В мире искусства есть творения, которые навсегда остаются в душе зрителя. Одним из таких шедевров является картина Поля Гогена «Её звали Вайраумати», написанная в 1892 году.
Это полотно, наполненное яркими красками и глубокими смыслами, привлекает внимание и заставляет задуматься о тайнах человеческой души. В картине отразился интерес Гогена к мифологии Полинезии, а историю создания и сюжет можно найти в его произведении «Ноа-Ноа».
Во время одного из сеансов Техура с таинственным видом рассказала Гогену о тайном обществе Ареои, которое пользовалось огромным влиянием на островах. Члены этого общества, возможно, лучше и полнее, чем кто-либо другой, воплотили идеал свободной любви. Все мужчины и женщины, входившие в этот союз, имели неограниченные права на сексуальные связи друг с другом. Ареои считали себя адептами бога Оро и стремились всеми способами распространять его учение.
Гогену пришла идея создать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Он назвал своё произведение «Её звали Вайраумати».
Как гласит древний миф маорийцев, великий бог Оро однажды решил избрать себе подругу среди смертных и с этой целью посетил все острова. После многих дней бесплодных поисков он уже собирался вернуться на небеса, когда на острове Бора-Бора заметил молодую девушку, необычайно красивую: высокую, стройную, с кожей, сияющей золотом на солнце. Её звали Вайраумати.
По радуге он спустился к своей возлюбленной. Вайраумати тем временем приготовила стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и роскошных тканей. Под сенью тамарисков на берегу моря они предавались любви — красивые и сильные, оба божественные.
Сын, родившийся от прекрасной любви бога Оро и земной девушки Вайраумати, положил начало народу Ареои.
На картине изображена сцена из полинезийской мифологии. Обнажённая Вайраумати, прекрасная и соблазнительная, восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями. За её спиной стоит Оро, такой же златокожий и прекрасный, как и его избранница. На низком столике у ног Вайраумати лежат свежие плоды — угощение для возлюбленного.
В глубине картины изображены два идола — придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь. Поза Вайраумати соответствует канонам древнеегипетских рельефов.
Гоген считал, что памятники древних культур были неразделимо связаны с природой. С собой на остров он привёз фотографии египетских древностей и впоследствии часто использовал их при написании картин.
Что скрывается за этой сценой? Какие тайны хранит в себе душа Вайраумати? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть глубже, чем кажется на первый взгляд.
Вайраумати — это не просто красивая женщина, это воплощение женской силы и красоты. Она не боится быть открытой и чувственной, готова отдаться любви и наслаждению. Но за этой внешней красотой скрывается глубокая внутренняя жизнь, полная тайн и загадок.
Оро, стоящий за спиной Вайраумати, также не прост. Он символизирует мужскую силу и защиту. Но что скрывается за его внешней силой? Возможно, это тоже глубокая внутренняя жизнь, полная тайн и противоречий.
Картина Поля Гогена — это не просто изображение красивой сцены из полинезийской мифологии. Это глубокий философский труд, который заставляет задуматься о тайнах человеческой души, о её внутренней жизни, о том, что скрывается за внешней красотой и силой.
Сегодня, когда мир становится всё более цифровым и технологичным, мы часто забываем о том, что внутри каждого из нас скрывается целый мир, полный тайн и загадок. Картина Поля Гогена напоминает нам об этом, заставляя задуматься о том, как важно не забывать о своей внутренней жизни, о своих чувствах и переживаниях.
«Её звали Вайраумати» — это не просто картина, это приглашение заглянуть в тайную жизнь человеческой души, полную загадок и противоречий. И, возможно, именно в этой тайной жизни кроется настоящая красота и сила.
О нём
Поль Гоген, родившийся в Париже 7 июня 1848 года, был сыном журналиста и активиста-республиканца Кловиса Гогена, который работал в журнале «Насьональ» и разделял радикальные идеи. Его мать, Алина Мария, происходила из богатой перуанской семьи и была известна своими социалистическими взглядами.
После неудавшегося антимонархического переворота в 1849 году Кловис решил покинуть Францию и вместе с семьей отправился в Перу, где планировал открыть свой журнал и поселиться в семье жены. Однако по пути в Южную Америку он скончался от сердечного приступа.
До семи лет Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери, где получил яркие впечатления от экзотической природы, национальных костюмов и беззаботной жизни в поместье дяди в Лиме.
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить наследство от дяди по отцовской линии и поселился в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро освоил французский язык и начал преуспевать в образовании.
В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился к поступлению в Мореходное училище. Однако он не прошёл конкурс и в декабре 1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана.
До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. В Индии он узнал о смерти матери, которая в своём завещании рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким».
В 1872 году Гоген прибыл в Париж, где получил поддержку знакомого ему с детства друга матери, Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого брокера.
В 1873 году он женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877 — дочь Алина, в 1879 — сын Кловис, в 1881 — сын Жан-Рене, в 1883 — сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала всё более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской художника.
Гоген, как и его опекун Ароза, коллекционировал картины, особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам. В 1873-1874 годах написаны его первые пейзажи, один из которых выставлен в Салоне 1876 года.
Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро ещё до 1874 года, а с 1878 года их отношения стали дружескими. С начала 1879 года Гоген был приглашён к участию в выставках импрессионистов: коллекционера постепенно стали воспринимать всерьёз и как художника. Лето 1879 года он провёл у Писсарро в Понтуазе, где писал сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года.
Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Сам Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», «Хина и Тефатоу».
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где какое-то время продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время и бросил работу брокера, из-за отсутствия средств его оставляет жена, забрав пятерых детей. Он вернулся в Париж в 1885 году.
В 1886-1890 годах Гоген почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить.
Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния. По оценке Джона Ревалда в этот период на его картинах стали появляться «большие и сравнительно единообразные пространства, особенно когда он включал в свои...