Найти в Дзене

Международный опыт психолого-педагогической работы с детьми с дислексией и СДВГ

Дислексия и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — два наиболее часто встречающихся состояния из группы расстройств нейропсихологического развития. Они наблюдаются примерно у 10% детей, причём в 40 – 50% случаев СДВГ сопровождается дислексией, и наоборот. «Расстройства нейроразвития» — это термин, появившийся в медицинском классификаторе МКБ-11. Некоторые врачи и учёные предпочитают говорить об особенностях. Вопрос терминологии является весьма тонкой и чувствительной темой, когда речь идёт о состояниях, не укладывающихся в рамки определения болезней и патологий. В областях, связанных с психологией и нейрофизиологией, наука сегодня стремится избегать стигматизирующих характеристик. Вместо «нарушений» и «отклонений» всё чаще используется термин «нейроразнообразие». Мозг нейроотличных людей устроен не хуже, чем у остальных. Он просто работает по-другому. Такие люди способны больше концентрироваться на деталях или воспринимать информацию в виде образов. Известный изобретатель
Оглавление

Дислексия и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — два наиболее часто встречающихся состояния из группы расстройств нейропсихологического развития. Они наблюдаются примерно у 10% детей, причём в 40 – 50% случаев СДВГ сопровождается дислексией, и наоборот.

«Расстройства нейроразвития» — это термин, появившийся в медицинском классификаторе МКБ-11. Некоторые врачи и учёные предпочитают говорить об особенностях. Вопрос терминологии является весьма тонкой и чувствительной темой, когда речь идёт о состояниях, не укладывающихся в рамки определения болезней и патологий.

В областях, связанных с психологией и нейрофизиологией, наука сегодня стремится избегать стигматизирующих характеристик. Вместо «нарушений» и «отклонений» всё чаще используется термин «нейроразнообразие».

Мозг нейроотличных людей устроен не хуже, чем у остальных. Он просто работает по-другому. Такие люди способны больше концентрироваться на деталях или воспринимать информацию в виде образов. Известный изобретатель Никола Тесла мог целиком воссоздать в уме разработанную им машину и представить, как в ней работает любая деталь. При этом он был дислектиком и, возможно, имел синдром Аспергера.

Дислексия и СДВГ: проблемы диагностики

Современная медицина за последние 20 – 30 лет добилась прогресса в лечении и профилактике многих заболеваний. Это удалось сделать, в том числе, благодаря согласованности и воспроизводимости диагностики.

В относительно молодой области нейроразвития дело обстоит иначе. Критерии диагностики в разных странах могут существенно различаться. Например, на Филиппинах и в Замбии под дислексией понимают трудности обучения в более широком смысле, чем в России. Такого же принципа придерживаются и в США, где понятия дислексии и дисграфии часто объединены.

На Тайване в число диагностических критериев дислексии включают уровень IQ; кроме того, в этом государстве каждая провинция может самостоятельно выбирать методы диагностирования.

Исследователи из ВШЭ (Россия) в 2022 году провели оценку эффективности фонологических тестов «ЗАРЯ», используемых в диагностике дислексии. Они выяснили, что хотя навык фонологической осведомлённости и является необходимым предиктором (средством прогнозирования) для выявления трудностей с чтением, одного этого недостаточно для постановки диагноза «дислексия».

Расхождения в оценках затрудняют сбор статистики, обмен опытом и внедрение новых принципов помощи. Они также не позволяют получить объективную картину.

Например, при использовании диагностических критериев справочника DSM-5 распространённость СДВГ оказалась выше, чем при использовании других критериев. А процентное соотношение различных форм СДВГ (невнимательный тип, гиперактивно-импульсивный тип и комбинированный тип) оказалось примерно одинаковым, хотя всегда считалось, что комбинированный СДВГ является наиболее распространённым типом.

Наличие специалистов, помогающих детям с дислексией и СДВГ

В некоторых странах — таких, например, как Великобритания, — профессия школьного психолога существует более ста лет. В других такой специальности вообще не предусмотрено (Ангола, Бангладеш, Колумбия). Вплоть до начала XXI века роль школьных психологов вообще не была в центре внимания международных исследований, посвящённых педагогической проблематике.

Соотношение психологов и детей от страны к стране сильно отличается. По данным, опубликованным в 2009 году, один школьный психолог в США работает с 1 – 2 школами, тогда как в Великобритании такой специалист может курировать 20 и более школ. В 12 странах (Австралия, Канада, Испания, Швейцария и ряд других) соотношение школьных психологов и учеников составляло 1:2000.

В Израиле школьный психолог обязан иметь лицензию от Министерства здравоохранения. Он должен пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. В задачи школьного психолога в Израиле входят диагностика и коррекция трудностей с обучением, СДВГ, расстройств поведения и эмоциональных нарушений.

Диагноз имеют право поставить и другие специалисты в области психического здоровья, например клинические психологи или психиатры. Но, поскольку в Израиле школьные психологи работают во всех образовательных учреждениях, то большинство диагнозов детям и подросткам ставят именно они.

Повседневная работа таких психологов разнообразна и сложна: они проводят индивидуальную и групповую терапию, осуществляют консультации для родителей и педагогов, выполняют психологическую оценку учащихся и оказывают поддержку тем, кто имеет особые образовательные потребности.

В России на одного школьного психолога приходится от 150 до 900 обучающихся: статистика отличается по регионам. Но они в меньшей степени ориентированы на выявление и профилактику нейроотличных состояний. Чаще всего они имеют дело с психологическими проблемами и коррекцией девиантного поведения.

Роль таких специалистов в российской системе образования в большей степени фокусируется на запросах школьной администрации, чем на потребностях детей.

Создание образовательной среды для школьников с дислексией и СДВГ

Нейроразнообразие — это новая концепция, которую всё ещё с трудом принимают чиновники от образования. Дети с дислексией, дисграфией, СДВГ, РАС часто воспринимаются как «проблемные», и школа стремится от них избавиться вместо того, чтобы помочь им раскрыть потенциал.

В современном мире задача детских психологов и педагогов состоит в том, чтобы создать для таких детей комфортную среду обучения и подготовить их ко взрослой жизни. Дети с дислексией или СДВГ ничем не отличаются от других учеников, у них тоже могут быть сильные и слабые стороны. Они часто очень умны и талантливы, но могут испытывать некоторые трудности — например, с организацией или вниманием. Они нуждаются в большем количестве визуальной информации, им нужны чёткие инструкции и больше времени на выполнение заданий, но они не глупее и не хуже остальных учеников.

В странах, где это понимают, стараются проводить семинары с родителями и педагогами для повышения осведомлённости, внедрять стандарты инклюзивного образования, предотвращать случаи социальной стигматизации детей с особыми потребностями.

Речь идёт не только о странах западного мира. Например, в Индии Закон об образовании 2016 года учитывает 21 тип различных нарушений и особенностей развития, включая трудности с обучением. Подростки с такими проблемами, достигнув возраста 14 лет, могут отказаться от школьных предметов, которые им трудно даются, и выбрать вместо них другие. В университетах Индии существует 3-процентная квота для молодых людей с ограниченными возможностями.

Для системы образования Израиля характерна значительная автономность и децентрализация, что позволяет школам осуществлять свои собственные образовательные инициативы.

Примерно 10% израильских детей получают специальные и инклюзивные образовательные услуги. В этой сфере в Израиле придерживаются двух основных принципов: уважение человеческого достоинства и достижение равных возможностей.

Каждый ребёнок в Израиле имеет право учиться в соответствии со своими способностями. Для достижения этой цели был разработан ряд специальных систем поддержки и адаптированных учебных режимов для детей с особыми потребностями.

Так, например, каждая школа самостоятельно выбирает учебные предметы из широкого перечня материалов, рекомендуемых Министерством образования страны. Активно используются информационные технологии для того, чтобы улучшить подготовку учителей для работы со школьниками, имеющими трудности с обучением: в Израиле действует программа «Адаптация образовательной системы к XXI веку».

С 2018 года запущен курс по специальному и инклюзивному образованию для израильских педагогов. Этот курс предоставляет им инструменты и рекомендации по составлению учебных программ.

Предлагаем пройти
онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.