АВТОВАЗ сообщил о запуске серийного выпуска электрической версии популярного универсала Ларгус. Lada e-Largus позиционируется как самый локализованный электромобиль в России, что предполагает доступный уровень цен. Он призван занять свою нишу на формирующемся рынке отечественных «зеленых» автомобилей, которые должны отличаться низкими эксплуатационными расходами. Попробуем оценить перспективы этой новинки с учетом сведений, опубликованных официальными представителями компании. Заодно расскажем об альтернативной модели, которую уже выпустили на рынок расторопные китайские автопроизводители.
Переезд в Ижевск и электрификация
История Lada e-Largus началась с переноса производственных программ всего семейства из Тольятти в Ижевск. Летом 2022 года появились первые официальные сообщения о появлении электрокара на базе популярного Ларгуса, а через несколько месяцев был представлен функциональный прототип. В декабре 2023 года стартовало производство опытной партии, а в феврале 2024-го компания объявляла о начале выпуска Lada e-Largus. Но только сейчас подтвержден реальный запуск серийного производства.
Скажете, слишком долго развивались события? Но не надо забывать о трудностях соответствующего периода, которые сопровождались проблемами с поставками запчастей. Инженерам пришлось существенно переработать конструкцию, которая изначально не была предназначена для электрокаров. Эту организацию сборки даже можно признать ускоренной, ведь в соответствии с отечественной поговоркой «обещанного три года ждут». Выпуск инновационного электрокара, как видите, получилось организовать намного быстрее.
Российская АКБ и 2 варианта кузова
Lada e-Largus будет доступен как в пассажирской (универсал), так и в коммерческой (фургон) версиях. Производитель предлагает разные варианты тяговых АКБ, но не называет на дату подготовки обзора показатели грузоподъемности.
Сердцем электромобиля является синхронный электромотор (163 л.с.). Комплект аккумуляторов состоит из двух блоков. Один устанавливают в моторном отсеке. Второй – на месте в котором расположен бензиновый бак у версий с ДВС. Такое решение обеспечило большой объем багажного отделения: 560 и 2540 л у 5-местного универсала и фургона соответственно.
АВТОВАЗ пока не раскрывает емкость батареи, но заявляет о запасе хода от 320 до 420 км в зависимости от варианта исполнения. Какой именно стандартный метод измерения был использован для определения этого важного показателя, тоже не уточняется.
Динамика и особенности
Lada e-Largus разгоняется до «сотни» за 9,5 секунды, что значительно быстрее бензиновой версии (-4 секунды). Максимальная скорость заявлена 145 км/ч.
В комплектации e-Largus заявлена цифровая приборка. Она показывает предполагаемый остаток по дальности хода, другие важные контрольные параметры.
Локализация и цена, планы на ближайшее будущее
Производитель подчеркивает высокую степень локализации своей новой модели, превышающий 50%. Полный цикл производства включает сварочные и другие работы. Какие комплектующие остались импортными, тоже не сообщают.
Теоретически, локализованное производство должно снизить себестоимость и обеспечить базовые условия для формирования конкурентоспособной цены. Подчеркнем, что и переделка конструкции с применением большого количества опробованных ранее комплектующих менее затратна по сравнению с подготовкой нового уникального проекта.
Однако бюджетным получившийся результат назвать сложно. Lada e-Largus в версии фургон (самое дешевое исполнение) предлагают потенциальным покупателям за 2 990 000 рублей с учетом государственной субсидии на приобретение электромобилей. Без этой финансовой поддержки цена составит 3 915 000 рублей. Стоимость пассажирской версии пока не сообщили.
Руководитель АВТОВАЗа Максим Соколов сообщил о плане сборки до конца года нескольких десятков новых электрокаров. Дилерыы бренда уже начали оформлять предварительные заказы.
Перспективы на рынке
Lada e-Largus – важный шаг для АВТОВАЗа в направлении электрификации модельного ряда. Практичность, унаследованная от бензиновой версии, может сделать новый Ларгус привлекательным вариантом для российского рынка. Однако успех модели будет зависеть от ряда факторов, включая развитие зарядной инфраструктуры, реальную емкость батареи и действительный запас хода, а также интерес покупателей к электромобилям в целом. Определенные сомнения вызывает заявленная цена. Даже с учетом действующих субсидий, уровень базовой комплектации около 3 млн рублей выглядит завышенным.
В актуальных условиях российский рынок активно завоевывают китайские бренды. Их влияние обязательно следует учесть при выходе новых моделей. Пока прямых конкурентов Ларгуса нет. Но не исключено их появление в скором будущем.
Для примера можно взять новинку китайского рынка, которую мы подробно рассмотрели в отдельной публикации:
Бюджетный минивэн Wuling Hongguang EV: доступный транспорт для массового потребителя.
Для лучшего понимания ситуации приведем совместно параметры Wuling Hongguang EV/Lada e-Largus:
- длина – 4515/4488 мм;
- ширина – 1725/1735 мм;
- высота – 1780/1628 мм;
- колесная база – 2850/2905 мм;
- вместимость универсала – 6/5 мест;
- максимальный объем багажного отделения (фургон) – 2800/2540 л;
- мощность электромотора – 102/163 л.с.;
- максимальная скорость – 135/145 км/ч;
- запас хода – 300 (CLTC)/420 (по заявлению производителя) км.
Стоимость базовой версии «китайского Ларгуса» заставляет задуматься о перспективах Lada e-Largus. Начальный уровень комплектации Wuling Hongguang EV (фургон) предлагается покупателям в Китае за 69 800 юаней/914 000 руб. Даже при прямом ввозе без локализации производства и с увеличенными новыми тарифами по утильсбору этот автомобиль может быть выставлен в России на продажу по цене около 1 800 000 руб.
Доступная стоимость китайского минивэна с лихвой компенсирует отдельные преимущества электрического Ларгуса, если они действительно являются существенными. В потенциальные плюсы Wuling Hongguang EV следует включить также анонсированное появление в скором будущем гибридной версии с атмосферником ДВС (99 л.с.) в качестве удлинителя хода. Аналогичный силовой агрегат в российском электрокаре вряд ли будет устанавливаться в обозримой перспективе.
Имеет ли Lada e-Largus шансы стать одним из пионеров российского рынка электромобилей и внести существенный вклад в развитие "зеленого" транспорта? Вытеснят ли эту модель с рынка предприимчивые китайские конкуренты? У нас нет ответа на отмеченные вопросы. А что вы думаете по этому поводу? Сообщите свое мнение в комментариях.