Найти в Дзене
Cat_Cat

О реалиях военного корабельного строительства Российской империи

В главной роли Александр Эрнестович Шотт, главный инженер (называемый строителем) броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». Опытный и ответственный проектировщик, на чьи плечи были взвалены наблюдение за строительством и частые поездки в Петербург для получения и утверждения изменений в проект корабля, а также проверка исполнения работ заводами-смежниками. А изменений было много: в отечественном судостроении тогда не существовало понятия эскизного проекта. В итоге при выяснении недостатков или появлении новых хотелок изменения вносились на уже строящийся корабль, нарушая последовательность сборки и замедляя её. К примеру: В апреле 1899 г. (строительство уже идёт более полугода) в результате правок чертежей башен, палуб и пр. А. Э. Шотт разработал новые чертежи броневых плит со сроками их готовности, например, для боевой рубки и ее нижней трубы для прохода — 1 апреля 1900 г. В июне 1899 г. ВНЕЗАПНО из-за изменения МТК (Морской технический комитет, подразделение Морского министерства,

В главной роли Александр Эрнестович Шотт, главный инженер (называемый строителем) броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». Опытный и ответственный проектировщик, на чьи плечи были взвалены наблюдение за строительством и частые поездки в Петербург для получения и утверждения изменений в проект корабля, а также проверка исполнения работ заводами-смежниками.

Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический»
Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический»

А изменений было много: в отечественном судостроении тогда не существовало понятия эскизного проекта. В итоге при выяснении недостатков или появлении новых хотелок изменения вносились на уже строящийся корабль, нарушая последовательность сборки и замедляя её.

К примеру:

В апреле 1899 г. (строительство уже идёт более полугода) в результате правок чертежей башен, палуб и пр. А. Э. Шотт разработал новые чертежи броневых плит со сроками их готовности, например, для боевой рубки и ее нижней трубы для прохода — 1 апреля 1900 г. В июне 1899 г. ВНЕЗАПНО из-за изменения МТК (Морской технический комитет, подразделение Морского министерства, которое выносит основные требования и облик корабля) конструкции труб для подачи снарядов и улучшения строителем подкреплений под башни главного калибра конфигурация брони меняется. Её чертеж был оперативно рассмотрен и утвержден 26 июля 1899 г., и главный инспектор артиллерии тотчас же дал заказ на листы Ижорскому заводу со сроком исполнения 1 ноября. Чертёж отправляют обратно на Николаевскую верфь. Но что происходит дальше? Найдя в чертеже под плитами наличие деревянной прокладки, не допускавшейся по новым правилам, принятым МТК в июне 1899 г., портовый инженер (не Шотт!) предписывает строителю разработать новый. Оперативно данный МТК заказ Ижорскому заводу отменяется.

Правила правилами, но зачем вводить их во время и так затягиваемого по различным организационным причинам строительства!

И это ещё не самое худшее, что тогда было.

Далее процитирую (с сокращениями) монографию Рафаила Мельникова:

«Нельзя не рассказать об удивительной по своей продолжительности истории выбора… офицерского умывальника! Избранные А. Э. Шоттом в мае 1901 г. "крайне симпатичные по своей компактности и прочности" складные металлические умывальники (установленные уже на "Трех Святителях") вызвали столь уничтожающую критику командира броненосца М. А. Данилевского (да, по понятиям тех лет командир надзирал над своим будущим кораблём и влиял на его строительство — А. Х.), что С. П. Тыртов (управляющий Морским министерством — А. Х.) наложил запрет на заказ "никуда не годных" умывальников, не вызывавших прежде никаких претензий. От казённого железного умывальника образца 1875 г., избранного командиром "Потемкина", обратились к деревянному, только что утвержденному главным командиром для броненосца "Двенадцать Апостолов". Начавшееся было изготовление таких умывальников для "Потемкина" остановилось в связи с заменой на кораблях дерева металлом. Тогда строитель, и без того сбившийся с ног из-за хлопот с броней и предстоящего перехода ("Потёмкина" на достройку – А. Х.) в Севастополь, решил ждать утверждения разрабатываемого в Петербурге специальной комиссией образца типового металлического умывальника, а на переход подобрать что-нибудь из запасов порта».

Прошел год. Петербургский образец «уже неоднократно проектирован комиссиею», но все еще подвергается изменениям, так как был одобрен тип умывальника, установленного на только что прибывшем из Америки броненосце «Ретвизан». Еще через год ВНЕЗАПНО оказывается, что МТК не без совета сверху предлагает строителю разработать конкурсный образец умывальника, хотя самому комитету нравятся используемые в английском флоте, но при этом другие корабли снабжаются наряду с металлическими деревянными умывальниками прежних типов! Почувствовав свободу действий, строитель (кстати уже не Шотт) ходатайствует о заказе в одесском магазине Франца Цише 39 умывальников, близких по типу к английским. Но тут как раз подоспела необходимость заказывать оные для крейсера «Очаков», и севастопольская портовая контора, вызвав на конкурс претендентов из Петербурга, Севастополя и Одессы, 19 июня 1903 г. отдает заказ на умывальники для обоих кораблей «Художественной столярной фабрике К. Э. Акстмана» в Севастополе. Вскоре, правда, возникают «накладки» — «единственный в России» варшавский завод эмалированной посуды отказывает К. Э. Акстману в изготовлении умывальных чаш и ведер по полученным чертежам. Почти четырёхлетняя эпопея создания красивых и изящных умывальников завершается достойным образом: фаянсовыми чаши заменяются металлическими, а эмалированные ведра — оцинкованными.

Мораль думайте сами.

Автор: Аким Халиуллин