Эта статуэтка в традиции называется Когда-то я торжествующе восседала по строкам из гимна, посвященного богине Инанне «Возвеличение Иштар». Гимны к Инанне (она же Иштар) необычны тем, что имеют авторство, да не просто авторство, а женское авторство - они были написаны верховной жрицей по имени Энхедуанна. Предполагается, что именно ее эта вотивная статуэтка и изображает (ее или другую образованную жрицу).
Получается, что мы знаем женщину-поэтессу 3 тыс. до н.э. и некоторые подробности ее жизни.
Энхедуанна была верховной жрицей храма Экишнугаль, посвященного богу Луны по имени Нанна, в древнем Уре (совр. Телль эль-Мукайяр, на юге Ирака), и дочерью Саргона Аккадского (ок. 2334-2279 гг. до н.э.). Поскольку Ур был древним культовым центром Месопотамии, цари древности старались поставить на должность верховной жрицы Ура своих дочерей.
Если приглядеться к статуэтке выше, на коленях у жрицы можно увидеть табличку. Поверхность таблички разделена тремя линиями на четыре колонки, то есть табличка готова к нанесению текста. Это указывает на умение женщины писать и на ее любовь к этому занятию.
От Энхедуанны до нас практически не дошло документов, только поздние копии гимнов, которые, как считается, написала она. Но при раскопках ее жилища в Уре (резиденция жриц называлась gipāru) был найден диск из алебастра диаметром 25 см. На диске - плохо сохранившаяся надпись и изображение жрицы. Нам повезло, что надпись диска была скопирована несколько столетий спустя на клинописную табличку. Благодаря этой копии мы знаем, что Энхедуанна в 2300 г. до н.э. посвятила этот загадочный диск храму богини Инанны (Иштар) в честь строительства священного помоста.
На обратной стороне диска изображен ритуал, в котором участвует Энхедуанна в сопровождении других жрецов. На ней каунакес (одежда с бахромой) и головной убор в виде обруча, указывающий на статус верховной жрицы. Стоящий перед ней жрец совершает ритуал возлияния.
Возможно, именно Энхедуанне принадлежала еще и эта голова, найденная в Уре на месте храмового комплекса. Найдена была только голова – ни одного фрагмента туловища статуэтки. Размер головы 8.5х9.5 см. Ценность её в том, что она сохранила свои первоначальные глаза, инкрустированные раковиной и афганским лазуритом и обведенные черным битумом.
С головой Энхедуанны мы видим, какой у статуи был пронзительный взгляд, и можем себе представить впечатление, которое она производила на древних зрителей. Энхедуанна опознается по прическе и головному убору – волнистые волосы, удерживаемые обручем. Ни одной надписи на оставшемся фрагменте статуи нет.
Такие вот сведения у нас о дочери Саргона Аккасдкого и верховной жрице города Ура Энхедуанны. До нас дошли гимны ее авторства, посвященные богине Инанне, представление об образованной женщине 3 тыс. до н.э., которая писала гимны, и ее предположительные изображения со специфической прической и пронзительными глазами.