Найти в Дзене

О ЧЁМ ПОВЕДАЛА «РАЙМОНДА»…

Театр «Кремлёвский балет» с успехом представил новую премьеру: балет Александра Глазунова «Раймонда». Коллектив посвятил её памяти своего основателя и на протяжении более чем тридцати лет художественного руководителя Андрея Петрова (1945-2023).

Хореографом-постановщиком спектакля выступил народный артист России Андрис Лиепа, дирижёром-постановщиком – художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей» заслуженный артист России Сергей Кондрашев. Автором впечатляющих декораций и костюмов стал народный художник России Вячеслав Окунев.

Раймонда – Алина Липчук
Раймонда – Алина Липчук

Можно сказать, что «Раймонда» в Государственном Кремлёвском Дворце – спектакль долгожданный. По словам главного балетмейстера «Кремлёвского балета» заслуженной артистки России Александры Тимофеевой, его планировал ввести в репертуар Андрей Борисович Петров, да и сама она всегда мечтала, чтобы «Раймонда» появилась в афише коллектива. И потому, что это действительно подлинный шедевр классического балета, и потому, что такие постановки позволяют труппе профессионально развиваться и совершенствоваться. В итоге всё сошлось: Андрис Лиепа, который в своё время танцевал в разных версиях «Раймонды» (в Большом театре, в версии Юрия Григоровича 1984 года, в Мариинке, в Нью-Йорк-Сити балет, где шли «Вариации «Раймонды») буквально влюблён в эту сценическую историю, изначально являющуюся последним масштабным творением великого Мариуса Петипа. Кроме того, Андрис Марисович уже давно и тесно сотрудничает и с театром «Кремлёвский балет», где в его постановке сегодня идёт «Баядерка» Л.Минкуса, и в целом с Государственным Кремлёвским Дворцом, представляя ежегодно вечера из цикла «Автографы и имиджи». Да и вообще, с ГКД Андрис Лиепа связан с самого детства, ведь на этой сцене танцевал его отец, легендарный Марис Лиепа, народный артист СССР, на выступления которого он ходил с трёх лет.

Итак, «Раймонда». Впервые её увидели зрители в Петербурге, в 1898 году, на сцене Мариинского театра. Эта постановка Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910) в известной степени стала кульминацией эстетики, характерной для золотой эпохи балетного театра в ХIX веке. Сюжет, который лёг в основу либретто этого балета, изначально предложила известная в то время русско-французская писательница, путешественница и журналистка Лидия Александровна Пашкова. Считается, что он основан на старинной рыцарской легенде. Кстати, само имя Раймонда, похоже, было выбрано автором отнюдь не случайно: есть разные версии происхождения этого имени, но большинство исследователей считают его древнегерманским и в переводе оно означает «защитница разумного». В контексте разворачивающихся в балете событий – более чем актуальный вариант. Ведь главной героине романтической истории, юной графине Раймонде де Дорис из Прованса, предстоит сделать важный жизненный выбор, соответствующий традициям её древнего рода. Надо сказать, что литературный вариант Лидии Пашковой не слишком согласовался с требованиями именно балетной сцены, поэтому либретто в значительной степени переработали сам Мариус Петипа и директор Императорских театров Иван Всеволожский. И в окончательном варианте сюжетная канва выглядела так: Раймонда и её жених Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи – де Бриен вот-вот должен вернуться из военного похода под знаменами венгерского короля Андрея II. На празднестве в честь именин девушки прибывший в замок в качестве гостя знатный сарацинский воин Абдерахман пытается похитить виновницу торжества, от которой буквально потерял голову (накануне такое развитие событий Раймонда видела во сне, навеянном мистической Белой дамой, хранительницей рода де Дорис). Однако в разгар похищения неожиданно появляются Жан де Бриен и король Андрей. В поединке Жан де Бриен побеждает Абдерахмана, после чего разворачивается свадебное торжество.

В спектакле Петипа по мере развития событий предлагались три развёрнутые танцевальные сюиты, каждая из которых предусматривала традиционные по форме классические и характерные номера. Мощным завершающим аккордом становилось финальное Гран па, в котором соединялись элементы классической балетной лексики и венгерского народного танца – вполне возможно, что сама идея ввести в сюжет короля Венгрии возникла в связи с желанием постановщика продемонстрировать красивые венгерские танцы. Впрочем, это всего лишь предположение.

Кстати, партия главной героини Раймонды по сей день считается одной из самых сложных в мире: Мариус Петипа сочинил для неё семь вариаций, требующих от исполнительницы высочайшего профессионального мастерства.

Вслед за Петипа к «Раймонде» обратился другой знаменитый мастер, Александр Горский (1871-1924). В первой редакции, осуществлённой в Москве, на сцене Большого театра, Горский сохранил хореографию своего знаменитого предшественника, хотя постановка и дополнилась вставной мазуркой, которую поставил балетмейстер Иван Хлюстин (1862-1941). В дальнейшем, начиная с 1908 года, в своих новых редакциях «Раймонды» Александр Алексеевич Горский стал отходить от первоначальной версии спектакля, предлагая решения, базировавшиеся уже на импрессионистической стилистике.

На протяжении всего ХХ века известные хореографы не единожды предлагали своё видение «Раймонды». Так, в 1945 году появился спектакль, поставленный Леонидом Лавровским и включивший в себя лучшее из постановок и Петипа, и Горского. А в 1984 году свою редакцию «Раймонды» предложил Юрий Григорович – он вернул в этот балет многие из находок Мариуса Петипа, не отказавшись при этом от ряда номеров, созданных Александром Горским, и, конечно же, дополнил новую версию авторской хореографией.

В свою сценическую версию, созданную для театра «Кремлёвский балет», Андрис Лиепа, по его словам, включил всё лучшее из того, что видел в постановках известных мастеров, разумеется, соответствующим образом выстроив и драматургически обыграв этот материал, добавив свои хореографические и режиссёрские нюансы. В итоге спектакль получился целостным, интригующим и невероятно красивым – в плане и хореографии, и сценографии, предложенной Вячеславом Окуневым. И, кстати, в нём были сюрпризы даже для искушённых зрителей. Так, на сей раз в финале главные герои не застывают в красивых позах свадебного па-де-де – мы видим, как вдалеке Раймонда и Жан де Бриен отправляются верхом на лошадях в свой замок, а все присутствовавшие на торжестве во главе с королём Андреем их провожают. Появился в спектакле и яркий монолог Абдерахмана, который не встречается больше ни в одном из идущих на российской сцене вариантах «Раймонды». Музыкальный фрагмент, на который он поставлен, является в партитуре Глазунова восточным танцем Раймонды, но сейчас практически нигде не звучит. Саму идею использовать эту музыку для усиления образа Абдерахмана Андрис Марисович позаимствовал у Рудольфа Нуриева и известного советского и российского балетмейстера Николая Боярчикова.

Картина «Сон». Раймонда – Алина Липчук, Жан де Бриен – Даниил Росланов
Картина «Сон». Раймонда – Алина Липчук, Жан де Бриен – Даниил Росланов
Картина «Сон». Раймонда – Алина Липчук, Абдерахман – Эдгар Егиазарян
Картина «Сон». Раймонда – Алина Липчук, Абдерахман – Эдгар Егиазарян

На вопрос о том, чем всё-таки его так привлекла именно «Раймонда», народный артист России Андрис Лиепа отвечает:

«Раймонда» вершина классического балета, это спектакль, который по праву занимает место в одном ряду с такими признанными шедеврами, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского. Вообще, музыка, которую Глазунов создал для «Раймонды» одна из лучших в истории балетного искусства. И в симфоническом плане она ничуть не уступает музыке Чайковского. Да и вообще – это красивейший и очень сложный в техническом отношении балет, станцевать главные партии в котором – задача максимум для любого профессионала».

И добавляет:

«Надеюсь, что зрителей нашей «Раймонды» впечатлит «Вальс» из первого акта – мы сохранили его в постановке самого Мариуса Петипа, и, конечно же, сцена сна Раймонды. Эта сцена, кстати, является шедевром ничуть не меньшим, чем легендарная картина «Тени» в «Баядерке», и у нас она к тому же предстаёт в невероятно красивых костюмах и декорациях, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным».

Музыка к «Раймонде», написанная Александром Константиновичем Глазуновым по заказу Ивана Александровича Всеволожского, занимает особое место в балетном театре. Она действительно уникальна: утончённый мелодизм, сочетание внешней сдержанности и при этом глубочайшего лиризма и пронизывающего буквально всю ткань этого произведения романтического настроения с первых минут завораживают зрителей, погружая их в размеренно-мистическую атмосферу средневекового замка. Здесь словно в самом воздухе витают отголоски старинных легенд, встречи с призраками никого не удивляют, а благородные рыцари безоглядно готовы скрестить мечи ради прекрасной дамы…

Смотрите адажио Раймонды и Жана де Бриена. Сцена из балета «Раймонда» | Медиакульт

И, кстати, в кремлёвской постановке дирижёр-постановщик спектакля заслуженный артист России Сергей Кондрашев представляет новую музыкальную интерпретацию «Раймонды», что само по себе невероятно интересно. Иными словами, у вас есть теперь возможность увидеть действительно эксклюзивную версию этого балета, по которому явно соскучилась столичная публика. И мы предлагаем её не упустить. Тем более, что спектакль идёт в исполнении высокопрофессиональных танцовщиков, которые блестяще справляются с технической стороной сложнейших партий и одновременно создают яркие, убедительные, запоминающиеся образы. В премьерном спектакле главные партии исполнили Алина Липчук (Раймонда), заслуженный артист России Даниил Росланов (Жан де Бриен) и Эдгар Егиазарян (Абдерахман). Вместе они создали прекрасный ансамбль, поддержанный всеми остальными солистами и кордебалетом, убедительно поведав о чувствах и устремлениях своих героев. Алина Липчук - элегантна и подчёркнуто сдержанна в проявлении эмоций, как и положено наследнице знатного рода. Её танец был графически чётким, точно выверенным в мельчайших деталях. Даниил Росланов покорял статью, благородством, изысканностью манер и, конечно же, мастерскими вращениями и сильными стремительными прыжками. Техничный, экспрессивный Эдгар Егиазарян, обладатель высоких, действительно полётных прыжков, покорил сердца зрителей своей удивительной пластичностью и стремительным, взрывным, наполненным безоглядной страстью танцем, который никого в зале не оставил равнодушным.

Жан де Бриен – Даниил Росланов
Жан де Бриен – Даниил Росланов
Раймонда – Алина Липчук, её наперсницы Генриетта (Анастасия Тетерина, на фото слева) и Клеманс (Полина Дияншина)
Раймонда – Алина Липчук, её наперсницы Генриетта (Анастасия Тетерина, на фото слева) и Клеманс (Полина Дияншина)
Абдерахман – Эдгар Егиазарян
Абдерахман – Эдгар Егиазарян
Раймонда – Алина Липчук, Абдерахман – Эдгар Егиазарян, графиня Сибилла де Дорис – лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец
Раймонда – Алина Липчук, Абдерахман – Эдгар Егиазарян, графиня Сибилла де Дорис – лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец

Если первое действие «Раймонды» строго классическое, то во втором немало ярких характерных танцев, которые вносят в спектакль дополнительный колорит. И артисты «Кремлёвского балета» исполнили их с блеском. Солировали здесь Полина Агеева и лауреат Международного конкурса Дмитрий Прусаков (Сарацинский танец), лауреат Всероссийского конкурса Злата Дорофеева и Амир Салимов (Панадерос), лауреат Международного конкурса Вероника Варновская и Олег Крошкин (Венгерский танец).

Вероника Варновская и Олег Крошкин. Венгерский танец.
Вероника Варновская и Олег Крошкин. Венгерский танец.

И, конечно же, нельзя не отметить прекрасно показавшихся в роли наперсниц Раймонды Полину Дияншину (Клеманс) и лауреата Международных конкурсов Анастасию Тетерину (Генриетта). Обе балерины были изысканны, наполнены внутренней энергией и светом, невероятно выразительны и технически точны в сложнейших вариациях и ансамблях.

Раймонда – Алина Липчук
Раймонда – Алина Липчук
Клеманс – Полина Дияншина
Клеманс – Полина Дияншина
Генриетта – Анастасия Тетерина
Генриетта – Анастасия Тетерина

Что касается Белой дамы, то в предложенной Андрисом Лиепой версии она является сквозным персонажем, смыслово связывающим воедино все четыре картины спектакля. Исполняет эту партию заслуженная артистка России Ирина Аблицова, замечательная балерина, любимая многими зрителями.

Белая дама – Ирина Аблицова (автор и исполнитель костюма Белой дамы – Елена Басова)
Белая дама – Ирина Аблицова (автор и исполнитель костюма Белой дамы – Елена Басова)

Иными словами, «Кремлёвский балет» отлично справился с отнюдь не простой задачей и вновь подтвердил своё право называться одной из главных отечественных балетных трупп мирового уровня. В огромной степени это заслуга и замечательных педагогов-репетиторов, работающих с исполнителями: Оксаны Григорьевой, заслуженных артистов России Ирины Аблицовой, Жанны Богородицкой, Александры Тимофеевой, Андрея Кондратова, Вадима Кременского (заведующий труппой), Валерия Рыжова, Руслана Скворцова.

Браво! И – с премьерой!

P.S. Ближайший показ «Раймонды» состоится 24 октября.

Подробнее - на нашем сайте >>

Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Алла Четверикова и Андрей Степанов