Подушки безопасности и ремни безопасности - самые важные элементы пассивной безопасности в автомобилях: они срабатывают, когда датчики обнаруживают столкновение. Это спасает жизни, но в настоящее время эти системы безопасности оптимизированы для некоего среднего седока (перцентиля на сленге разработчиков). Если бы у них было больше информации о том, кто и в какой позе находится за рулем или на пассажирском сиденье, они могли бы управлять своими функциями более конкретно, адаптировать их к текущим обстоятельствам, таким как размер тела или положение сидящего, и, таким образом, гораздо эффективнее предотвращать травмы.
Компания Simi Automotive, дочернее предприятие ZF Lifetec, совместно с экспертами в области удерживающих устройств разрабатывает инновационные технологии для мониторинга пассажиров и адаптивного управления системами. Это позволит пассивной безопасности хотя бы частично избавиться от своей пассивности и стать проактивным игроком в предотвращении травм. Инновационная система будет представлена на выставке «InCabin» в Барселоне (8-10 октября).
Система Occupant Monitoring использует сложную систему датчиков вместе с камерой для записи информации о пассажирах автомобиля, чтобы повысить их безопасность в случае аварии в индивидуальном порядке. Новое решение определяет рост, вес и положение водителя и пассажира с помощью слияния датчиков на основе данных камеры и датчиков сидений, а также данных от замка ремня безопасности. «Это позволяет оптимизировать использование подушек и ремней безопасности», - объясняет управляющий директор Simi Филипп Русс.
Итак, технология, разработанная Simi Automotive, определяя антропометрические данные и точное положение пассажиров в автомобиле. ZF Lifetec, использует эти данные для регулировки эффективности ремней безопасности и систем подушек безопасности собственной разработки. Наиболее важным являются положение, вес и рост пассажиров.
Первые элементы системы Occupant Monitoring начнут использоваться с 2026 года. «Тогда же за это будут начисляться дополнительные баллы в Euro-NCAP», - говорит Русс. Полная же версия появится в автомобилях с 2030 года - предположительно в премиум-сегменте». В настоящее время новая разработка распознает только передних пассажиров. «Однако технически возможно распознавать и пассажиров сзади», - поясняет Русс.
В общем, прокатиться с ногами на торпедо или в окно уже не получится: «В будущем люди, принимающие во время движения необычную позу, к которой системы безопасности не могут адаптироваться, несмотря на сложную сенсорную технологию, и рискующие тем самым получить серьезные травмы в случае аварии, будут предупреждены», - говорит Русс.
Мониторинг пассажиров также будет играть особенно важную роль при автономном вождении. Ведь тогда не только пассажир, но и водитель сможет принимать необычные позы, убрав ноги с педалей, руки с руля и вообще замутить флирт с попутчицей. И тогда система датчиков распознав ситуацию, которая может привести к аварии, вмешается и «приведет пассажира в чувство положение, которое позволит оптимально использовать подушку безопасности и ремень безопасности». Конкретно это означает, что, например, ремень безопасности активно возвращает водителя и переднего пассажира в оптимальное положение перед столкновением и адаптирует удерживающие устройства к росту пассажиров.
Всё это, конечно, хорошо и будет со временем внедрено, но есть ли подводные камни, кроме очередного удорожания автомобилей? Не смущает ли вас наличие камер, которые будут следить уже не только за водителем, но и за его попутчиками? Кто, что делают во время поездки? Разумеется, изготовитель будет божиться, что все эти данные так и останутся в автомобиле, но... Только время покажет, так ли это будет на самом деле. Ведь, в конце концов, практически все машины давно подключены ко всемирной сети, а там кто только не резвится...