"... - Я пристрою ваши букеты, не переживайте. Сейчас и вазу найду, и воду принесу, - сказала Валентина Тарасовна.
- Спасибо Вам большое! - в один голос сказали мальчишки и направились в класс. Учительница бросила им вслед:
- Теймур, зайди ко мне после экзамена. Мне нужно с тобой серьёзно поговорить..."
Тётя Лена узнала, что мать в больнице, когда в очередной раз приехала в город. В последнее время она была частой гостьей в родительском доме. Первым делом она обвинила во всём племянника:
- Всё из-за тебя. Мама некогда было собой заниматься. Всё время тебе уделяла. Знаю, что копила каждую копейку, говорила, чтобы выучить внука. Конечно, это же легче всего за чужой счёт в университетах учиться. Мои дети на высшее образование и не рассчитывают. Знают, что я не потяну никакие институты. Поступят в техникум или училище - и Слава Богу. Главное, чтобы получили хоть какую-то специальность и работать пошли. На моей шее не сидели, сами себя обеспечивали. Не рвать же мне жилы до конца своих дней. А ты, как я посмотрю, хорошо устроился. Бабушка тебя любит, вот ты и мечту себе придумал. Сказал, что врачом станешь. Интересно, подумал ли ты, кто тебя столько лет учить будет и содержать в областном городе? Если ты, конечно, поступишь.
- Я подрабатываю и пенсия мне идёт за маму, ещё и опекунские.
- Ох, как всё умно. Сейчас, по-твоему, ты святым духом живёшь? Бабушка тратит на тебя всю свою пенсию, а, между прочем, у неё ещё двое внуков, кроме тебя. Не дури голову! Экзамены сдашь - и поступай. Друзья твои переезжают - и ты с ними вместе поезжай! Они тебе помогут. С мамой рядом я останусь и дети мои. Мы тоже имеем право жить в этом доме!
Слова тёти так подействовали на Теймура, что он впервые был готов отказаться от своей мечты, подумав, что, наверное, она права. Нужно получить хоть какую специальность после девятого класса.
***
Задумчивость внука сразу заметила бабушка. Вернулась Валентина Ивановна из областной больницы быстро. Долго её держать не стали, потому как что-то предпринимать было уже поздно. Держалась она бодро, как будто с ней ничего и не происходит.
- Теймур, что ты витаешь в облаках? О чём думаешь? У тебя ведь завтра экзамен! - строго сказала она, посмотрев на внука, который сидит за письменным столом, а смотрит в окно. - Забыл, что ли, что тебе каждая отметка важна? В десятом классе в новой школе учителя будут ориентироваться на тот балл, который у тебя был.
- Я читаю, скоро Гриша вернётся, будем вместе заниматься, - ответил Теймур. На самом деле он сидел и думал, стоит ли ему идти в десятый класс. Их школа со следующего учебного года должна была стать базовой. В десятом и одиннадцатом классе училось мало детей. Школьникам объясняли, что это не слишком выгодно. Теперь Теймуру придётся добираться до новой школы на автобусе. Если идти пешком, то это займёт минут сорок, а, может, и того больше. Но не это волновало Теймура. Больше всего боялся, что с бабушкой может что-то случиться. Тогда он останется с тётей Леной, а она уже поставила перед фактом. Как только её дети поступят, она переедет в город. У него всё больше появилось сомнений насчёт десятого класса. Сам себе он рассудил, что поступит в какой-нибудь техникум или училище в областном городе и уедет куда подальше от тётушки и её семьи. Будет вместе с Гришей, как тётя Лена ему и сказала. Вместе им точно не ужиться.
- Ты учись, мой хороший, учись, тебе надеяться можно только на себя, - уже более ласково сказала Валентина Ивановна. От её слов стало тревожно на душе. Говорила она так, словно хотела добавить, что скоро ему не на кого будет опереться. Теймур поделился своими мыслями:
- Я вот думаю, бабуля, может, мне после девятого подать куда-нибудь документы? Ну его, этот десятый класс.
- Как так? Ты же врачом хотел стать?
- Это очень долго, а так я профессию какую-нибудь получу и на свой хлеб пойду.
Валентина Ивановна, которая в этот момент держала в руке кружку, вся затряслась. Кружка с водой выпала из рук и разбилась. Теймур испуганно посмотрел на бабушку, сразу же подбежал к ней, обеими руками обнял за плечи и повёл к дивану. Потом собрал осколки и отнёс их в мусорное ведро. За всё время Валентина Ивановна не произнесла ни единого слова. Только когда внук присел рядом, сказала ему:
- Если бы ты рос бестолковым, то я уже давно была бы там, - она подняла палец. - Я дожить хотела до того момента, когда увижу тебя в белом халате. Ты же твердил постоянно, что станешь доктором, а теперь что изменилось? Я никак понять не могу. Неужели передумал?
- Нет, но... - Теймур замялся. Расстраивать и бабушку и рассказывать ей о разговоре с тётей Леной не стал. Просто ответил: - Я на свой хлеб быстрее пойти хочу.
- Вот оно что...Обещай мне, что станешь тем, кем хочешь, и не будешь принимать поспешных решений.
Теймур молчал. Давать слово бабушке не спешил, ведь обещание нужно выполнить. Хорошо, что пришли Гриша и Татьяна Михайловна. Они начали рассказывать о своей поездки в промтоварный магазин, и бабушка вела оживлённый разговор. Теймур подумал, что к нему она больше и не вернётся, но ошибся. Валентина Ивановна в ближайшее воскресенье пошла в храм, понимая, что, возможно, это её последнее самостоятельное посещение церкви. Увидев учительницу внука Валентину Тарасовну (она покупала вещи Грише и Борису), бабушка попросила поговорить с Теймуром. Была уверена Валентина Ивановна, что мудрая учительница сможет достучаться до сердца её любимого внука.
***
Теймур и Гриша шли на экзамен с букетами пионов. Татьяна Михайловна срезала свежие едва распустившиеся бутоны и собрала парням букеты. Правда, оказалось, что учительница математики категорически против цветов на экзамене. Парни стояли в растерянности, но здесь им на выручку пришла Валентина Тарасовна, дежурившая во время экзамена в коридоре.
- Я пристрою ваши букеты, не переживайте. Сейчас и вазу найду, и воду принесу.
- Спасибо Вам большое! - в один голос сказали мальчишки и направились в класс. Валентина Тарасовна бросила им вслед:
- Теймур, зайди ко мне после экзамена. Мне нужно с тобой серьёзно поговорить.
Он согласно кивнул, не понимая, что понадобилось от него Валентине Тарасовне. Даже на экзамене Теймур, решая примеры и задачи, строил предположения и гадал, о чём же хотела с ним поговорить пожилая учительница. Справился он с заданием раньше, чем закончилось положенное время, и вышел из класса. Валентина Тарасовна сидела за столом и попросила Теймура подождать. Ему пришлось ходить вокруг школы то в одну сторону, то в другую. В это время одиннадцатый класс, где учился Вадим Никитин, пришёл на консультацию. Увидев, что Теймур ходит кругами, Вадим не удержался, чтобы не съязвить:
- Круги нарезаешь вокруг школы? На жалость хочешь надавить? Думаешь, что увидят, как ты бедненький ходишь туда-сюда, и отметку выше поставят? Не надейся.
Вадим держался уверенно, словно выделывался перед своими одноклассниками. Он захохотал, когда увидел, что Теймур растерялся и не знает, как быть дальше. Наверное, если бы ребята не позвали Вадима, он бы наговорил ещё много всего. Тогда бы дело могло закончится выяснением отношений. Теймур не смог бы молча слушать неприятные слова в свой адрес и обязательно бы ответил.
Не успел Вадим скрыться за дверью, как на крыльцо вышел Гриша. Был он красный и расстроенный.
- Хоть что-то решил? - спросил Теймур. За приятеля он переживал больше, чем за себя. Не давались Григорию точные науки, а с геометрией было прямо беда. Теймур, конечно, мог помочь другу и решить ему хотя бы одно задание (это же предлагали и другие одноклассники), но Гриша на обман никогда не шёл, говорил, что списывание противоречит его жизненным правилам.
- Немного решил. Думаю, что свою троечку я получу.
- Упрямый ты! Шпаргалкой бы воспользовался, как мы все тебе предлагали.
- Не могу я так, не по совести это. Самому перед собой потом стыдно будет. Про отметку потом и не вспомню, а за поступок этот совесть будет мучить, - спокойно ответил Григорий. - Тебе пора к Валентине Тарасовне. Её дежурство уже закончилось.
Теймур размашистой походкой отправился в кабинет географии, по дороге размышляя над словами Григория. Каким же всё-таки мудрым не по годам был его друг. Многие ребята стремились любым способом повысить отметку, но только не Гриша. Он никогда не пошёл бы на поступок, идущий в разрез с его совестью.
- Я думала, что ты не придёшь, - усмехнулась Валентина Тарасовна. - Бери стул, разговор предстоит долгий.
Теймур молчал, говорила только учительница. Она рассказывала, как ей в своё время было тяжело учиться, как приходилось в деревне идти по просёлочной дороге шесть километров, чтобы прийти в класс. Её одноклассницы часто пропускали уроки, если лил дождь или завывала метель. Учителя всё понимали и поэтому не наказывали прогулявших уроки в ненастную погоду. Сама же Валентина Тарасовна занятия практически не пропускала. Такая у неё была тяга к знаниям. Получив золотую медаль, учительница поступила в университет, где жила практически на одну стипендию. Но у неё была мечта - получить образование и прийти в школу к детям. Теймур внимательно слушал рассказ пожилой учительницы, понимая, что она хочет ему сказать. Когда Валентина Тарасовна спросила, понял ли он, что до него она целый час пыталась донести, он ответил:
- Нельзя предавать мечту!
- Очень рада, что до тебя это дошло! Надеюсь, что ты больше никогда не станешь сомневаться и не свернёшь с намеченного пути, даже если будет трудно!
Теймур всегда будет с благодарностью вспоминать Валентину Тарасовну, сумевшую убедить его. Наверное, если бы не она, ни в какой десятый класс он не пошёл бы, а стал бы учащимся какого-нибудь колледжа. Только бы уехать подальше от тёти Лены, которая, понимая, что очень скоро она станет хозяйкой в доме, начала наводить свои порядки.