Найти в Дзене
На завалинке

Обычный ребёнок... Рассказ

Летнее солнечное утро. Просторная светлая комната на даче. Молодая женщина расчесывает волосы у зеркала, периодически поглядывая на кроватку, где спит её годовалый сынишка. Малыш раскинул ручки в стороны и улыбается во сне, его губы слегка подрагивают, словно ему снится что-то приятное. После вчерашнего события, она до сих пор не может успокоится. Сын её удивил. Удивил и немного напугал. *** Насколько она себя помнила, Лида всегда была обычным ребёнком. Ну, если не считать мелочей. Она помнила себя не только с самого дня рождения, но и до этого. Будучи трёхлетним ребёнком, она часто поднимала голову и смотрела на потолок. Улыбалась и снова занималась игрушками. *** В её памяти чёткая картина прошлого. Синее-синее небо и очень светло. Светло, но солнца нет. Свет идёт отовсюду. Маленький остров, на котором белое здание и много-много детей. Они играют. Лида тоже среди них. Ей хорошо и спокойно. Нет ни дня, но ночи, словно время остановилось. Но почему-то периодически все дети подходили к

Летнее солнечное утро. Просторная светлая комната на даче. Молодая женщина расчесывает волосы у зеркала, периодически поглядывая на кроватку, где спит её годовалый сынишка. Малыш раскинул ручки в стороны и улыбается во сне, его губы слегка подрагивают, словно ему снится что-то приятное.

После вчерашнего события, она до сих пор не может успокоится. Сын её удивил. Удивил и немного напугал.

***

Насколько она себя помнила, Лида всегда была обычным ребёнком. Ну, если не считать мелочей. Она помнила себя не только с самого дня рождения, но и до этого.

Будучи трёхлетним ребёнком, она часто поднимала голову и смотрела на потолок. Улыбалась и снова занималась игрушками.

***

В её памяти чёткая картина прошлого. Синее-синее небо и очень светло. Светло, но солнца нет. Свет идёт отовсюду. Маленький остров, на котором белое здание и много-много детей. Они играют. Лида тоже среди них. Ей хорошо и спокойно. Нет ни дня, но ночи, словно время остановилось.

Но почему-то периодически все дети подходили к воде и туда прыгали. Прыгали и пропадали. Лида боялась прыгать, хотя ей неоднократно предлагал голос, что звучал в голове.

«Я потом, - просила она мысленно. – Можно, я здесь останусь ещё? Мне так хорошо».

И её оставляют в покое на какое-то время. Но в один прекрасный день ей снова напомнили:

- Пора!

Лида подошла к краю водоёма и шагнула.

Всё тело сдавило со всех сторон, словно она застряла. Нечем дышать. Темно. Очень страшно и холодно. Руки схватили её и потащили. Потом вымыли и перепеленав подали матери.

Лида уставилась на эту растрёпанную женщину, которая смотрела на неё с любовью.

- Лидочка, доченька! – произносит женщина. – Какая ты красавица!

Она подняла глаза к потолку и заплакала.

«Мне страшно. Я не хочу», - пыталась она сказать, но язык не слушался и вместо слов вырвался только дурацкий плач.

Там сверху на неё глядели несколько светлых лиц, они улыбались и подбадривали:

«Не волнуйся, мы всегда рядом. Если тебе здесь не понравится, мы тебя заберём. Посмотри, как тебя любит мама».

Лида вздохнула и успокоилась:

«Ладно, поживу ещё здесь».

Каждый раз, когда ей становилось страшно или больно она плакала и смотрела на потолок. Там открывалось окно в небе и несколько белых, почти прозрачных лиц смотрели на неё. Девочка чувствовала, что они всегда рядом и успокаивалась.

Позже рядом с ней появился большой чёрный кот. Он сидел в её кроватке и разговаривал, когда мамы не было рядом. Он даже сторожил девочку, не давая ей выпасть из кроватки.

- Сиди тихо, - просил кот строгим голосом. – Сейчас придёт твоя мама и сменит подгузники. Потерпи.

Лидина мама убегала на работу, оставив девочку дома одну всего на час. Муж должен вернуться с ночной смены и подменить её. Всё это время кот следил за малышкой и если она начинала хныкать, говорил:

- Чего ты ревёшь? Вкусная каша в бутылочке, тепло, никто не мешает, не снуёт перед глазами. Поешь и спи.

Лида брала бутылку и сосала. Потом закрывала глазки и засыпала, а надменный кот сидел рядом и наблюдал.

Примерно к пяти годам кот пропал, как и окно в потолке. Лида с грустью смотрела вверх, но тех родных лиц, что её успокаивали и подбадривали обычно, больше не видела.

Играя как-то в зале с куклой, Лида рассказала бабушке Клаве и маме, которые весело что-то обсуждали, про чёрного кота и то, как она ждала папу, лёжа в кроватке с котом.

- Мне было так грустно, - рассказала девочка. - Возьму бутылочку, пососу кашку и засыпаю…

- Хе-хе-хе! – засмеялась баба Клава. – Фантазёрка! Не было у нас отродясь никакого кота. Выдумала ты внучка.

Девочка грустно вздохнула и продолжила играть. Только мать Люба побледнела, схватила мать за руку и увела в кухню.

- Мам, как она может такое помнить? – испуганным шёпотом спросила Люба. – Ей ведь тогда было только семь месяцев. Это невозможно!

- Так, это правда, что вы малышку оставляли одну? – возмутилась Клавдия Ивановна. – Как ты могла, дочка?

- Ты ещё к нам не приехала, а нам что оставалось, - оправдывается дочь.

- Я дом продать не могла, - поясняет Клавдия. – Не могла же я приехать к зятю с голыми руками… Вот дачку прикупили, огородик свой.

- Мам, так я и говорю, что так получилось, - продолжает Люба. – Ты не едешь, а что нам делать? Вот мы с Лёнькой и работали в разные смены, чтобы дочка не оставалась одна дома. Всего на часик и закрывали одну… Может это травма? Как она может так хорошо всё помнить?

- Брось, - успокоила мать. – Ребёнок! Чего только дети не выдумают. Не слушай её!

На этом странности дочери не закончились. Осенью сильно заболела и слегла Клавдия Ивановна, а муж Лёнька сломал ногу и сидел на больничном. Деньги и продукты в холодильнике одновременно закончились.

Вечером сидя на кухне с мужем, Люба жалуется:

- Ох, Лёнь, завтра Лидочке даже кашу сварить молока нет. Одним хлебом ребёнка кормить придётся.

- Знаю, - вздыхает он. - Но я и так уже у соседей столько денег назанимал, что отдавать придётся долго… Прости…

Лида слышала разговор родителей и очень хотела помочь, чтобы мама не плакала. Она пошла в свою комнату, и подняв голову вверх, попросила:

- Дайте маме денег на молоко. - подумала немного и добавила. - Пожалуйста!

Ночью Лида видит сон. К её кровати подходит старик с сердитым видом. Садится на стул и строго смотрит на девочку. Потом спрашивает:

- Ты знаешь, кто я? Узнала меня?

Лидочка испугалась и помотав головой, спряталась под одеяло.

- Я твой дедушка, Кузьма Алексеевич, - представился он. – Не уж-то не признала? Я у вас в зале на фотографии с бабой Клавой, - он задумчиво улыбнулся и пояснил. – Только я там моложе.

Лидочка уставилась на него карими глазёнками и слушала.

- Я вот чего пришёл, - наконец, признался он. – Ты денег просила… Так вот. В моём пиджаке, что висит у твоей бабушки в шкафу, в нагрудном кармане, в носовом платке заначка. Пусть возьмёт Клавдия. Там вам и на молоко, и на колбасу хватит. Запомнила?

- Угу! – кивнула девочка и уточнила. – А ты правда, мой дедушка?

- Правда! – улыбнулся старик и грустно вздохнул. – Не застал я тебя, внучка, помер. А, ты спи.

Он коснулся её головы рукой, и Лида сразу заснула.

Проснулась девочка рано. Услышала, как мама брякает чайником, наливая воду из крана. Вскочила с кровати и прямо босиком в ночной сорочке побежала к маме.

- Мамочка, дедушка Кузьма сказал, что у него в пиджаке в нагрудном кармане в платке деньги, - затараторила она. - Ты возьми их. Там на молоко должно хватить.

Клавдия Ивановна, что сидела за столом и пила лекарства, чуть стакан не выронила. Руки затряслись. Мать и дочь переглянулись.

- Бабушка, у тебя в шкафу висит его пиджак, - настаивает внучка. – Иди, посмотри!

- Мам, ты же говорила, что вещи папы соседям раздала, - уточняет Люба, вопросительно глядя на мать.

- Это любимый пиджак Кузьмы, - расплакалась Клавдия. – Ну, не могла я его никому отдать.

- Ну! – перебил их трогательные воспоминания Лёня. – Так может посмотрите там деньги.

- Не знаю, - с недоверием ответила тёща, но встала и пошла в свою комнату.

Лёня и Люба поспешили за ней. Они стояли на пороге и смотрели, как Клавдия Ивановна достала пиджак покойного мужа и вынула платок.

- Ой! – вскрикнула она, ощупывая платок руками. – Там что-то есть…

Этих денег хватило чтобы спокойно дожить до зарплаты Любы и даже отдать часть долга соседям.

Больше особых случаев с Лидой не происходило. Почти. В школе как-то её обижал один мальчик: дразнил и дёргал за косы.

На уроке физкультура он толкнул её и Лида сильно ударилась коленкой. Разозлилась на него. Учитель позвал его прыгать через «козла». Лида с такой ненавистью смотрела ему в спину, что готова была закипеть.

Димка разбежался и только собрался прыгать, как с шумом лопнула резинка на трико, и они упали, демонстрируя его трусы. Мальчик споткнулся и упал под общий хохот класса.

Училась Лида хорошо, но не потому, что всё знала. Она предчувствовала заранее спросят её на уроке или нет. Поэтому не напрягалась и учила то, что спросят.

Интуиция её никогда не подводила. Правда однажды она не послушалась своего предчувствия и потом пожалела.

Вопрос касался выбора мужа. Ей очень нравился высокий парень из их двора. Правда он пользовался не очень хорошей репутацией: гулянки, драки, девочки. Но Лида так влюбилась, что старалась гнать из головы глупые предостережения. Вышла за него замуж сразу после окончания школы.

Прожили супруги недолго - полгода. Эдик часто приходил домой пьяным после ночных гулянок и кричал на Лиду:

- Эй, жена, встречай мужа! Где ужин? Чем ты тут занималась без меня?

Лида сидела на кухне и плакала. Она всю ночь его ждала и даже сама ничего не ела. Кусок в горло не лез, переживала. На плите стояла холодная сковорода с котлетами.

- Чего расселась? – кричал на неё Эдик. – Почему не встречаешь мужа?

Лида разозлилась на него, готова была разорвать на части. Обида поднималась и поднималась, как закипающее молоко в кастрюле на плите.

Муж замахнулся на неё, чтобы ударить, но внезапно за его спиной треснула и разлетелась на части стеклянная крышка на холодной сковороде. Осколки ударили его в плечо.

- Ах, ты так! - заорал он и хотел схватить её за волосы, но лопнула лампочка и осыпала его стеклом.

Они развелись, и Лида вернулась домой.

Следующего своего мужа Лида видела часто во сне. Она ещё не знала где и когда, но точно встретятся. Во сне мелькнёт приятное лицо, среди толпы прохожих на остановке. А встретились случайно.

К соседу по лестничной площадке приехал приятель. Они столкнулись и сразу, как будто узнали друг друга.

Он долго смотрел на неё, а потом представился:

- Олег!

- Лида, - тихо ответила она и в груди словно защебетали птички.

Свадьбу сыграли скромную, только близкие родственники. Лида волновалась, переживала, получится ли у них хорошая семья. Ведь прошлый раз она так ошиблась в муже, хотя очень его любила.

Олег оказался заботливым, внимательным мужем. Первой родилась дочь Верочка. Все рады, а особенно старики своей первой внучке.

Муж очень хотел ещё детей и конечно сына. Но на тот момент были трудности с деньгами. Олег уволился с прежней работы, а новую никак не мог найти. Лида работала по контракту, который вот-вот должен закончиться. Нервы на пределе. Хорошо, что бабушка с дедушкой забрали внучку к себе на дачу. Помогали чем могли.

Лида шла на работу, а на душе тоска от безысходности. Хочется кричать от досады, что снова всё рушится. Внезапно почувствовала головокружение, чуть не упала возле кабинета начальника, который вызвал её к себе.

- Я очень доволен вашей работой, Лидия, - сказал он и замолчал.

Лида напряглась, понимая, что ничего хорошего это не значит.

- Но, к сожалению, - продолжил начальник. - Работница, на месте которой вы приняты, через неделю выходит из декрета. Я вынужден вас уволить. Извините.

Вечером Лида пришла домой разбитая, еле ноги передвигает. Сразу легла спать.

Видит сон. К её кровати подходит старик. Сразу узнала Кузьму Алексеевича. Он улыбнулся и сел рядом.

- Здравствуйте, дедушка, - поздоровалась она. – Я вас узнала. Вы нам тогда деньги дали… Я помню… Но в это раз всё плохо. Меня увольняют и ещё я кажется заболела.

- Нет, - спокойно ответил Кузьма. – Ты не больна. Там у тебя сын. Ведь вы так хотели сына…

- Хотели, но… - перебила его Лида. – Не сейчас. Муж без работы, меня на днях уволят. Я не оставлю этого ребёнка…

- О-н дол-жен родиться! - по слогам жёстко произнёс дед и тут же пропал.

Лида проснулась. Всё тело трясёт, тошнит и кружится голова. Побежала в ванную умываться. В обед сходила в аптеку за тестом. Проверила - две полоски.

Вечером рассказала мужу. Олег так обрадовался, что подхватил жену на руки и закружил по комнате.

«Ай, - подумала она про себя. – Будь, что будет. Пусть будет сын. Прокормим».

Через два дня её снова вызвал к себе начальник. Лида догадывалась зачем, но шла спокойно. Предчувствие говорило, что всё будет хорошо.

- Поздравляю, - с порога обрадовал руководитель. – Начальство приняло решение оставить вас и для этого ввести новую штатную единицу. Установить рабочее место лично для вас.

Всё стало налаживаться. Олег тоже нашёл хорошую работу и жизнь потекла спокойно и ровно. До того самого дня.

В положенный срок Лида родила здорового сына Диму. Муж осыпал её цветами и подарками. Дед с бабушкой и внучкой Верой с восторгом разглядывали младенца.

Как только мать и ребёнка оставили одних, Лида подошла к кроватке и ласково заглянула на сына.

На её смотрели строго с укором глаза. Этот насупленный взгляд взрослого человека она узнала и ойкнув, шарахнулась в сторону. До выписки из роддома и после Лида молчала об этом и только спустя месяц поделилась своими мыслями с мужем.

- А что, если в теле нашего сына родился мой дед? – растерянно спросила она.

- Ерунда, - отмахнулся Олег и обнял жену. – Я буду любить своего сына всегда. И тебя и Веру. Вы моя семья.

Лида немного успокоилась, но стала внимательнее относиться к сыну. Примечать все странности.

Когда мальчику исполнился год, он заговорил. Причём странным назидательным тоном. Лида совала сыну ложку с кашей. Он отворачивался и вздыхал:

- Позвольте мне самому решать, что есть. Надоела ваша каша! Неужели трудно пожарить котлет?

Мать так растерялась, что машинально сама сглотнула кашу с ложки и кивнула:

- Хорошо… Сейчас пожарю…

Сомнений не осталось, в теле сына её дед Кузьма Алексеевич.

Вечером, когда муж с отцом вернулись из баньки и хорошо сидели за столом, она поделилась своими предположениями с мамой. Люба выслушала дочь и немного задумалась. Потом они вошли в комнату, где уже спал внук и заглянули в кроватку.

- А, что? – усмехаясь сказала Люба, подмигивая дочери. – Похож! Вылитый твой дед.

Потом рассмеялась и обнимая дочь, добавила:

- Не накручивай ты себя. Нормальный, обычный ребёнок. Пошли я тебя клубникой накормлю. Такая нынче ягода уродилась, сама в рот лезет. Пошли!

Пробуя спелую ягоду со сливками и слушая, как подвыпившие мужчина спорят обнявшись, она облегчённо вздохнула.

***

Из комнаты запахло разогретым вчерашним шашлыком и послышалось бряканье посуды.

- Дед, тише, - шипит на него баба Люба. – Молодые небось ещё спят, а ты гремишь спозаранку.

- Олег к реке купаться ушёл, - отвечает дед. – Я сам в окно видел.

Лида заколола заколкой волосы собрав их в хвост на затылке и подошла к кроватке сына. Он ещё спит.

«А, что обычный ребёнок, - подумала она про себя. – Ну, заговорил и что?»

Но мальчик вдруг потянулся и открыл глаза.

Принюхался. Из кухни призывно пахло мясом. Лида уже склонилась над сыном, широко улыбаясь и собираясь приласкать ребёнка. Она даже открыла рот, чтобы сказать:

«А, кто это у нас такой красивый проснулся?»

Сын сел, и строго сдвинув брови, спросил у матери:

- Чего вы всё сюсюкаете? Не наигрались… Мы есть сегодня будем?

Лида попятилась и шлёпнулась на стул.

«Да уж, - вздохнула про себя. – А, что обычный ребёнок…»