Вблизи девятиэтажки, где я живу, раскинулся берёзовый парк под названием "Бугринская роща" — радость и прохлада для жителей нашего района.
Правда, несколько лет назад значительная часть парка подверглась вырубке, чтобы освободить место для строительства нового моста через реку Обь.
Я не буду спорить, что мост нужен такому крупному городу, как Новосибирск, и хочу рассказать не об этом, а о мудрости воспитания молодого поколения, заложенной природой на генетическом уровне во всём живом и разумном.
Наблюдая интересный случай из жизни семейства ворон в нашем парке, я в очередной раз убедился, что эти птицы обладают незаурядными педагогическими способностями.
Я очень уважаю ворон и часто наблюдал, как они забавляются, ломая сухие ветки и бросая их на кошек и собак, а потом с интересом следят за реакцией четвероногих. Кроме того, эти смелые птицы отгоняют котов от мослов на мусорных свалках и размачивают сухари в лужах.
Прогуливаясь по Бугринской роще, я услышал пронзительное и непрерывное карканье. Моё внимание привлекли две птицы, находящиеся неподалёку. Одна из них была взрослой вороной, а вторая — молодой особью, которая была где-то в полтора раза меньше первой.
Было очевидно, что они принадлежали к разным поколениям. И, вот, что стало причиной конфликта между ними.
Маленькая ворона на лужайке следовала за большой, иногда забегая вперёд и наклоняя голову набок. Она опускала клюв почти до земли и широко раскрывала его, издавая истошные крики.
Было ясно, что она требовала разделить трапезу с ней, так как крупная ворона находила жучков, мошек или семена травы. Большая ворона усердно искала что-нибудь съедобное и демонстративно ела это на глазах у орущего птенца, который снова и снова открывал свой клюв, почти ложась под ноги родителя. Это выглядело очень забавно.
Старшая ворона демонстративно не обращала внимания на голодное чадо. Она продолжала искать лакомства в траве и на земле, наслаждаясь ими и словно дразня своего «ребёнка».
Когда в очередной раз птенец, широко раскрыв клюв, отчаянно закричал, прося еду, родитель, продолжая есть свою добычу, аккуратно наступил лапой на его открытый клюв, прижав его к земле и ненадолго зафиксировал его в такой позе.
После применения этого педагогического метода взрослая ворона продолжила собирать пищу, не меняя своего поведения. Однако молодая птица, резко замолчав и прекратив издавать истошные крики, начала тоже искать провиант в траве, как и её родитель.
Было видно, что старшая ворона довольна самостоятельностью своего отпрыска . Время от времени она останавливалась и наблюдала за его действиями. Результат был успешным!
«Да, — подумала я. — Как мудро всё устроено природой! Птица прекрасно понимает, когда нужно проявить твёрдость, чтобы родительская помощь не превратилась в "медвежью услугу". Нам бы так!»