Когда в 1839 году изобрели фотоаппарат, художники во всем мире в один голос воскликнули:
С этого дня живопись умерла!
И этот тезис звучит все чаще и чаще. Вот уже почти 200 лет живопись умирает и умирает. Сначала ее убивала обычная фотография, потом цветная, а сейчас искусственный интеллект. В общем ее каждый раз что-то убивает, а она все никак не умрет…
С появлением фотографии некоторые художники ушли от реализма и начали искать себя в других направлениях. Но были и те, кто воспринял появление фотографии как появление помощника для живописца.
Так считал Шишкин, что мы разобрали в этой статье:
Конечно, уже в то время работы, написанные с помощью фото, воспринимались в штыки художественным сообществом, а некоторые художники даже лишились карьеры.
Но не Илья Ефимович.
Он, также как и Иван Иванович Шишкин, увидел в фотографии большой потенциал и начал свои эксперименты. Среди которых полотно «Царевна Софья Алексеевна». 1879г.
Самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ.
Разбирать снова все творчество Ильи Ефимовича я не вижу смысла, так как писала уже о нем статью, пусть и немного в мистическом ключе. Но все-таки…
Как минимум одна из самых глобальных его работ была написана с помощью множества вспомогательных фото. Речь идет о полотне «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь 100-летнего юбилея со дня его учреждения»
Для подготовки к работе он фотографировал непосредственно в зале Госсовета, сняв помимо общих планов еще и каждое чиновничье лицо. А иначе ему и всей жизни не хватило бы с натуры писать каждого участника. Работа и без того коллективная, в ней ему помогали Кустодиев и Малявин, они писали целые куски холста.
Сейчас большинство современных художников пользуются фотографией и это нормально, но надо помнить заветы Ивана Ивановича:
…бездарный будет рабски копировать с фотографии все её ненужные детали, а человек с чутьём возьмет то, что ему нужно.
Творческих успехов, друзья!