Найти в Дзене
Игра в Классики

Кентавры Сальвадора

Картина "Семейство сумчатых кентавров" была написана Сальвадором Дали в 1940-м году и несмотря на все свои достоинства, не принадлежит к числу самых известных его работ.

Когда в Испании началась Гражданская война, Сальвадор Дали был вынужден покинуть родную Каталонию. Он много времени провёл в Италии, где смог глубже понять творчество своих давних кумиров — художников итальянского Ренессанса. Начиная со второй половины 30-х годов, влияние классики в его работах становится всё более заметным. 

Влияние классической живописи можно увидеть и в композиции картины, которая отличается удивительной геометрической точностью. Если присмотреться к «Кентаврам» внимательнее, то можно заметить, что пространство на полотне разделено на четыре треугольника, а их границы образуют идеально ровную букву «Х».

В своих работах Дали часто обращался к образам и сюжетам из древнегреческой мифологии, которую он изучал не поверхностно, как любитель, а почти как настоящий профессионал. Кентавры были одной из ключевых тем, которые его увлекали в то время особенно сильно.

-2

Сумчатость этих персонажей имеет прямое отношение к одной из самых важных и навязчивых идей для Дали. Художник был убеждён, что хорошо помнит всё, что происходило с ним в утробе матери. Он считал это время самым значимым и счастливым в жизни каждого человека, а рождение — своего рода изгнанием из «материнского рая». По его мнению, вся последующая жизнь представляет собой безуспешные попытки вернуться в это блаженное состояние.

Сальвадор полагал, что его картина «Семейство сумчатых кентавров» демонстрирует его возвращение к классическому стилю с более утончённой техникой и гармонией. В то время он иногда признавался близким, что немного устал от собственно выстроенной сюрреалистической живописи. Он связал происхождение этой картины с теорией доктора Отто Ранка, психоаналитика, который считал, что неврозы можно проследить до родовой травмы.

Что же до картины, то У женщин-кентавров открыты животы, в которых находятся младенцы, ожидающие, когда их вытащат. В своей книге Дали писал, что завидовал кентаврам, потому что ”дети могут уходить и возвращаться в рай материнской утробы". Недаром в картине преобладает синий цвет - цвет умиротворения. Того самого, к которому стремился Сальвадор.

Так же не случайна и виноградная гроздь в руках у одной из матерей-кентавров. Ведь в Греческой мифологии Кентавры сопровождали бога Диониса - покровителя виноделия! Кстати, не его ли облик можно рассмотреть в облаке, что в верхнем "треугольнике"?

Сейчас картина находится в частной коллекции и весьма редко выставляется для осмотра.