом. У этих детей есть не только дядя и тетя, есть и другие родственники. Поскольку дети еще очень маленькие, то это очень долгая история, на ее протяжении важно распределить силы, чтобы их хватило до достижения детьми взрослого возраста. Зайки и лужайки, к сожалению, обычно не работают. Лужайками необходимо заниматься, это требует сил.
Вам необходимо взять листок бумаги, сформулировать на нем свои размышления по поводу каждого из упомянутых направлений, и обязательно поговорить с мужем до того, как Вы поедете к родным. Сейчас муж может видеть себя героическим стратегом, принимающим правильное решение. Однако всякая стратегия должна быть подкреплена тактическими ресурсами. Иначе начнутся сбои.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь