Когда-то я строил внедорожный кемпер на базе Соболя 4х4, на котором хотел поехать в Исландию на весь сезон, но пандемия обрушила все планы и проект так и остался реализованным не до конца. Однако я проехал на Соболе 4х4 очень много, начиная китайской пустыней Гоби и заканчивая норвежской и российской Арктикой. Так что, мне есть что ответить на вопросы читателей, что я думаю относительного нового Соболя NN и автодома на его базе.
Давайте начну с хорошего про Соболь NN 4x4
Когда-то давно, когда шел еще первый год ожидания нового Соболя 4х4, президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин рассказывал мне, что я буду доволен обновлениями новой машины. Например, мощными кованными передними рычагами независимой подвески. И это действительно случилось, вместо сварных (на обычной версии NN) на полноприводной версии NN стоят очень крепкие рычаги, с которыми и в пампасы не страшно, а сзади остался мост.
Просвет в 220 мм, раздатка с наконец-то электронным управлением, а не постоянным гулом от рычага, да еще и с понижайкой 2.82, это просто сказка в сравнении с тем, что имел я на Соболе 4х4 первого поколения. Не знаю, чью в итоге воткнули КПП, но "автомата" даже из Китая не случилось, а вот шесть ступеней наконец-то появились, хотя тоже из Китая с вероятностью 99%. Плюс задняя межколесная блокировка, пусть не Eaton, как была у меня, но лучше иметь хоть какую, чем не иметь вовсе. Так что, пока все ОК.
Теперь о плохом Соболе NN 4x4
Хороший и проверенный турбодизель Cummins ISF2.8 уступил место менее моментному и объемному 2.5-литровому турбодизелю от Foton на 150 л.с. и 420 Нм крутящего момента. В сравнении с УМЗ мотор отличный, а вот с прошлым Cummins ему не очень комфортно. Объясняется все просто – это экономия. Заводу был нужен "свой" мотор, но чтобы он был дешевым. Так появился мотор ГАЗ серии G. Опять же, если бы его поставили на УАЗ, то я бы сказал: "Ок, парни, это хорошее решение", но когда Cummins меняют на G, простите, выглядит как-то не очень. Впрочем, подождем и посмотрим.
Отсутствие ESP и задний привод не лучшие помощники на обледенелых дорогах, по которым придется ездить Соболю NN с такой же перегруженной мордой и разгруженной кормой (без груза). Места раздатке с постоянным полным приводом не нашлось, да и с какой-нибудь хитрой муфтой типа Haldex или Torsen тоже не срослось. У меня Патриот с ESP и я на заднем приводе езжу как хочу, не запариваясь тем, что автомобиль надо "ловить". Понимаю, что ездить можно, я и на Москвиче 2140 зимой ездил, но это же новый современный автомобиль, а тут какой-то каменный век в плане комфорта. Вопрос не умения, а соосности со временем и потребностями человека.
Почему Соболь NN 4x4 плохая заготовка для автодома
Меня просили сравнить постройку кемпера на базе Peugeout Boxer с низкой крышей и на короткой базе (сравнимые с Соболем версии) и Соболя NN.
Так вот, Боксер низкопольный, у него нет рамы и низкая погрузочная высота, поэтому даже с низкой крышей я мог в нем стоять почти в полный рост в душе или в салоне, чтобы переодеться или готовить пищу. То есть, я просто чуть пригибал голову, но не скрючивался.
В Соболе NN 4x4 есть рама. Это хорошо, но эта рама съедает пространство, которое было бы у салона. В итоге, даже со средней крышей в салоне Соболя NN 4x4 мне приходится стоять согнувшись, как это было в предыдущем Соболе со средней крышей. То есть, самое главное - высота салона, в Соболе полностью отсутствует, даже для низкорослых людей будет тяжко. Ни в душе в полный рост встать, ни за плитой постоять, только сидя.
А еще цена… Простите, господа, но Соболь NN 4x4 обойдется вам в 3.7 млн. рублей. Это за обычную версию, а стоимость "экспедиционного" варианта (на фото к статье) еще не объявлена. Добавляем сюда затраты на строительство и легализацию автодома, и получаем примерно 6-6.5 млн. рублей.
За эти деньги можно взять Changan с готовым жилым модулем, полным приводом, хорошим мотором и четырехместным салоном обычного пикапа. Как минимум. И это будет гораздо комфортнее и лучше, чем салон Соболя NN. Хотя бы по высоте и посадочным местам. Не забывайте, что для идеи кемпера Соболь NN 4х4 будет двухместным, иначе его просто не распланировать в автодом, а Чунга-Чанга будет четырехместная и подойдет для семьи с детьми.
Неужели все так плохо с Соболем NN 4x4
Я этого не говорил. Если вы хотите построить себе "экспедиционник", а не полноценный автодом (люди часто путают эти виды автомобилей), то Соболь NN 4x4 будет отличной заготовкой для путешествий с семьей. Я бы даже сказал, что лучшей заготовкой из ныне имеющегося. Но это будет именно экспедиционник, а не кемпер и не автодом. Прошу вас не путать понятия.
Из Соболя 4х4 получится отличный вариант экспедиционного автомобиля, на котором я бы поехал в Исландию, например, чтобы было где жить, чтобы он мог проехать по дорогам F-класса, и чтобы не развалился. Однако жить в нем было бы адком. Имея сейчас автодом на базе Нивы я понимаю, что может быть в плане комфорта, чего не будет в Соболе.
Так что вот вам мой ответ:
Для постройки автодома Соболь NN 4x4 один из худших вариантов, если вообще приемлем для такого типа доработок.
Для постройки экспедиционного внедорожного автомобиля Соболь NN 4x4 один из лучших на рынке вариантов, даже со всеми минусами и ценой. Альтернатив просто нет.
Нужен ли микроавтобусу полный привод с понижайкой, если есть, например, проверенный Ford Transit 4x4, но без понижайки. Тут каждый решает для себя сам. Соболь способен пройти пустыню Гоби, как ее проехал на Соболе я, например. Форд там останется стоять на первом бархане. Если вы не будете ездить там, где нужна понижайка, то Форд будет лучше и комфортнее, а еще есть Starex 4х4, например. Если же вы любите заехать подальше, то альтернатив у Соболя NN 4x4 просто нет.
***
Надеюсь озвучил свои мысли достаточно понятно и ответил на вопросы, которые мне часто задают в связи с моим опытом езды на Соболе и выходе нового Соболя NN 4x4.
***
В качестве постскриптума… Ко мне недавно обратились друзья с идеей постройки из Соболя полноценного автодома. Проект был офигительный даже в виде картинки со всей планировкой и доработками. Однако стоимость этого проекта по предварительным подсчетам составит 7-8 миллионов рублей, а это, простите, цена уже не автодома на базе Соболя. Думаю, что они не решатся на его создание, но если вдруг, то я вам еще расскажу про это чудо.