Картина «Застольная молитва», созданная выдающимся американским художником Норманом Роквеллом в 1951 году, является ярким примером его мастерства и таланта. Это произведение искусства стало символом Дня Благодарения, одного из самых значимых праздников в США.
На картине изображено кафе, где за одним из столиков собралась семья. Женщина с детьми читают застольную молитву, а посетители кафе смотрят на них, замерев на мгновение. Кажется, что в этот момент время остановилось, и все присутствующие замерли, не желая мешать семье в их молитве.
Картина передаёт атмосферу тепла и уюта, которая характерна для семейных праздников. Она напоминает нам о важности семейных ценностей, о том, как важно проводить время вместе и поддерживать друг друга.
Работа Норманна Роквелла не только отражает дух Дня Благодарения, но и стала символом единства и гармонии в американском обществе. Она напоминает нам о том, что даже в суете повседневной жизни можно найти момент для тишины и молитвы, для того чтобы остановиться и задуматься о важном.
Картина «Застольная молитва» является настоящим шедевром, который продолжает вдохновлять людей по всему миру. Она напоминает нам о важности семейных ценностей, о необходимости заботиться друг о друге и о том, что даже в самых простых моментах жизни можно найти красоту и гармонию..
История создания произведения
В 1955 году журнал «The Saturday Evening Post» провёл опрос среди своих читателей, чтобы узнать, какая иллюстрация Нормана Роквелла им больше всего нравится. Большинство респондентов отдали предпочтение картине «Застольная молитва». Это произведение, созданное к Дню Благодарения, на протяжении многих лет оставалось символом этого важного для американцев праздника.
Картина, опубликованная в журнале в 1951 году, точно передавала атмосферу послевоенного времени в Америке. Текст, сопровождавший иллюстрацию, гласил: «Наш мир — не самое счастливое место в наши дни». Вторая Мировая война изменила сознание людей, показав, насколько «призрачно всё в этом мире бушующем». После мирового хаоса пришли растерянность, страх и безнадежность — неумолимые последствия войны.
Картина Роквелла отвечала на многие вопросы, которые волновали американцев: как сохранить веру в любовь и доброту после насилия и жестокости? И где найти силы, чтобы снова доверять людям и смотреть в будущее с надеждой? Ответ, предложенный художником, пришёлся по душе многим американцам: источник силы он видел в молитве — благодарности за дар жизни, идущей от самого сердца.
Идея сюжета появилась благодаря одной из читательниц «The Saturday Evening Post». В 1950 году миссис Эрл описала сцену, которую она наблюдала в кафе. Молодая женщина с маленьким озорным мальчиком сразу привлекли внимание всех посетителей своим радостным и возбуждённым настроением. Когда они сели за столик, то, ничуть не смущаясь переполненного зала и соседей по столику, на несколько минут застыли в молитве. Затем они с воодушевлением принялись за свой обед.
Роквелл был впечатлён рассказом и написал эту сцену так достоверно, словно сам её увидел. Для большей выразительности вместо молодой женщины он изобразил бабушку с внуком.
Каждый раз, когда художник загорался новой идеей, его охватывала страсть к совершенству. Картина «Застольная молитва», как и многие другие, была тщательно спланирована.
Сначала сцена была разыграна в кафе на Тайм-сквер на Манхэттене. Однако Роквелл остался недоволен сделанными там фотографиями и выбрал кафе на вокзале. Чтобы точно изобразить обстановку, он даже привёз столики и стулья из кафе в свою студию (первый вариант картины).
Неутолимое желание достоверности вынудило его сфотографировать двор железной станции в Ренселларе, недалеко от Нью-Йорка, который на окончательном варианте виден за окном.
В работе над картиной Роквелл, как обычно, выступал в роли режиссёра спектакля: он придумывал сцену, подбирал модели, антураж и делал сотни фотографий, считая, что фотография хорошо передаёт спонтанность и экспрессию. В этой картине Роквелл даже использовал приём фотографов «глубокий фокус», в котором первый и второй планы переданы с гиперреалистичной ясностью. Для картины художнику позировали его любимые модели: молодой человек, сидящий спиной к окну, — старший сын художника Джерри, рядом с ним за столиком с сигаретой сидит ученик Роквелла, Дон Уинслоу.
Картина Нормана Роквелла «Застольная молитва» стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства — в 2013 году она была продана на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов.
О нём
Норман Роквелл (1894–1978) — выдающийся американский художник и иллюстратор, чьи работы завоевали популярность в Соединенных Штатах. В течение 40 лет он иллюстрировал обложки журнала «Saturday Evening Post», создав 321 обложку.
Норман Роквелл родился в Нью-Йорке в 1894 году. В 14 лет он поступил в Нью-Йоркскую школу искусств, основанную Уильямом Чейзом, а через два года перешел в Национальную академию дизайна. Вскоре он присоединился к творческой группе Art Students League of New York, где учился у Томаса Фогарти и Джорджа Бриджмана. Наставления Фогарти в области иллюстрирования подготовили Роквелла к его первому коммерческому заказу, а у Бриджмана он освоил технические приемы, на которые опирался на протяжении всей своей карьеры.
Успех пришел к Роквеллу в раннем возрасте. Свой первый заказ — четыре рождественские открытки — он выполнил в пятнадцатилетнем возрасте. Еще будучи подростком, он был нанят ведущим художником в Boys' Life, официальное издание бойскаутов Америки. Примерно в это же время он начал успешную карьеру свободного художника, получая множество заказов на иллюстрации для молодежных журналов.
Когда Роквеллу исполнился 21 год, он организовал собственную студию. Вскоре его работы стали заказывать такие издания, как Life, Literary Digest и другие. Примерно через год он создал свою первую журнальную обложку для издания The Saturday Evening Post. Иллюстратор всегда высоко ценил этот журнал, называя его самым точным зеркалом американской жизни.
Период тридцатых-сороковых годов стал самым плодотворным в карьере иллюстратора. Вместе с женой и тремя сыновьями Роквелл переехал из Нью-Йорка в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт. Смена места жительства отразилась и на его работах: он стал уделять больше внимания изображению американской жизни в небольших городках.
В 1943 году, вдохновленный выступлением президента Франклина Рузвельта в Конгрессе, Роквелл создал свою знаменитую серию картин «Американские свободы» («Four Freedoms»). В атмосфере приверженности демократическим ценностям, охватившей США, эти работы, принесшие Роквеллу еще большую известность, объездили с выставками всю страну. Полученные от выставок средства (130 миллионов долларов) были направлены на военные нужды.
В том же году у Роквелла произошло большое несчастье: его студия в Арлингтоне была полностью уничтожена пожаром, и вместе с ней погибло большое количество его работ. Ряд известных картин в начале пятидесятых годов художник выполнил, используя в качестве натурщицы Мэри Уэллен.
В 1953 году Роквелл вместе с семьей переехал в Стокбридж, штат Массачусетс, где продолжал неустанно работать, создавая многочисленные иллюстрации, постеры, рекламные работы и многое другое. В 1960 году, благодаря долгой и упорной работе, в которой Роквеллу помогал его сын Томас, художник опубликовал автобиографическую книгу под названием «My Adventures as an Illustrator». Обложку книги украсила одна из наиболее известных работ Роквелла — тройной автопортрет, изображающий его за работой.
В 1963 году Роквелл прекратил сотрудничество с The Saturday Evening Post и начал рисовать для журнала Look. В течение 10-летнего сотрудничества с этим изданием Роквелл создал множество иллюстраций, отражавших его собственные интересы и мировоззрение. Он иллюстрировал материалы, посвященные гражданскому праву, борьбе с нищетой и исследованиям космоса.
В начале семидесятых Роквелл доверил свои работы историческому обществу Old Corner House Stockbridge, которое впоследствии стало музеем (см. Музей Нормана Роквелла), названным его именем. А в 1970 году художник удостоился почетнейшей награды: президентской медали Свободы (Presidential Medal of Freedom) за свои яркие и характерные изображения американской жизни.
Его картина «Застольная молитва» (англ. Saying Grace) была продана на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов 4 декабря 2013 года в Нью-Йорке и стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.
Мозаика в здании штаб-квартиры ООН по иллюстрации 1961 года («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними») напоминает о наследии Нормана Роквелла.