Найти в Дзене
Оксенфуртская академия

Проблема "разнообразия" в кино. Почему оно не работает?

Жгучее желание показать на экране людей всех возможных рас, этнических групп и культур отчетливо начало прослеживаться в фильмах последнего десятилетия. Несмотря на то, что кинематограф всегда стремился к разнообразию, просто потому, что существует множество историй, которые можно рассказать, да и привлечь внимание зрителей, показав им что-то нетипичное, порой намного проще, чем идти по проторенной дорожке, которая уже давно всем надоела, именно в наше время эта идея приобрела особую популярность и даже некоторые новые грани.

Да, "разнообразие" сейчас является чуть ли не самой обсуждаемой темой в индустрии. Одни люди отчаянно топят за то, чтобы абсолютно каждый фильм, сериал или анимационный проект соответствовал его принципам, не зависимо от авторской задумки, сеттинга, а порой и здравого смысла, а других возмущает сам факт такого наглого и неприкрытого навязывания актуальной повестки, которая не только не привносит в кино ничего нового, но и зачастую оказывает прямо противоположный от ожидаемого эффект.

Почему вместо того, чтобы продвигать "разнообразие", то есть то, чем, якобы, сейчас заняты очень многие студии, современное кино вызывает у все большего числа зрителей лишь отторжение? Почему от "разнообразия", которое, по идее, должно толкать в массы великое множество культур, страдает самое важное - репрезентация этих самых культур? И почему "разнообразие", вопреки всякой логике, делает фильмы однотипными? Давайте вместе постараемся разобраться в этом вопросе.

-2

Для того, чтобы действительно продвигать в массы разнообразие культур, с моей точки зрения, достаточно просто снимать хорошее кино о том, что ты любишь и в чем разбираешься. Вот и весь секрет! Удивительно, но хорошее кино само по себе вызывает эмоциональный отклик у зрителей. А если оно интересно показывает какую-то культуру, быт народов или традиции, то и всё это может заинтересовать зрителей.

Сколько людей после просмотра "Гарри Поттера" прониклось британской историей и культурой? Как много зрителей узнали о совершенно другой стороне Франции благодаря "1+1"? А каково число тех, кто посмотрел "Васаби" и им захотелось самим побывать в Японии? Таких людей очень много. Постепенно, шаг за шагом, один интересный фильм за другим, разнообразие продвигалось само собой задолго до того, как это стало повесткой. Таков естественный порядок вещей. Людей попросту интересуют другие культуры. Не нужно им ничего навязывать.

-3

Но усвоить эту простую мысль оказалась для многих непосильной задачей. И вместо того, чтобы сосредоточиться на настоящем разнообразии, приложить максимум усилий, создать захватывающие сюжеты и персонажей, которые реально понравятся зрителям, в конце концов, показать то, чем на самом деле живут люди со всех краев света, они просто добавляют в кадр побольше чернокожих, азиатов или индусов, чисто для галочки, а затем гордо называть это безобразие "разнообразием". И, естественно, оно не работает так, как должно.

-4

За этим натужным "разнообразием", как правило, не кроется никакой идеи, а в фильмах, которые созданы исключительно ради его продвижения, нет ничего из того, что реально побудило бы зрителей проникнуться той или иной культурой. Обычные пустышки, о которых после просмотра просто забудут.

Вот и получается, что на один "Лило и Стич", который когда-то влюбил миллионы людей в Гавайи, ведь любовь к ним чувствовалась буквально во всех аспектах мультфильма, начиная со сценария и рисовки, и заканчивая озвучкой (естественно, в оригинале), мы получаем целую гору низкопробного шлака, который пытается как-то выехать на идее мнимого разнообразия, при этом не предлагая зрителям ничего интересного.

-5

А помните "Тайну Коко"? Она не только насквозь пропитана мексиканским колоритом, переданным в мельчайших деталях, но и показывает дико эмоциональную историю, которая западает в душу. Кто-то против такой репрезентации? Естественно, нет.

Но проблема в том, что создание подобных проектов требует больших усилий и таланта. Нужно ведь реально изучить чужую культуру, написать интересную историю, создать привлекательных персонажей и потратить годы на то, чтобы довести всё до ума. Так и зачем оно нам надо, если можно схалтурить в надежде на то, что и так прокатит?

-6

Когда подход становится формальным, когда искусство уступает место бизнесу или политике, на свет рождаются продукты, а не фильмы. А уж если создатели таких проектов пытаются в "разнообразие", тут уж тушите свет. Вместо грамотной и уважительной репрезентации какой-либо культуры, зачастую мы получаем сборник из отборных стереотипов, порой весьма оскорбительных, и глупейших ошибок, не вызывающих ничего, кроме смеха. Сами знаете, в России вечно идет снег, в Японии цветет сакура, а из любого конца Парижа обязательно видна Эйфелева башня. Ну, а водка, медведь и балалайка, или их аналоги для других народов, вроде багетов, являются неотъемлемой частью таких поделок.

Впрочем, даже если создатели фильма или мультика реально стараются достойно показать на экране культуру какого-нибудь народа, велик шанс того, что его представители всё равно обидятся на абсолютно случайную ерунду, как это случилось, например, с "Моаной": полинезийцам не понравилось то, что великого героя Мауи изобразили полным. То есть, они обиделись на стилизацию мультфильма, ведь сам Мауи в нем даже не был толстяком.

-7

И таких примеров можно вспомнить великое множество. Но это то, что касается реальных попыток в репрезентацию, а что там по тому самому "разнообразию", о котором все постоянно твердят? А о нем и сказать-то толком нечего: максимально разнообразных актерский состав, собранный ради того, чтобы соответствовать заданной сверху квоте (актерские навыки не обязательны), и, в лучшем случае, упоминание какой-нибудь традиции. Вот и всё, чем может похвастаться большинство подобных поделок. Люди с нужным цветом кожи просто должны быть в кадре. Вот то, что сейчас принято называть "разнообразием".

-8

Добавьте ко всему этому то, что зачастую такая репрезентация... ломает репрезентацию. То есть, ничего удивительного, если в фильме, действие которого разворачивается, скажем, в Америке, население которой крайне разнообразно, соответствующий каст. Это смотрится уместно, органично и является репрезентацией американского общества. Любой, кто возмущается по поводу кастинга в подобных проектах, со словами, "я, конечно, не расист, но..." им же и является. Исключения - экранизации чего-либо, в которых персонажам по чьей-то прихоти сменили расу. В этом случае у фанатов есть полное право возмущаться. Но если фильм абсолютно оригинален, то аргумент не принимается.

Однако, те же самые условия не работают со многими другими сеттингами. Если вы хотите показать скандинавскую культуру и снимаете фильм про викингов, на серьезных щах, без уклона в откровенную пародийность, то такое "разнообразие" только рушит репрезентацию. Смена расы известным историческим личностям, пресловутое разнообразие там, где его быть не могло, чернокожие крестьяне или, ещё лучше, дворяне в средневековой Европе. Всё это не только ломает повествование и репрезентацию конкретных культур, но и вызывает у зрителей накапливающееся со временем раздражение и недоверие.

-9

Они чувствуют подвох и понимают, что киноделы не пытаются выразить уважение какой-то конкретной культуре и показать любовь к ней, а подсовывают им откровенную дичь, добавленную ради удовлетворения интересов определенной группы людей. Но уж точно не ради истории или зрителей, на которых уже давно набрасываются за любую критику в адрес подобного натужного "разнообразия".

Люди больше не верят киноделам. Они видят во всем только повестку. И из-за этого страдают даже те творения, которые реально хотят рассказать какую-то интересную историю. Я не шучу, стоит людям увидеть на кадрах хотя бы одного чернокожего, как в комментариях начинается сущий кошмар. Вот к чему привела политика "разнообразия". Если раньше всем, кроме откровенных дурачков, было плевать на цвет кожи актеров, то вот сейчас это больная тема для многих. Навязанное "разнообразие" всем надоело. И вот ответная реакция. Порой пугающая и беспощадная.

-10

И вина за это, по большей, части лежит на тех, кто бездумно навязывал "разнообразие" в единственно верном, по их мнению, формате, который, вот уж сюрприз, не годится для всего подряд. Неуклюжее, неумелое и попросту бесталанное исполнение, которым из раза в раз занимались одни и те же компании, в итоге всем надоело, и их репутация оказалась запятнана.

Наверное, самым ярким примером последних лет, уж простите меня за небольшой отход от темы, является ситуация с чернокожим самураем Ясукэ, который должен стать одним из главных героев игры "Assassin’s Creed Shadows". С самого анонса люди прочувствовали, что такой выбор персонажа обусловлен исключительно повесткой. Французская компания Юбисофт просто не могла удержаться и не вставить в свою игру про этнически довольно однообразную Японию единственного более-менее известного чернокожего. И на игроделов обрушился шквал критики, с которым они разбираются до сих пор.

-11

Но, знаете, когда Ясукэ (или его аналоги) появлялся в аниме или играх от самих японцев, это не вызывало вообще никакого хейта. Крутой и сильный чернокожий самурай. Это же такой необычный образ! Но если японцы добавляют в свои произведения Ясукэ просто потому что он крут, то вот Юбисофт явно сделало это, чтобы угодить прогрессивной общественности. Причем это желание было настолько сильным, что параллельно компания попыталась переписать уже реальную историю (далеко не факт, что реальный Ясукэ был самураем, но у Юбисофт на этот счет было свое мнение, которое они рьяно отстаивали), совсем позабыв о том, что создает художественное произведение. И это только больше разозлило всех.

-12

Отличный пример, который показывает отношение людей к тому, чем занимаются крупные компании в попытке угнаться за трендами. То "разнообразие", которое они, якобы, продвигают, попросту не работает и даже оказывает прямо противоположный эффект, плодя ненависть в сердцах людей. И чтобы исправить ситуацию нам нужно больше реально хороших фильмов, сериалов и анимационных проектов, которые уважительно относятся к культуре разных народов, бережно переносят её на экран и действительно вызывают интерес зрителей.

Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях, а также подписываться на канал, Дзен.Премиум, если хотите поддержать выход новых публикаций и получить доступ к эксклюзивному контенту, а также группу ВКонтакте, чтобы не пропустить другие интересные статьи.

Вас также может заинтересовать: