Продолжаем раскрывать тему по структуре IMRAD, и сегодня разберем как написать правильный заголовок.
Название статьи (Title) – это то, на что смотрят в первую очередь. При поиске необходимой статьи читатели делают это в следующем порядке: «Название» – «Аннотация» – «Результаты (Таблицы и рисунки)» – «Полный текст статьи». Преобладающей тенденцией является то, что в среднем число читателей от одного раздела к следующему в приведенной выше последовательности уменьшается в 10 раз. Это означает, что:
— на каждые 10 читателей, которые смотрят на название, один читает Аннотацию;
— на каждые 10 человек, читающих аннотацию, один знакомится с разделом «Результаты», особенно интересуют «Таблицы и рисунки»;
— на каждые 10 человек, читающих Результаты, один читает всю статью.
Таким образом, на каждого человека, который читает всю статью, 1000 читают название. Названия читают не только ученые, «сканирующие» содержание журнала, но и те, кто занимается поиском во вторичных источниках, где всегда указывается название и автор статьи, но списка литературы может и не быть. Название может быть перепечатано в библиографиях и предметных указателях, сохранено в библиографических базах данных и процитировано в других статьях. Поэтому название является чрезвычайно важным компонентом статьи.
Правильно подобранное название привлекает читателей, которые могли бы и не прочесть статью, и может помочь будущим исследователям найти важную информацию.
Хорошее название научной статьи должно соответствовать следующим требованиям:
- содержать как можно меньше слов: многие журналы ограничивают названия статей до 12 слов;
- точно выражать суть;
- точно и конкретно описывать содержание статьи;
- не содержать сокращений, формул и жаргонизмов;
- не нужно использовать глаголы;
- без малоэффективных слов, таких как «Some notes on …», «Observations on …», «Investigations on …», «Study of …» и «Effect of …»;
- название не должно быть кричащим, как в газетах (например, избегайте таких заявлений, как «Agroforestry can stop deforestation»);
- сообщите предмет исследования, а не результаты;
- следуйте предпочтениям стиля целевого журнала.
Важно помнить, что название просматривается читателем в первую очередь и поэтому должно быть четким и последовательным по структуре, чтобы привлечь его внимание. Важные слова должны стоять первыми, и для выделения значимого содержания статьи следует использовать соответствующие слова. Выбранные слова также должны быть в форме, подходящей для сервисов автоматического реферирования и индексирования материалов. Следует избегать использования жаргонизмов и аббревиатур, и, по мере возможности, в названии следует использовать обычные названия вместо латинских названий растений (и других живых организмов).
Раньше было обычной практикой публиковать серию статей по теме с основным названием и несколько отдельных статей с отдельными подзаголовками, часто обозначаемыми как части 1, 2 и т.д. (Например, «Biomass decomposition in tropical alley cropping: Part 1, Part 2, …»). Эта практика вызвала несколько сложностей. Например, непрерывность чтения серьезно затруднена, когда разные части серии публикуются в разных номерах или выпусках журнала, или в разных журналах, или, что еще хуже, когда одна или несколько частей не публикуются вообще. Такие отдельные части серии статей не отвечают основному требованию, согласно которому каждая статья «должна представлять результаты независимого, связного исследования», как это предусмотрено в Инструкциях для авторов большинства журналов. Таким образом, серия статей в настоящее время не одобряется большинством журналов.
Альтернативный вариант для серии статей является «висячий заголовок» (Hanging Title), который похож на название серии, за исключением того, что двоеточие меняется на римскую цифру, обозначающую часть серии (например, «Biomass decomposition in tropical alley cropping: comparison of common multipurpose trees»); эта практика все еще принята большинством журналов. Преимущество висячего заголовка состоит в том, что наиболее важные слова названия представлены первыми и, следовательно, предпочтительны для читателя. Некоторые авторы, стремясь обойти строгий лимит слов в названии, установленный журналом, утверждают, что висячий заголовок не учитывается при подсчете слов в названии. Решение в таком случае принимает редактор.
Большинство журналов разрешают и запрашивают «Бегущие заголовки» (Running Heads). Бегущий заголовок статьи – это сокращенное название, которое будет напечатано в виде заголовка на всех или альтернативных страницах. В инструкциях журнала указывается характер бегущих заголовков и максимально допустимое количество символов, включая пробелы. Автор должен убедиться, что бегущий заголовок соответствует статье с точки зрения ее содержания, особенно для обзорных статей и глав книг, где бегущий заголовок должен привлекать внимание читателя.
А в следующей статье разберем особенности раздела Authors.