«Почти смешная история» – это по-настоящему увлекательная история о двух совершенно противоположных людей, которые, как ни странно, связаны кровным родством. Честно сказать, ситуация мне в каком-то смысле знакомая: есть у меня младший брат, всегда отлично ладили, но как люди мы были совершенно разными, со своими представлениями о мире, ценностями, взглядами, да и жизнь у нас сложилась совершенно по-разному.
Вот и здесь очевидный контраст между утончённой интеллигентной художницей Таисией Павловной (Людмила Аринина) и её достаточно странной младшей сестрой Илларией (Ольга Антонова). Обе они влюбляются в одного и того же мужчину – инженера Виктора Мешкова (Михаил Глузский), вот только эту самую любовь они демонстрируют совершенно разными способами.
На первый взгляд, младшая сестра в лице Илларии кажется каким-то третьим колесом в этой лёгкой романтической истории. Или скорее такой комедийный элемент: появляется в кадре, творит какие-то странные вещи, а потом снова исчезает. В то время старшая сестра является образованной и успешной женщиной, сумевшей реализоваться, как отличная художница, в противовес младшей сестрёнке, ведущей себя как инфантильный ребёнок, хотя ей уже за 40 как минимум.
И мне бы хотелось немного углубиться в возможные причины подобного поведения. Согласитесь, немного странно, когда дети из одной семьи ведут себя противоположным образом. У них ведь одни родители были, жили они под одной крышей, а может ещё и в одну школу и/или институт – отчего тогда такая разница?
Логично предположить, что ещё с детства основной внимание родители всегда уделяли Тасе. Возможно, она проявила себя, как одарённый ребёнок, способный к творческому ремеслу, отчего мама с папой пустили все силы на обучение дочери в этом направлении. Я ещё также допущу, что рождение Илларии вообще было незапланированным событием.
У семейства Алсуфьевых, которые наверняка представляли из себя «творческую интеллигенцию», уже была замечательная дочь, которая пойдёт по стопам своих родных – зачем ещё один ребёнок? Но Илла всё-таки родилась, только вот с самого рождения была обречена оставаться вечно второй после старшей сестры.
На недостаток внимания со стороны родителей в детстве указывают несколько факторов, как более очевидных, так и менее заметных. Во-первых, Иллария достаточно рукастая барышня. То есть, она в случае чего может выполнить «мужскую» работу по дому.
Она также приучена рисовать технические чертежи, наверняка, чтобы в дом приносить лишнюю копейку, а то нужно ведь родителям как-то оплачивать дорогостоящее обучение более талантливого ребёнка. Да, уж поверьте мне, не во всех семьях младших любят больше – часто бывают и совершенно обратные случаи.
Во-вторых, Иллария, как я уже отметил, ведёт себя достаточно инфантильно, даже откровенно незрело, хотя она уже взрослая тётка, которой пошёл пятый десяток. Подобное поведение может быть вызвано недостатком родительского внимания в более юные годы.
Такие вот "вызывающие" выходки младшей сестры являются бессознательным желанием привлечь к себе внимание, за счёт очередной нелепой глупости. И неважно, что родители наругают, ведь главное для ребёнка – это сам факт внимания со стороны самых дорогих для него людей.
Я бы ещё не стал исключать факт того, что у Илларии могут быть проблемы с алкоголем. В конце концов, она взрослая одинокая женщина со множеством психологических проблем, тянущихся ещё с детства. Тут уже, как мне кажется, советская цензура не пропустила бы персонажа-алкоголика, так что авторы и не говорят об этой зависимости прямым текстом. Но по Илле прям видно, что не совсем здорова.
И знаете, я бы, может, не стал искать такие глубокие подтексты в на первый взгляд обычной комедии, но ведь к ней руку приложил никто иной, как сам Эмиль Брагинский – в прошлом главный напарник Эльдара Рязанова, в соавторстве с которым были созданы такие советские шедевры как «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж» и многие другие.
Зная фирменный авторский стиль Брагинского, за маской непримечательной смешной ленты явно скрывается глубокий комментарий на тему семьи. Иллария и Тася стали такими в результате отношения родителей к ним.
В то время как Таисия воспитывалась в окружении завышенных ожиданий и постоянного контроля, Иллу старались отгородить от общения со старшей сестрой, заставляя выполнять всю «грязную» работу по дому, а все её творческие потуги пускали в обычные рабочие чертежи.
Автор: Алексей Королёв