Представим фантастическое: поезда в метро ходят то раз в неделю, то каждые две минуты, на станциях столпотворение, а часть еще и не работает. Наверняка вы в таком случае поедете на такси. А вот реальность из жизни: на железных дорогах коллапс, а грузы возить как-то надо. Выход - автомобильные грузоперевозки. В этой сфере есть компания, которая аналогично такси решает задачи участников рынка – логистическая платформа Монополия. О ней и поговорим 🔽
📌 Суть бизнеса этой компании не только в том, чтобы соединить отправителя груза и перевозчика, но и закрыть другие потребности - например, с оплатой топлива, стоянок и других дорожных сервисов, построением эффективных маршрутов и т.д.
📈 Компания в пятницу раскрыла операционные результаты за 1П2024, и видно, что бизнес у нее растет очень стремительно, что особенно примечательно на фоне проблем в секторе грузовых ж/д перевозок. На платформе «Монополии» новых активных перевозчиков и транспортных средств стало в 2,7 раз больше, а общее число активных грузовых машин достигло 19,5 тысяч, за год увеличившись на 46%. Число выполненных заказов выросло на треть, по сравнению с 1П2023 года.
🤔 Что дальше? 70% грузов в России перевозят автотранспортом. В понимании перспектив очень помогает свежий отчет Kept по отрасли. По оценкам коллег, рынок крупнотоннажных грузовиков в натуральном выражении в этом году составит 707 тысяч штук по сравнению с 679 тысяч в 2023 году. Но рынок фрагментирован: есть крупные транспортные компании, но большая часть рынка - это мелкие грузоперевозчики. Вот купили вы фуру - как искать клиентов? Как конкурировать с другими игроками? Как снизить время простоя и оптимизировать загрузку? Как сэкономить на топливе?
🫤 А если вы заказчик, то как вы можете быть уверенными в надежности перевозчика? В том, что он предлагает адекватную стоимость и сроки? Как быстро найти грузовик под бизнес-задачи? Удобно, когда ответ на все эти вопросы лежит в формате одного окна на цифровой платформе.
📊 По оценке агентства АКРА, которое впервые присвоило рейтинг компании до ВВВ+, Монополия занимает порядка 75% рынка услуг цифрового фрахта, который будет расти по мере роста проникновения цифровизации, а она до сих пор остается на низком уровне - пространство для роста есть.
🛑 Из зон риска агентство отмечает средний размер компании и двукратный рост долга в 2023 году в связи с покупкой $GTRK. С другой стороны, у Монополии сильная ликвидность и достаточный денежный поток, да к тому же есть активы без залога, которые могут быть проданы в случае проблем с обслуживанием долга.
👉 По итогам 2023 года финансово компания выглядит стабильно и обладает ресурсами для развития и захвата рынка особенно на фоне проблем с ж/д перевозками. Но я бы сначала дождался публикации МСФО отчетности за это первое полугодие. По информации, которую вижу в инвестсообществах, компания присматривается к дебютному выпуску рублевых бондов - не так давно была зарегистрирована программа облигаций, еще и вроде как флоатер потенциально могут разместить. В период высоких ставок бонды стали очень привлекательным инструментом, в случае флоатера и того больше, тк есть сентимент на дальнейшее увеличение ключа.
Так что буду держать вас в курсе. А с вас - активность 👍