6. Дацан «Бурхан-Баабай»
Бурхан Баабай — это сакральное место у песчаной горы, которое находится недалеко от села Хойто-гол. С этим местом связано множество легенд. Здесь издревле проводились шаманские обряды. Как и прежде, местные жители верят в сакральность этого места, приходят сюда для молитв и приношений. И сейчас молодые люди, призванные на воинскую службу, совершают здесь молебен, прося, чтобы их покровитель защищал их во время войны. Здесь нельзя рубить деревья, мусорить, загрязнять водоемы, громко разговаривать, смеяться, сквернословить, допускать дурные мысли.
В дацане не рекомендуется фотографировать, поэтому фотография священной горы взята из Интернета.
Сам дацан «Бурхан Баабай» был основан в двадцатых годах XX века. В 1919 году здесь было возведено уникальное буддистское сооружение жалсан, состоящее из высокого столба и закрепленной на нем бочки с буддийскими книгами, реликвиями и монетами.
Мы, как это принято, совершили гороо – ритуальный обход всей территории по часовой стрелке. Слева от дорожки гороо хий-морины – флажки-обереги с цветами разных стихий. Справа субурганы (ступы) и молитвенные барабаны, их нужно вращать. На них написаны тексты молитв и мантры.
В этом дацане человек постепенно погружается в особое состояние, сознание светлеет, уходят сомнения и страсти. Хочется быть чистым в помыслах и свободным от дурных поступков. Если говорить об экологии тела, души и духа, то эту экологию лучше всего начинать постигать и достигать здесь. Тишина и гармония этого места – замечательна!
На что здесь можно обратить внимание пытливому наблюдателю, знакомому с радиофизикой. В центре дацана находится жалсан – своеобразная антенна, субурганы похожи на излучатели, направленные в небо. Все здания в дацане также увенчаны своеобразными антеннами-шпилями. Молитвенные барабаны надо вращать по часовой стрелке – это усиливает мантры и молитвы многократно. Вся территория дацана как бы вращается по часовой стрелке и излучает в небо энергию человеческих мыслей и чувств, многократно усиленную специальными приспособлениями – культовыми сооружениями. Может быть, так закручивается энергетический вихрь учения буддизма, транслируя всему миру необходимость сострадания и заботы о всех живых существах, что содействует утверждению и продолжению жизни! Это, конечно, гипотеза, но то, что состояние человека именно в этом дацане изменяется – это почувствовали все участники экспедиции.
Если говорить о сакральности, как о чем-то неведомом, вызывающем возвышенные чувства и мысли, связывающим с прошлым и будущим, то в дацане «Бурхан Баабай» сакральности предостаточно! Причем, надо отметить, что мы – не буддисты, а, поди ж ты, проняло… Значит, наверное, есть нечто объективно присутствующее в этом месте, что настраивает человека на особый возвышенный строй мыслей и чувств, независимо от его культуры и религии. Можно добавить, что учение буддизма здесь, вдруг, ожило и превратилось из знания в понимание и чувство. А это значит, что наши христианские (в основном) души здесь расширились и приняли в себя нечто, чего в них раньше не было – буддизм, не как словесное описание духовной реальности, а как знание и чувство, вызывающее переживания. Это и есть чудо преображения… пусть локальное, маленькое, личное, но все же чудо. И после этого Тунка стала нам родней и ближе – значит, наши души сроднилась с духом этих мест, пронизанных буддистской аурой. Эта духовная аура – огромная ценность, она создается поколениями людей, является основанием культа и культуры (культ-культура), и сама формирует человека. Вот и нас она отформатировала… Интереснейший духовный опыт! Надо сказать, что мы потом были еще в трех дацанах, но больше ничего подобного не было.
Вывод: чтобы сохранять культуру и традиции надо сохранять духовную среду, являющуюся основой этой традиции. Традиция устанавливает связь души (сознания) человека с землей, небом и другими людьми и дает возможность человеку наращивать его духовный потенциал – основу энергии жизни. Вслушайтесь в звучание и значение слов: «культ» – культура, «религия» – связь (от religare – «связывать»). Духовную среду хранит духовная традиция, формально выраженная в религии, ритуалах, обычаях, она и связывает человека с родной землей и общим для всех небом. Из этих рассуждений следует, что дух (духи) места – это объективная реальность, также как и Дух Неба – общий для всех. Почувствовать это – значит, сродниться с землей и небом в духе и истине. Почувствовать дух (душу) другого человека – значит, стать с ним родным. Принося подношения духам, люди связываются с родной землей, а вращая молитвенные барабаны с мантрами, – с небом. Уничтожая веру в духовность земли и неба, мы шаг за шагом разрушили эту связь, вместе с этим ослабла и духовная связь между людьми. Нужна ли она? Конечно, да, потому что эта связь определяет полноту жизни, являющуюся основой глубокого и неколебимого состояния человека – счастья. Разрушатся духовные основания жизни и не будет никакой гармонии и коллективного разума, а будут только интересы и юридические нормы. На них – только на них в светлое будущее не уедешь…
Шаманы – посредники между человеком и духами земли, а ламы помогают утвердить связь с небом – в его буддистском представлении. Они – люди, исполняющие важную миссию! И те, и другие мирно живут рядом и делают свое дело у подножья священной горы дацана «Бурхан Баабай». Ну а мы что тут делаем?.. А мы через наши души связываем эту гору – её сакральное действие на человека – с нашими сакральными местами, так формируя сакральное кольцо России. И Россия становится нашей общей родиной – священной державой – не только по словам гимна, но и по духу. Так взаимопроникновение культур происходит не формально, а как взаимопроникновение душ – в духе и истине. Здесь в Тункинской долине это
взаимопроникновение есть уже сотни лет! И это – грандиозный духовный опыт, который надо изучать и распространять через сообщество сакрального кольца России. Как это сделать? Ответить на этот вопрос и должно сообщество.
И еще одна мысль здесь пришла нам в голову: прикосновение к духовным основаниям культуры народа – это туризм, или всё же нечто иное? Все же, скорее, – это паломничество. На тункинской земле мы были не туристы, а паломники. Паломничество и туризм имеют разные цели и методы их достижения. Паломникам не очень нужны хорошие дороги и пятизвездочные отели, их цель – не отдых, а совершенствование, поэтому и инфраструктура для паломников должна быть иная. Туристы, особенно когда их много, могут разрушать духовную ткань территории – её ауру, паломники – никогда, потому что они приходят с определенным настроем и соблюдают все ритуалы, оберегающие ранимую духовную среду от разрушения. Если мы хотим увеличивать человеческий потенциал и содействовать появлению нового человека, способного раздвигать горизонты культуры и науки, об этом стоит задуматься, планируя туристическое освоение местности. Видимо, надо придавать сакральным местам и юридический статус, определяющий их особое значение для культуры народов, и особые требования по защите сакральных мест.
В дацане нас встретил и сопровождал Дагба-лама, в миру Дымшеев Леонид Раднаевич , можно сказать, что он был нашим экскурсоводом. Спасибо ему большое! А на завершающем этапе экскурсии к нам присоединилась Э.А. Шобоева. Благодаря ей, мы познакомились с национальным бурятским костюмом и отведали в столовой дацана очень вкусные блюда бурятской кухни – буузы, конечно!
Завершая рассказ о дацане «Бурхан-Баабай», скажем, что мы в тот же день побывали и у самого настоящего шамана. Хоборков Санжа – не простой шаман, а главный шаман Тункинского района, наставник многих шаманов. Каждый из нас мог задать ему вопросы в личной беседе и получить наставления. Надо сказать, что наставления и рекомендации были важными и благосклонными.
7. Горячие источнике в Жемчуге
На берегу реки Иркут рядом с селом Жемчуг расположена местность с названием «Вышка». Здесь есть термальные источники, которые используются для лечения и оздоровления. Мы не могли проехать мимо: интересно же!
Народ искупался в горячей водичке, постоял под душем. Тела получили отдохновение, и жизнь сразу стала веселее… Забота о теле в Тункинской долине может быть реализована самым прямым и понятным образом – не только через потребление лечебной минеральной воды внутрь, но и как купание в ней! Купание и целебной воде – это тоже ведь не туризм, это оздоровление и лечение. Подумалось, что если сопрягать такое оздоровление с посещением сакральных мест, то здесь можно и тело укреплять, и душу просветлять, и духом воспрянуть… Лишь бы не повредить при этом тому, что лечит, укрепляет и просветляет! Вот забота, так забота!..
8. Национальный парк «Тункинский»
Вся территория Тункинского района – это национальный парк «Тункинский». Чего в нем только нет! Есть памятники природы, памятники истории и культуры, краснокнижная флора и фауна, туристические маршруты! Следит за порядком в национальном парке большой коллектив неравнодушных и профессиональных специалистов. Экосистема Восточного Саяна и отрогов Хамар-Дабана под надежной защитой! Кстати, есть очень хороший сайт Интернете, в котором рассказывается о национальном парке https://tunkapark.ru/ . Общая информация о национальном парке приведена ниже.
Невозможно объять необъятное за один день! Организаторы предложили нам посетить двенадцать целебных источников в предгорьях Хамар-Дабана. У нас было только половина для, чтобы получить хоть какое-то представление о природе этих мест. Но по счастливой случайности (сломался автомобиль) это время увеличилось до полного дня, и мы получили возможность подробно пообщаться с нашими замечательными проводниками-экскурсоводами Евгенией Станиславовной Сыдыковой (педагог-психолог ГБОУ РЦО) и Анжелой Сергеевной Ильиной (начальник научного отдела Нацпарка «Тункинский»).
Пока ремонтировали автомобиль, они рассказали много интересного о национальном парке и о жизни в Тункинской долине. Анжела рассказала нам и о «Престоле Чингисхана» – месте в Тункинской долине, где Чингисхан бывал, медитировал и молился. В этом месте и сейчас присутствует его дух. Вот уж сакральное место! Но, увы, времени посетить его у нас не было. Впрочем, наследие Ясы Чингисхана прослеживается в образе жизни тункинских бурят до сих пор. Это проявляется, в частности, в благорасположении всех религий друг к другу и особой экологичности мышления местного населения. На экскурсии к нам присоединились Ерофеева Яна и Романова Кристина из Иркутска – новые интересные люди, специалисты в области песочной психотерапии, мы общались, и время пролетело незаметно.
Источники расположены в районе речки Харагун, там же есть база национального парка. Туда на чем попало не проедешь, наш полноприводный УАЗ-буханка и то чуть не застрял в наполненной водой яме. Потом надо ещё идти пешком по горным тропинкам, а к некоторым источникам дойти – это уже настоящий турпоход.
Прежде чем отправиться к источникам, работник национального парка провел необходимый обряд и сделал подношение духам местности. Мы отнеслись к этому со всей серьезностью: если не примут духи, то и не увидишь толком ничего и, тем более, не почувствуешь и не поймешь, что должно. А нам ведь надо не просто прогуляться, а проникнуться духом местности! Поэтому прежде, чем взаимодействовать с природой, надо синхронизировать с ней свою душу (сознание). У русского человека понимание этого почти атрофировалось, но вот тункинские буряты – это хорошо знают.
Вода каждого источника лечит одну из функциональных систем организма: нервную, пищеварительную, почки и т.д. Почему-то нам больше пришлась по вкусу вода для лечения нервной системы… Наверное, потому что живем в мегаполисах и промышленных центрах. Шутки шутками, но народ пьет эту воду и лечится!
Места красивейшие! Стоит побывать.
Этот лес и эти источники, несомненно, сакральное место – это нерукотворный Храм Природы. Здесь духи следят за каждым твоим шагом, сопровождают, слушают… Что это и кто это – пусть каждый решает сам. Может быть – это духовная реальность, для кого-то «тараканы к голове», а для кого-то проявление Мирового Духа. Что бы это ни было, если почувствовал что-то сакральное – возвышенное, пакостить в этом лесу не будешь: и мусор не оставишь, и не подожжешь траву, и не плюнешь куда попало, что, собственно, и требуется от тебя здесь. Можно для утверждения порядка на каждом дереве повесить видеокамеры наблюдения, а можно провести обряд. По нашему разумению второе – лучше.
Сложный вопрос: насколько можно увеличивать в этом месте туристический поток? Сдается нам, что пропускная способность этих троп далеко не безгранична. Родник духовности священного места может не выдержать натиска жаждущих из него напиться – замутится, а то и вовсе иссякнет. И чем тогда будем питать души?! Кто эксперт в этом вопросе? Наверное, местный шаман… На одной чаше весов деньги, на другой будущее народа. Можно эти весы сбалансировать? Да, но этим надо осознанно заниматься. Кто может это делать? Так мы все вместе и можем! Мы – это «Сакральное кольцо России».
Пока мы ходили за лечебной водой и дышали живительным лесным воздухом Хамар-Дабана, Евгения приготовила для нас совершенно замечательный ужин. Не ужин, а песня! Поели и запели! (Обращаем внимание – ни капли алкоголя!) Когда душа поёт – надо петь, особенно если запевает Эржена Шобоева!
Вернулись домой уже затемно, усталые и счастливые. Знакомство с Тункинской долиной состоялось! Первая часть нашей экспедиции закончилась, предстояла вторая часть – Улан-Удэ и Байкал.