Работать в коллективе – значит взаимодействовать с людьми самых разных типов. Иногда встречаются личности, которые могут сделать общение неприятным, а работу – тяжелой.
Конфликты – не всегда плохо и даже неизбежно. Они могут быть возможностью для роста и развития.
Но постоянные конфликты – это не только стресс, но и потеря продуктивности, мотивации и рабочего времени.
Не стоит отчаиваться. Существует множество способов избежать конфликтов и сделать совместную работу продуктивной.
Вот несколько практических советов, которые помогут справиться со сложными людьми и выстроить качественное и экологичное общение в коллективе:
① Осознайте проблему
Прежде чем пытаться что-то изменить, важно понять причину сложностей. Часто за негативным поведением кроется неуверенность, стресс, незнание правил или личные проблемы.
② Общайтесь открыто
Попробуйте найти общий язык. Объясните свою точку зрения спокойно и уважительно, даже если она противоречит мнению «сложного» коллеги.
Ищите компромисс. Часто решение можно найти в диалоге. Будьте гибкими и готовыми к уступкам.
👆 Совет от команды Education Studio
③ Установите границы
Важно уметь отстаивать свои интересы. Дайте понять, что не терпите неуважительного обращения, хамства или нападок.
④ Сохраняйте спокойствие
Не поддавайтесь на провокации и манипуляции, отвечайте спокойно и уверенно. Избегайте эмоциональных реакций, так как они только усугубят ситуацию.
Вместо неопределенных фраз «ты всегда так делаешь», говорите «мне не нравится, когда ты делаешь вот это конкретное действие». Это поможет создать более продуктивный диалог.
👆Совет от команды Education Studio
⑤ Выберете стратегию поведения
- Игнорирование: Если конфликт несерьезный, просто игнорируйте провокационное поведение. Не давайте человеку влиять на ваше настроение.
- Избегание: Если возможно, избегайте контакта со сложным человеком. Если вы вынуждены общаться, делайте это кратко и по делу.
- Перенаправление: Если сложный человек пытается втянуть вас в конфликт, перенаправьте разговор в другое русло. Например, скажите: «Давай вернемся к теме нашей работы».
⑥ Задокументируйте проблему
Важно зафиксировать все случаи негативного поведения сложного коллеги (даты, время, свидетели, описание ситуации).
⑦ Обратитесь за помощью
Поговорите с коллегами, менеджером или отделу по кадрам. Если конфликт не сглаживается и все равно мешает работе, обратитесь за помощью к руководству.
⑧ Поиск альтернативных решений
Если конфликт не разрешается, подумайте о смене рабочего места или о поиске другой работы.
Не пытайтесь изменить сложного человека, не вините себя в конфликтах. Не ищите причин конфликта в себе и сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать – свою реакцию.
- Заботьтесь о себе: Конфликты на работе могут вызывать сильный стресс. Найдите способы снять напряжение.
- Не бойтесь просить помощи: Обратитесь к психологу или специалисту по решению конфликтов, если вам трудно справиться с ситуацией самостоятельно.
Взаимодействие со сложными людьми может быть трудным, но это не значит, что вы совсем не можете сохранять профессионализм и минимизировать конфликты.
Специально для вам мы создали подборки книг по стрессоустойчивости и развитию soft skills.
Следуя этим рекомендациям, можно снизить их риск, а также создать более спокойную и продуктивную рабочую атмосферу.