Найти в Дзене
Mojjet

Сказка - ложь: Сокольничий дворец Грозного в Москве

Оглавление

Таинственный дворец в 1914 году. Здесь и далее — чёрно-белые фото из статьи в журнале «Столица и усадьба» (№ 16-17)
Таинственный дворец в 1914 году. Здесь и далее — чёрно-белые фото из статьи в журнале «Столица и усадьба» (№ 16-17)

Журнал красивой жизни «Столица и усадьба» писал в 1914 году:

Однажды Грозный, возвращаясь с охоты, зацепился собольей шапкой за ветку сосны. Шапка свалилась с головы царя на землю. Царь разгневался и приказал срубить не только дерзкую сосну, но и вырубить кругом поляну, и на том месте, где упала шапка, построить Сокольничий дворец, который должен был служить ему «для отдохновения и охоты».

Дальше в статье говорится, что дворец построили в 1555 году, в дремучем бору, неподалёку от нынешних Красных ворот. Сейчас это плотно застроенный район внутри Садового кольца, а тогда тут были глухие леса, где охотились на дикого зверя...

Ну ладно. Нам сообщают, что дворец строили лучшие новгородские мастера, создавшие храм Василия Блаженного. Но это ещё что. Просто дворца царю было мало:

Грозный приказал провести подземный ход до Кремля и связать его с сетью других многочисленных подземных ходов, по которым Грозный путешествовал в минуты мрачной подозрительности в искренности окружавших его бояр. Переодевшись в посконное платье смерда и вооружившись фонарём, царь тайно исчезал из Сокольничьего дворца через подземный ход, известный только одному ему, поднимался у какой-нибудь заставы и шёл в Москву. Под видом смиренного странника, пришедшего издалека, чтобы поклониться святыням московским, он смешивался с толпой где-нибудь на базаре и жадно слушал, что говорят в народе о нём и боярах.

Ну чем не сказочный халиф Гарун-аль-Рашид, который, как писал Николай Глазков, —

...себя за купца выдавая,
посещал караван-сараи
и, вино распивая, от пьяных
узнавал обо всех изъянах.

Но, конечно же, царь любил и повеселиться, устраивая в своём дворце пышные пиры:

Царь пировал с боярами, а впоследствии с опричниками, слушал песни гусляров, которых привозили для него издалека, иногда с Олонца или из Задонских степей, славившихся хорошими «певунами». Звенели гусли, звучала мелодия народной песни, рекой лились романея и фряжские вина. Мрачное, усталое выражение постепенно исчезало с лица Грозного, сменяясь улыбкой, выражением довольства...

Картина маслом, как говорится. Дальше не так живописно. После смерти Грозного дворец долго пребывал в запустении, а потом пошёл по рукам:

  • Любитель соколиной охоты Алексей Михайлович вспомнил про него и привёл в порядок.
  • Не жаловавший охоту, но любивший выпить Пётр I, когда вошёл в силу, по завету Ивана Васильевича, пировал там с друзьями, и как-то, будучи навеселе, подарил его Меншикову со словами: «Алексаша, бери Сокольничий дворец. Я тебе дарю его».
  • Но недолго музыка играла. После смерти Петра Меншиков впал в немилость и лишился не только этого дворца, но и вообще всего, что имел. Дворец же в 1727 году был пожалован князю Григорию Юсупову.

А что к Юсуповым попало, то уже никуда не денется. К 1914 году они по-прежнему владели этим дворцом — в лице небезызвестного Феликса Юсупова. И это не удивительно. Удивительно другое. Кроме последнего (юсуповского) факта, практически всё выше сказанное — враньё, или, выражаясь культурнее, — легенды, сказки и художественный вымысел.

Начать с того, что к Ивану Грозному это здание, скорее всего, не имеет отношения и построено оно было позже — сложно сказать, когда именно, — потому что сведений на этот счёт не сохранилось.

Что известно наверняка, так это то, что в конце XVII века Пётр I подарил дворец... нет, не Меншикову, а другому влиятельному царедворцу — вице-канцлеру Петру Шафирову. В 1723 году царь даже гостил здесь. Потом дворец перешёл к другому сподвижнику Петра I — графу Петру Толстому. Но в 1727 году графа отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, и дворец достался... нет, снова не Меншикову, но, возрадуемся, — его помощнику Алексею Волкову. Однако время было тогда головокружительное: в том же году уже Меншиков лишился доверия с последующим выездом в Сибирь, и злосчастный дворец у Волкова отобрали и передали... — да, тут мы наконец вышли на твёрдую почву — князю Григорию Юсупову.

(По этим двум товарищам теперь сие строение именуется палатами Волковых-Юсуповых. А вы говорите — сокольничий дворец Грозного, сокольничий дворец Грозного...)

Юсуповы владели дворцом до революции, достраивали и реставрировали его. Любопытно, что одно время во флигеле дворца снимал квартиру отец поэта Сергей Львович Пушкин, и маленький Сашенька (ему было тогда года три-четыре), без сомнения, бегал по дворцовым залам и по тенистому саду.

Да, было время...

Дворец в 2024 году. Вид с улицы
Дворец в 2024 году. Вид с улицы

После революции здание досталось Академии сельскохозяйственных наук, а ближе к нашему времени оказалось, по сути, бесхозным и стало потихоньку разрушаться. Сейчас оно, вроде бы, передано на поруки музею-усадьбе в Архангельском, что логично — ведь и эта усадьба в своё время принадлежала могучим Юсуповым.

Дворец в 2024 году. Вид со двора, из-за стены
Дворец в 2024 году. Вид со двора, из-за стены

Впрочем, если вы попробуете подойти ко дворцу, то обнаружите, что это невозможно: все ворота и калитки заперты, а по тому, что виднеется из-за забора, не похоже, что дворец в обозримом будущем откроется для посетителей.

Дворец в 2024 году. Вид со двора, от ворот. Некоторые интерьеры дворца «в цвете» можно увидеть в документальном фильме 1983 года «В Пушкинской Москве»
Дворец в 2024 году. Вид со двора, от ворот. Некоторые интерьеры дворца «в цвете» можно увидеть в документальном фильме 1983 года «В Пушкинской Москве»

Поэтому всё, что мы можем сделать — так это вместе с завиральным журналистом из «Столицы и усадьбы» мысленно заглянуть во дворец — такой, каким он был в баснословном 1914 году:

Красное крыльцо дворца Юсуповых
Красное крыльцо дворца Юсуповых

Экскурсия по дворцу

Охотничьи покои

Все четыре свода охотничьего покоя расписаны фресками, изображающими различные моменты из охотничьей жизни Грозного. Но не одни фрески привлекают в этот покой случайных посетителей дворца... Древние иконы, ветхие подсвечники в переднем углу, с висящими у божниц рушниками, затканными серебром, лавки, обитые шёлковой материей, затканной золотыми цветами, резные ставчики, старинные канделябры на столах, стены, расписанные «райскими цветами».

Опочивальня

Опочивальня похожа на келью отшельника. По голубоватым сводам мерцают бледно-золотые звёздочки... Массивный стол, стульчики, табуреты, ещё маленькие столики, на которых Грозный, говорят, играл в шахматы с Малютой Скуратовым, — всё очень живо напоминает Грозного, портрет которого стоит тут же, на столе.

Обширная палата в два света с куполообразным потолком. В неё ведут три кованные, вызолоченные двери, редкой художественной ажурной работы. На стенах портреты императоров Петра Великого и Петра II
Обширная палата в два света с куполообразным потолком. В неё ведут три кованные, вызолоченные двери, редкой художественной ажурной работы. На стенах портреты императоров Петра Великого и Петра II

Пиршественная палата

Палата, в которой устраивались пиры, помещается во втором этаже дворца. Она очень обширна, в два света, с высоким куполообразным потолком, на котором изображены созвездия; на стенах изображения птицы-сирина, дракона и неизбежные «райские цветы». В палату ведут три кованные вызолоченные двери редкой художественно-ажурной работы. Между дверями, в простенках, портреты императоров Петра I Великого и Петра II (сына казненного царевича Алексея Петровича). В углу — камин из голландских изразцов, работы начала XVII столетия, с наивными рисунками, изображающими события обыденной жизни, и такими же надписями. На этажерках — масса разных вещичек, фамильных и собранных князем Феликсом Юсуповым.

Столовая

Столовая князя замечательна по собранию в ней редкой хрустальной и фарфоровой посуды. В ней такой же камин, как и в палате.

Уголок гербовой комнаты. Гербы рода князей Юсуповых. Мебель в комнате — старинная венецианская и в древнерусском стиле
Уголок гербовой комнаты. Гербы рода князей Юсуповых. Мебель в комнате — старинная венецианская и в древнерусском стиле

Гербовая комната

В Гербовой комнате, отделанной чистыми шёлковыми обоями цвета бордо, в изящных скульптурных медальонах, размещённых по карнизу потолка, изображены гербы рода князей Юсуповых. Здесь — старинная венецианская мебель, венецианские зеркала и хрустальная люстра, считаемая уником, оцениваемым в миллионы рублей.

Портретная

В портретной собраны портреты всех предков рода князей Юсуповых, из которых наиболее замечательны портреты Юсуфа-Мурзы, восьмого сына ногайского хана Мусы-Мурзы, прославившегося своей храбростью и благородством характера, красавицы Сумбеки, царицы Казанской, воспетой поэтами, князя Юсупова, герцога Курляндского и других.

Кабинет князя Феликса Юсупова. На потолке изображено вращение планет. На стене портрет княгини Юсуповой. В углу редкой работы камин из голландских изразцов начала XVII столетия
Кабинет князя Феликса Юсупова. На потолке изображено вращение планет. На стене портрет княгини Юсуповой. В углу редкой работы камин из голландских изразцов начала XVII столетия

Кабинет

В роскошном кабинете князя, обставленном дивными произведениями древнерусского и современного искусства, мебелью, картинами, статуэтками и прочим, замечателен портрет княгини Юсуповой.

Вестибюль

В вестибюле дворца, представляющем ни что иное, как сумрачные сенцы, стоят чучела колоссального роста медведицы с двумя медвежатами, убитых князем в брянских лесах, и медведя, убитого близ Петербурга, в имении «Пустынка».

Китайская комната, в которой находятся редкие коллекции произведений китайского искусства. Здесь же  чучела колоссальных медведей, убитых князем Феликсом Юсуповым
Китайская комната, в которой находятся редкие коллекции произведений китайского искусства. Здесь же чучела колоссальных медведей, убитых князем Феликсом Юсуповым

Китайская комната

В Китайской комнате, где размещены собранные князем редкие произведения искусства Небесной империи, стоят чучела волков и медведей, убитых князем в лесах Смоленской и Орловской губерний.