Потомственный дворянин и военный поручик Петр Гуров сын Бурцов, помещик села Малое Ухолово Ряжского уезда, скончался в 1749 году . Детей у него не было, поэтому наследство оставил своему брату подпоручику Ермилу, который служил в Углицком пехотном полку. По завещанию одна четверть имения должна была отойти жене Прасковье Михайловне. Других прямых наследников не было. Но Ермил служил и приехать в отпуск для решения всех вопросов с разделом имущества не смог. Наступила осень 1750 года. Вдова умершего так и продолжала проживать в своем доме в Малом Ухолове. Но этого мало. Она оказалась родной сестрой жены сапожковского воеводы Николая Степановича Шевырева Акулины Михайловны. А тот это наследство рассматривал как свое.
Жена Петра Гурова Аксинья Львовна решила не дожидаться мужа и решить вопрос. Благо она проживала в том же селе Малое Ухолово. В первых числах сентября, когда в доме вдовы никого не было, она вместе со своими крепостными и людьми своего родственника Ивана Ивановича Бурцова подъехали к дому бывших деверя и снохи. Сломали входные двери в дом и амбар и стали выносить вещи, а по словам Акулины Михайловны впоследствии, еще и деньги с документами на крестьян. Что было взято? Сундуки и сундучки, различная одежда мужская и женская, шубы, седла, вожжи, посуда, кнутовище, ружье, подсвечники, ткани… Поразило, что забирали буквально все, в том числе, юбки, нитяные и шерстяные чулки, мыло, мед и т.д. В общем, «все что нажито непосильным трудом…»
Дом опустошался несколько дней. Но земля слухами полниться. Уже 4 сентября к дому прибыли люди воеводы Шевырева во главе с Евгением Петровым. Среди последних были и те, кто когда-то принадлежал деверю, но остался теперь при старой хозяйке и воеводе Шевыреве Н.С. На поднятый шум сбежались зрители: отставной квартирмейстер Лукьян Стаханов, большое количество крестьян и дворовых людей разных помещиков, в том числе, крупного ухоловского помещика Артамона Афанасьевича Савелова, пашенный солдаты из сел Черная речка и Новоникольское Назар Ключников и Елисей Тучин, отставной капрал Савва Украинцев.
Обоз с вещами постарался уехать в сторону Дегтяных Борок. Кого-то схватили, а кто-то сбежал. Скрылась и сама организатор этого мероприятия Аксинья Львовна. Впоследствии она писала, что испугалась убийства, так как Петров и его люди были вооружены копьями, ножами, дрекольями и ружьями. Вначале укрылась в доме помещика Саввы Украинцева села Малого Ухолова, потом его человек отвез ее в деревню Глинки Ряжского уезда в имение помещика Григория Ивановича Безобразова, где она и пряталась до ноября.
Что во всей этой истории удивляет.
1. Показания дам разняться. Бывшая сноха говорит, что грабили ночью с 3 на 4 сентября, жена Ермилы Бурцова, что днем, не прячась. Ее слуги это подтверждали во время допросов. Кроме того, и Акулина Михайловна жаловалась, что люди ее бывшей родственницы были тоже вооружены.
2. Крестьяне и дворовые, которые участвовали в этом деле, были впоследствии арестованы. Осип Ларионов, Ефим Степанов, Михайла Васильев, которые принадлежали Ивану Ивановичу Бурцову, в допросах показали, что помещик их послал с Аксиньей Львовной убрать вывезенный хлеб с поля в амбары, а не вывозить имущество из ее дома.
3. Остается вопрос, почему воевода Шевырев считал имение своей родственницы своим. Ответ может подсказать одна история, которую рассказывал местный канцелярист Еремеев (читайте «Из жизни сапожковской канцелярии 18 в. Иван Еремеев.»), когда Николай Степанович уже присваивал себе имущество вдовы Вельяминовой-Зерновой.
Могу только добавить, что лошадь Ивану Ивановичу вернули, всех крестьян отпустили, а о судьбе главных персонажей, к сожалению, ничего сказать не могу.