Найти тему
Вечерняя Казань

Много шума из ничего: «Портал» в Лядском саду оказался заурядным украшательством

Оглавление

Арт-объект «Столица закатов» нижегородского стрит-арт художника в историческом Лядском саду Казани подали горожанам как нечто незаурядное. Однако назвать витиеватые зеркальные арки уличным искусством язык не поворачивается.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

Начитавшись красивых пресс-релизов от организаторов акции (а в этой роли выступили дирекция парков и скверов Казани, ЦСК «Смена» и проектный офис «Нижний 800»), редактор отдела культуры «Вечерней Казани» лично поспешила увидеть, что же за арт-объект появился в Лядском саду.

Начнем с того, что четыре зеркала, оформленные в виде арок с нарезными контурами и рисунками, смотрятся довольно куце на обитой деревянными рейками стене, за которой находится одна из вотчин Комитета внешнего благоустройства города – подразделение Горводзеленхоза. Стена, кстати, большая и «слепая», на ней много еще чего можно разместить.

Как дерзкий стрит-арт становится обслугой?

Справа и слева от «портала» видны следы деятельности казанского стрит-арта. На их фоне зеркальная группа стрит-арт художника из Нижнего Новгорода выглядит бледноватой, в общем, не доминирует в пространстве. Тут следует пару слов сказать о казанском уличном искусстве: не в пример Нижнему (где очень много уличных художников и проводятся множественные фестивали стрит-арта), у нас он находится в летаргии. Муралы на домах -  не в счет, ведь их создают по согласованию с властями города. А это значит, что художник – конформист, в муралах даже с лупой не увидишь зачатки протестной деятельности, которая в первую очередь характерна для стрит-арта.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

По своей сути новоявленная инсталляция в Лядском саду является рекламой Нижнего Новгорода. Не более. Устроители полагают, что арт-объект привлечет внимание потенциальных туристов и побудит их поехать в этот прекрасный волжский город. Однако фланирующая по саду публика явно не понимает, к чему именно ее призывают. Дело в том, что информации о проекте нет никакой, и многие думают, что абрисы крепости символизируют казанский кремль, не связывая картинку со знаменитой нижегородской крепостью.

Словом, ажиотажа вокруг инсталляции нет. Не видно рядом ни жаждущей сэлфи толпы, ни спорящих об искусстве молодых людей. Впрочем, редкие девушки пользуются зеркалами по прямому назначению – поправляют макияж, прихорашиваются. Остальные прохожие равнодушно идут себе мимо.

А ведь как красиво подавалось событие! Например, ЦСК «Смена» сообщал на своем сайте, что «В арт-объекте присутствуют силуэты значимых исторических мест города и образ садящегося солнца, которые отсылают к Нижнему Новгороду как к Культурной столице 2024 года и «Столице закатов». В работе можно увидеть изображения птиц и женские образы, все изображения нанесены на зеркальную поверхность. Каждое зеркало олицетворяет один из элементов молодежной культуры - музыку, украшения, тату, андеграунд-течение и ночную жизнь, поскольку в 2023 году Нижний Новгород также носил статус Молодежной столицы», ну и так далее.

Я вовсе не спорю с тем, что поездка из Казани в нежно любимый Нижний Новгород – действительно отличная идея для отдыха на выходные или во время отпуска. К тому же в 2024 году между Казанью и Нижним Новгородом проходит обменная программа, в рамках которой в Центре современной культуры «Смена» прошло открытие выставки современных нижегородских художников «Хроника цветущих событий», а в нижегородском Центре современного искусства «Терминал А» состоялась выставка «Улица с односторонним движением», представившая актуальную казанскую художественную сцену.

Но все мое нутро противится тому, что живой и дерзкий стрит-арт становился обслугой рекламного бизнеса.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

Тем более что от 25-летнего автора инсталляции «Столицы закатов» стрит-арт художника, выступающего под ником Lev. Kise (по образованию он - архитектор-реставратор) можно было ожидать большего креатива. Ведь Lev. Kise известен своими смелыми художественными высказываниями, привлекая внимание широкой общественности к актуальной теме сохранения исторической архитектуры Нижнего Новгорода и проблемам современного общества. Такие работы художника всегда вызывали большой резонанс. Например, однажды на фасаде одного из сгоревших домов он изобразил собаку в шляпе из известного комикса «This is fine», заменив популярную фразу на «This is fire» («Это огонь»): пес сидит в объятой огнем комнате и пытается убедить себя в том, что «все хорошо». Другой пример: в окнах старого деревянного дома художник разместил изображения игральных карт короля и джокера, а между ними - карту из игры UNO. Инсталляция называлась «Сегодня ты король, а завтра шут». А во время фестиваля стрит-арта «Место» Lev Kise создал объемную работу под названием «Высвобождение»: деревянный дом, на котором появился арт-объект в виде нескольких птиц, был высвобожден от жителей, мебели и даже крыши. По замыслу художника, птицы олицетворяют жизненную энергию, которую дом теряет, когда его покидают жильцы, вынося из бывшего очага не только ценные вещи, но и воспоминания.

Это не стрит-арт, а какая-то баня из 1990-х!

К сожалению, в казанском творении нижегородского автора совсем не читается дух свободы. Напротив, зеркальный портал «Столица закатов» оставляет ощущение мещанского будуара.

Чтобы сверить свои впечатления, я обратилась за консультацией к кандидату искусствоведения, доценту кафедры градостроительства КГАСУ Гузели Файзрахмановой, чей профессиональный интерес сосредоточен в том числе на современном искусстве.

- Вы про это ужасное на зеркалах спрашиваете? Увы, это сомнительный объект, данная инсталляция - высказывание ни о чем. Печально, к данному проекту имеет отношение наша продвинутая «Смена».

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- Назвать эту зеркальную группу живым уличным искусством у меня лично язык не поворачивается. Это какое-то рекламное приспособление среды. Как жаль, что унылая казанская среда выжила из города стрит-арт художника TheAlesha, который переехал в Петербург и там его творчество заметили и оценили. А в Казани, как я посмотрю, в основном процветают надписи на заборах…

- Абсолютно разделяю вашу точку зрения. Подлинный стрит-арт – это не про связку с официальными органами, и я не знаю, сколько сейчас в столице республике таких свободных художников. На улицах города я вижу то, что называют «общее место», то есть попсовые образы, райтерство (надписи – прим. «ВК») без смысла. Искусство в этом увидеть сложно. Расписанные гаражи, бетонные заборы и заброшенные здания в промышленных зонах Казани – это маргинальная культура. Сейчас со стрит-артом носятся, но по факту его неправильно и неуместно используют, зачем-то вынося маргинальную эстетику на центральные улицы, что вызывает абсолютный диссонанс.

- То есть в Казани со стрит-артом все уныло?

- Местные знатоки со мной не согласятся, но я не разделяю этого романтизма. Возможно, сказывается разрыв поколений, но я не вижу в казанском стрит-арте мастерства, люди просто не умеют рисовать, у них нет идей и они не умеют их концептуально выразить. А когда нет мысли, содержания, да еще и визуализация слабая, то создают специально инфоповод, а вокруг него - инфопляски, как с арт-объектом в Лядском саду. Но что же получаем в итоге? Меня эти зеркальная инсталляция поразила безвкусицей, такое ощущение, что восстановили интерьеры 1990-х, а в сочетании с обшитой рейками стены – это не арт-объект, а баня эпохи Перестройки. Инсталляция «Столица Закатов» совершенно не сообразна контексту и стилистике старинного парка. Я поражена такой безвкусной работой. А кроме того, на такой большой стене места хватило бы еще для нескольких художников. Возмутительно, что объект подается как произведение искусства, на самом деле – это пшик, ерунда.

- В том же Лядском саду есть совершенно крутой арт-объект - абстрактная скульптура Григория Иванченко. Не смотря на то, в будущем году ей исполнится 45 лет, она производит яркое впечатление. Состоящая ранее из нескольких фигур композиция произвела эффект культурной бомбы в Казани, став задолго предтечей глобальных перемен в общественных пространствах.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- С языка сорвали! Это пример настоящего казанского стрит-арта. Еще бы правильно эту скульптуру экспонировать, а то она заброшена и лежит не там, где следует. В свое время для композиции выделили специальное место - там, где теперь спортивные тренажеры. Вот чему следует уделить внимание господам из Дирекции парков и скверов.

С пристрастием пройдя по центру Казани, автор этих строк в очередной убедилась, что никаких Бэнкси в нашем городе нет, а местные уличные «художники» предпочитают оставлять абракадабру на стенах и заборах. Приятным исключением стал «Черный квадрат» Малевича на фасаде школы «СОлНЦе» на улице Кави Наджми. А больше признаков стрит-арта я не обнаружила.

Автор материала: Ольга Юхновская